- Представления о себе активных пользователей сети интернет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»
- Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клемес Виктория Сергеевна
- Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Клемес Виктория Сергеевна
- REPRESENTATIONS ABOUT THEIR ACTIVE USERS OF INTERNET NETWORK
- Текст научной работы на тему «Представления о себе активных пользователей сети интернет»
Представления о себе активных пользователей сети интернет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»
ИНТЕРНЕТ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / VIRTUAL COMMUNICATION / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ / INTERNET USER / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ / SELF-IMAGE / РЕАЛЬНОЕ «Я» / REAL «I» / ВИРТУАЛЬНОЕ «Я» / ИДЕАЛЬНОЕ «Я» / IDEAL «I» / ФАКТОР «СИЛА» / ФАКТОР «АКТИВНОСТЬ» / ФАКТОР «ОЦЕНКА» / FACTOR «EVALUATION» / УСРЕДНЕННЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ / AVERAGE PERSONAL PROFILE / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / VIRTUAL «I» / FACTOR «STRENGTH» / FACTOR «ACTIVITY» / QUALITY PERSONALITY
Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клемес Виктория Сергеевна
Цель: выявить особенности представлений о себе активных пользователей сети интернет , в частности различия в представлениях о себе в виртуальном общении , реальном мире и идеальном «Я». Методы: основной метод исследования тестирование. Это исследовательский метод, позволяющий установить и измерить индивидуально-психологические различия в представленной выборке. Для выявления представлений о себе реальном, виртуальном и идеальном использовалась методика «Личностный дифференциал» (модификация семантического дифференциала Ч. Осгуда). Также использовались методы математической статистики (непараметрический статистический T-критерий Вилкоксона). Результаты: на основе результатов проведенного исследования сделан вывод о наличии статистически значимых различий в представлениях о себе активных пользователей сети интернет . В частности, по фактору «Оценка» методики «Личностный дифференциал» прослеживаются статистически значимые различия в представлениях о себе по всем трем показателям реальное «Я», виртуальное «Я», идеальное «Я». Это свидетельствует о разных стратегиях самопрезентации респондентов в общении реальном и общении посредством сети интернет . Научная новизна: в статье впервые исследованы особенности создания виртуальной личности активных пользователей сети интернет через изучение представлений о себе (реальное «Я», виртуальное «Я», идеальное «Я»). Практическая значимость: полученные выводы и основные аспекты статьи могут быть использованы в практической деятельности психологов, работающих с различными видами информационной и виртуальной зависимости.
Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Клемес Виктория Сергеевна
REPRESENTATIONS ABOUT THEIR ACTIVE USERS OF INTERNET NETWORK
Purpose: to identify the features of the views of active users of the Internet , in particular the differences in self-representations in virtual communication , the real world and the ideal «I». Methods: the main method of research is testing. This is a research method that allows you to establish and measure individual psychological differences in the sample presented. To identify real, virtual and ideal representations of himself, the «Personal Differential» technique (modification of the semantic differential of C. Osgood) was used. Also, methods of mathematical statistics (nonparametric statistical W-cokson T-test) were used. Results: Based on the results of the study, it was concluded that there are statistically significant differences in the views of active users of the Internet . In particular, according to the «Evaluation» factor of the «Personal Differential» method, statistically significant differences in the self-representations for all three indicators are traced the real «I», the virtual «I», the ideal «I». This shows the different strategies for self-presentation of respondents in communicating real and communicating through the Internet . Scientific novelty: in the article the features of creating a virtual personality of active Internet users through the study of self-representations (the real «I», the virtual «I», the ideal «I») were first studied. Practical significance: the findings and main aspects of the article can be used in the practical work of psychologists working with various types of information and virtual dependence.
Текст научной работы на тему «Представления о себе активных пользователей сети интернет»
Клемес Виктория Сергеевна ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ .
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Клемес Виктория Сергеевна, старший преподаватель кафедры «Психологии и педагогики»
Амурский государственный университет (675000, Россия, Благовещенск, улица Игнатьевское шоссе, 21, e-mail: vk09@bk.ru)
Аннотация. Цель: выявить особенности представлений о себе активных пользователей сети интернет, в частности — различия в представлениях о себе в виртуальном общении, реальном мире и идеальном «Я». Методы: основной метод исследования — тестирование. Это исследовательский метод, позволяющий установить и измерить индивидуально-психологические различия в представленной выборке. Для выявления представлений о себе реальном, виртуальном и идеальном использовалась методика «Личностный дифференциал» (модификация семантического дифференциала Ч. Осгуда). Также использовались методы математической статистики (непараметрический статистический T-критерий Вилкоксона). Результаты: на основе результатов проведенного исследования сделан вывод о наличии статистически значимых различий в представлениях о себе активных пользователей сети интернет. В частности, по фактору «Оценка» методики «Личностный дифференциал» прослеживаются статистически значимые различия в представлениях о себе по всем трем показателям — реальное «Я», виртуальное «Я», идеальное «Я». Это свидетельствует о разных стратегиях самопрезентации респондентов в общении реальном и общении посредством сети интернет. Научная новизна: в статье впервые исследованы особенности создания виртуальной личности активных пользователей сети интернет через изучение представлений о себе (реальное «Я», виртуальное «Я», идеальное «Я»). Практическая значимость: полученные выводы и основные аспекты статьи могут быть использованы в практической деятельности психологов, работающих с различными видами информационной и виртуальной зависимости.
