Адамский А.И (ред.) Сетевое партнерство в образовании
Книга построена как кейс по описанию феноменов и форм партнерско-сетевого взаимодействия в образовании.
Кейс — это портфель разнородных материалов о каком-то объекте или явлении. Выбор жанра этой книги обусловлен тем, что модная в педагогическом сообществе тема «сетевого образования» еще теоретически не проработана. В то же время очевидно, что в сфере общего образования появились проекты, программы, типы совместной работы, которые по масштабу больше пространства одной школы, а по уровню задач шире, чем задачи обучения. Динамика и конкурентность современной жизни не позволяют полагаться в выборе оснований для стратегических решений только на интуицию, необхо-димы как минимум сбор фактов интересующего явления, обмен мнениями и опытом участия в подобном взаимодействии.
«Кейс» представляет собой разновидность гуманитарного исследования, в котором, в отличие от естественно-научного исследования, предполагается сбор разнообразного «живого» материала: групповых и индивидуальных интервью, описаний реальной деятельности, истории объекта изучения. Это делается для того, чтобы углубить, «отстранить», проблематизироватъ первичные представления авторов о проблемах интересующего явления и уже на основе нового материала сформулировать гипотезу его дальнейшего развития.
Материалы кейсовых исследований традиционно используют в качестве методического материала для знакомства с новыми типами деятельности. Содержание сетевого взаимодействия открывает новые возможности для индивидуального развития человека. Поэтому мы включили в нашу книгу в качестве методического материала для работы слушателей программы повышения квалификации (ППК) «Обеспечение уровня общего образования средствами индивидуальных образовательных программ».
Адамский а модель сетевого взаимодействия
Сегодня – второй день работы Красноярского городского образовательного форума. На площадке «Красноярск – образовательный центр Енисейской Сибири» педагоги, дети и эксперты обсудили практики реализации сетевого взаимодействия на примере сетевой школы старшеклассников «Лидер», в которую входят образовательные учреждения Красноярского края.
В своем выступлении директор красноярского лицея № 9 «Лидер» Ирина Осетрова отметила, что один из главных образовательных результатов сетевой школы – это подготовка ребят ко взрослой жизни. Они принимают участие в разнообразных практиках, встречаются с мастерами и профессионалами из разных сфер деятельности. Сотрудники МФЦ «Полюс», например, подготовили для детей семь интересных образовательных программ. Также старшеклассники активно участвуют в жизни Красноярска, становятся спикерами на ключевых городских мероприятиях.
Политолог Юрий Москвич подчеркнул, что школы объединяются для того, чтобы подготовить к жизни в городе тех детей, которые планируют в нем остаться. В этом смысле очень важно изучать вопрос перспектив развития населенного пункта на ближайшие десятилетия.
Красноярск включен в число городов, которые в будущем будут иметь мировое значение. По плану это произойдет через 15 лет, и будущих жителей города нужно готовить заранее.
Важнейшими аспектами сетевого образования эксперт считает обучение детей новой риторике и аргументации, а также тот факт, что дети начинают по-другому смотреть на происходящее в городах, в которых они живут.
Директор петропавловской школы Константин Гуреев отметил, что для маленькой сельской школы участие в сетевом проекте – это возможность научить детей делать свободный, осознанный, ответственный выбор.
«Детям нужно сделать максимальное количество предложений. Если бы не сетевая школа, наше маленькое образовательное учреждение никогда бы не смогло сделать своим ученикам избыточное количество предложений. Дети получили уникальные компетенции, которые в сельской среде было бы получить крайне сложно», – считает Гуреев.
По мнению научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, очень важно понимать, что сетевая школа – это новый тип взаимодействий, он неизбежно выходит за рамки установленных норм. Причем потенциал детей в сетевом образовании другой, чем в классной комнате за партой.
«Задача заключается в том, чтобы институционально, по правилам и нормам, перейти от сетевого взаимодействия к сетевому образованию. Это означает другие результаты. Надеяться, что сетевое образование только лишь улучшит традиционные показатели– это иллюзия. В сетевом образовании, как и в дистанте, появляются новые образовательные результаты», – считает Александр Адамский.
По мнению эксперта, благодаря сетевой школе появляются новые образовательные результаты. Например, умение взаимодействовать с окружающими можно оценивать точно так же, как и результат работы ученика на уроке математики. Это значит, что нужно предложить новую систему оценки результатов, которые возникают вследствие сетевого образования.