Ключевые слова: интернет, сеть интернет, виртуальное общение, пользователь интернет, представления о себе, реальное «Я», виртуальное «Я», идеальное «Я», фактор «Сила», фактор «Активность», фактор «Оценка», усредненный личностный профиль, качества личности.
REPRESENTATIONS ABOUT THEIR ACTIVE USERS OF INTERNET NETWORK
Klemes Viktoriya Sergeevna, Senior Lecturer of the Department of Psychology and Pedagogy
Amur State University (675000, Russia, Blagoveschensk, street Ignatievskoe highway, 21, e-mail: vk09@bk.ru)
Abstract. Purpose: to identify the features of the views of active users of the Internet, in particular — the differences in self-representations in virtual communication, the real world and the ideal «I». Methods: the main method of research is testing. This is a research method that allows you to establish and measure individual psychological differences in the sample presented. To identify real, virtual and ideal representations of himself, the «Personal Differential» technique (modification of the semantic differential of C. Osgood) was used. Also, methods of mathematical statistics (nonparametric statistical W-cokson T-test) were used. Results: Based on the results of the study, it was concluded that there are statistically significant differences in the views of active users of the Internet. In particular, according to the «Evaluation» factor of the «Personal Differential» method, statistically significant differences in the self-representations for all three indicators are traced — the real «I», the virtual «I», the ideal «I». This shows the different strategies for self-presentation of respondents in communicating real and communicating through the Internet. Scientific novelty: in the article the features of creating a virtual personality of active Internet users through the study of self-representations (the real «I», the virtual «I», the ideal «I») were first studied. Practical significance: the findings and main aspects of the article can be used in the practical work of psychologists working with various types of information and virtual dependence.
Keywords: Internet, virtual communication, Internet user, self-image, real «I», virtual «I», ideal «I», factor «Strength», factor «Activity», factor «Evaluation», average personal profile, quality personality.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема виртуального общения затрагивает практически все важнейшие подсистемы общества (социальная, культурная, профессиональная и т.п.) и, как следствие, интересы различных общественных групп. Так как данный феномен имеет значение для широких слоев общества, это позволяет квалифицировать ее как важнейшую социальную проблему 5.
Многочисленные исследования виртуальной аудитории показали, что на данный момент подавляющее большинство пользователей интернета составляют студенты и люди с высшим образованием. Что касается типа образования, то техническое образование преобладает над гуманитарным. Эти данные объяснимы тем фактом, что для полноценной работы в Интернет необходимы немалые знания, как самой сети, так и компьютера 3.
Интернет является скорее молодежным сообществом, что подтверждают исследования — в возрасте пики приходятся от 18 до 23 лет 2. Поэтому для исследования была отобрана именно эта категория пользователей, как наиболее интенсивно использующих возможности глобальной сети.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В 2001 году
А. Холл и Д. Парсонс предложили термин «интернет-зависимое поведение», под которым понималось некое расстройство, рассматривающееся как компенсация недостатков поведения в реальной жизни.
В России проблематика влияния сети интернет на личность изучается с 2000 года. Основное внимание исследователей уделяется таким аспектам, как: общение посредством сети интернет (виртуальное общение); влияние сети интернет на психику, сознание и поведение человека; понятие, виды, признаки интернет-зависимости; социальные последствия увлеченности виртуальным общением 3 .
Отечественные исследователи (А. Жичкина [5], А.Е. Войскунский 1, Н.Г. Аристова и др. 2) в своих исследованиях уделяют внимание особенностям личности активных пользователей сети интернет, а также выделяют симптомы интернет-зависимости, как негативного аспекта излишней увлеченности виртуальным общением.
В.Д. Менделевич, Ф.А. Саглам и Н.О. Завалишина в своих исследованиях предлагают различные классификации типов интернет-зависимых людей.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель исследования — изучить представления о себе активных пользователей сети Интернет.
База исследования — Амурский государственный университет. Исследовательская выборка составила 48 студентов 4 курса факультета математики и информати-
Klemes Viktoriya Sergeevna REPRESENTATIONS ABOUT .
ки, средний возраст респондентов 20,5 лет (20 — 22 года).
Для выявления представлений о себе в реальной жизни и виртуальном пространстве была использована методика «Личностный дифференциал» (модификация семантического дифференциала Ч. Осгуда) [7]. Испытуемым предлагалось описать свое виртуальное «Я», идеальное «Я» и реальное «Я» [6]. Также использовались методы математической статистики (Т-критерий Вилкоксона).
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. По результатам методики «Личностный дифференциал» был построен усредненный личностный профиль, отражающий представления студентов о себе.
Усредненный профиль (реальное «Я») является рельефным и содержит большое количество пиковых точек. Большинство черт, приписываемых себе «реальному», является ярко выраженными.
Ответы респондентов тяготеют к полюсу, обозначающему положительные, социально приемлемые и желательные качества. Студенты выделяли такие качества и особенности личности, которые преимущественно связанны с системой межличностных отношений и сферой общения: отзывчивость, дружелюбность, справедливость, добросовестность и самостоятельность (рисунок 1).
СбаЛТеЛШЬШ \ непмш пек аильный
доброе и есгньш безответственный