Сетевое взаимодействие образовательных организаций
В настоящее время в современном обществе на первый план выдвинуты проблемы личностного роста, самовыражения и гражданственности. В образовании задачи проектирования персонального пространства для самореализации личности очень важны для дальнейшего ее самосовершенствования и развития. Поэтому образование не только средство освоения всеобщих норм, культурных образцов, но и возможность реализовывать фундаментальный вектор процесса развития человека, поиск и обретение человеком самого себя.
Наиболее актуальной и эффективной формой достижения целей в образовательной сфере является сетевая организация совместной деятельности.
Основная цель сетевого взаимодействия образовательных организаций заключается в том, чтобы создать единое образовательное пространство с целью обеспечения качественного и доступного образования, которое будет направлено на формирование успешной личности.
В процессе сетевого взаимодействия решается ряд ключевых задач:
— идет обмен опытом, реализуются совместные образовательные проекты и социальные инициативы, совершенствуется образовательная среда учреждения;
— происходит расширение круга общения обучающихся для получения социального опыта, формирующего их мировоззрение;
— намечается объединение образовательных ресурсов школ и учреждений дополнительного образования;
— создается общее программно – методическое пространство для реализации ФГОС ООО.
В образовательной деятельности сетевое взаимодействие можно рассматривать в трех аспектах:
1. Участники сети как системы взаимодействия объединены единым координационным центром.
2. Сетевое взаимодействие выстраивается вокруг образовательной программы, в том числе программы внеурочной деятельности, где участники вносят определенный вклад в ее реализацию.
3. Сетевое взаимодействие при разработке индивидуального образовательного маршрута обеспечивает доступ обучающегося ко всем элементам образовательной сети.
Сетевое взаимодействие сегодня – ключевая проблема в рамках реализации ФГОС. Происходит это вследствие того, что приоритет современного образования заключается в превращении жизненного пространства в мотивирующее. Оно, в свою очередь, определяет дальнейшую самореализацию личности. Воспитание человека является итогом формирования мотивации к познанию, творчеству, трудовой деятельности, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Основными функциями сетевого взаимодействия являются образовательная и воспитательная, которые тесно связаны между собой. Обучающийся получает знания по дополнительным образовательным программам. Воспитательная функция направлена на обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование культурной среды. На ее основе определяются четкие нравственные ориентиры, поступательное воспитание обучающихся через их приобщение к культуре.
Сетевое воспитательное взаимодействие является эффективным этапом в формировании человека как разносторонне – развитой личности. Технология эффективного сетевого воспитательного взаимодействия — это технология, которая ориентирована на практику — решение актуальных проблем, связанных с воспитанием, с приобретением жизненно — социальных компетенций. Она предполагает особый тип сетевого взаимодействия обучающихся, где работа определяется как диалог. Такая работа возможна в творческих мастерских, лабораториях, мастер – классах, которые специально организованы для создания процесса, услуги. Их значение для целевой аудитории и социума будет велико.
Воспитательная работа в ГБПОУ ВО «БТПИТ» поставлена на достаточно высокий уровень. Кроме еженедельных классных часов, которые проводят классные руководители, обучающиеся вовлечены в кружковую деятельность, где они могут организовать свой досуг. Обеспечено их участие в научно – практических конференциях, конкурсах различного уровня. Проводятся круглые столы, встречи с возможными работодателями. Обучающиеся активно включаются в проектную деятельность, которая играет важную роль в современном обществе. Будущие специалисты проходят практику на заводах и предприятиях Борисоглебского городского округа. Ребята получают необходимые знания для своей будущей профессии и одновременно развивают свой творческий потенциал.
Насколько будет эффективным воспитание зависит от того, каким будет комплекс форм и методов деятельности детей и взрослых. Главную роль в этом будут играть те технологии, которые смогут обеспечить самореализацию, самодеятельность, эмоциональность, красочность жизни, все то, что сможет дать яркий социальный опыт для создания активной гражданской позиции.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что сетевое взаимодействие основного и дополнительного образования направлены на взаимодействие со всеми сферами развития личности обучающегося. Это семья, учреждения культуры, науки, физической культуры и спорта, социум. Партнерские отношения социальных институтов и учреждений помогут обучающимся максимально включиться в социум.
1. Адамский, А. И. Модель сетевого взаимодействия [Электронный ресурс] / А. И. Адам-ский. — Режим доступа: http://upr.1september.rU/2002/04/2.htm. — [06.11.2012].
2. Василевская, Е. В. О создании сетевой организации методической работы на муниципальном уровне [Текст] / Е. В. Василевская // Методист. — 2004. — № 5. — С. 18-22.