- Astra Linux Directory (ALD)
- Установка пакетов
- Подготовка к настройке
- Настройка сервера ALD
- С помощью графического пакета
- Из командной строки
- Подключение клиента к домену ALD
- 1 комментарий
- Неизвестный пользователь (amatveev)
- ALD Pro. Почему мы решили сделать свое решение для централизованного управления доменом на ОС Astra Linux
- Итак, что же такое ALD Pro?
- Roadmap ALD Pro
Astra Linux Directory (ALD)
Она является надстройкой над технологиями LDAP, Kerberos 5, CIFS, обеспечивающей автоматическую настройку всех необходимых файлов конфигурации служб, реализующих перечисленные технологии, а также предоставляющей интерфейс управления и администрирования.
Установка пакетов
Установку пакета ald-server можно выполнить:
- либо при инсталляции ОС в:
- Astra Linux Special Edition РУСБ.10015-01 (очередное обновление 1.6);
- Astra Linux Special Edition РУСБ.10015-16 исп. 1 и 2;
- Astra Linux Special Edition РУСБ.10265-01 (очередное обновление 8.1);
Кроме того, в составе дистрибутивов предусмотрен графический инструмент для администрирования домена и клиентов ALD fly-admin-ald-server , который можно установить следующей командой (при этом автоматически будет установлен клиент ALD, но сервер ALD автоматически установлен НЕ БУДЕТ):
Для управления мандатными привилегиями в Astra Linux Special Edition необходимо дополнительно установить пакет smolensk-security-ald. Установка всех пакетов на сервер может быть сделана так:
После завершения всех действий по установке графический инструмент будет доступен в меню:
Подготовка к настройке
- Определить постоянный IP-адрес сервера, и настроить конфигурацию сети.
При этом не допускается использовать адрес интерфейса обратной связи 127.0.0.1.127.0.0.1 localhost
111.111.111.111 server.domain.ald server111.111.111.112 arm.domain.ald arm
# The following lines are desirable for IPv6 capable hosts
::1 localhost ip6-localhost ip6-loopback
ff02::1 ip6-allnodes
ff02::2 ip6-allroutersНастройка сервера ALD
С помощью графического пакета
Первичная настройка сервера ALD может быть выполнена с помощью графического пакета fly-admin-ald-server. Пакет доступен после установки через графическое меню:
Для настройки после запуска графического инструмента следует перейти в закладку «Создание ALD сервера», заполнить необходимые параметры и нажать кнопку «Создать». При этом все необходимые настройки будут выполнены автоматически.
Из командной строки
Для выполнения настройки сервера ALD из командной строки следует запустить программу ald-init с опцией init :
Далее, в соответствии с запросами программы, подтвердить свои действия, указать пароли базы данных Керберос и Администратора домена, и дождаться завершения программы. На этом настройка первичного контроллера домена завершена.
Подключение клиента к домену ALD
Для подключения клиентов к домену ALD в составе дистрибутивов предусмотрены
- Удалить (закомментировать) строку, начинающуюся с 127.0.1.1:
Для подключения клиентов с помощью командной строки используйте команду
1 комментарий
Неизвестный пользователь (amatveev)
К сожалению, в статье не указано, что домен по умолчанию «.example.ru» необходимо сперва исправить в файле /etc/ald/ald.conf
ALD Pro. Почему мы решили сделать свое решение для централизованного управления доменом на ОС Astra Linux
Это моя первая статья на «Хабре», и для начала я бы хотел представиться. Меня зовут Евгений Паутов. С сентября 2020 года я работаю менеджером продукта ALD Pro в ГК «Астра». Если говорить о компании, то ее основное направление — это разработка отечественной операционной системы Astra Linux. Помимо самой ОС, ведется разработка нескольких прикладных решений:
- программный комплекс для централизованного управления доменом ALD Pro;
- система виртуализации «Брест»;
- диспетчер подключений виртуальных рабочих мест Termidesk;
- средства резервного копирования RuBackup;
- система управления корпоративной почтой RuPost.
Более подробную информацию об этих продуктах можно найти на официальном сайте компании.
В этой статье речь пойдет про ALD Pro.
Сегодня для администрирования домена на Linux в основном используется открытый программный продукт FreeIPA. Решение достаточно популярное и многофункциональное. Но для его использования требуется достаточно хорошее понимание работы Linux-систем. Также необходимо знание английских терминов, так как перевод FreeIPA не всегда бывает точным и не совпадает с терминологией, к которой привыкли администраторы Windows. В итоге мы получаем ситуацию, когда на волне повсеместного импортозамещения администраторам, привыкшим к работе с MS Active Directory, требуется дополнительное время на погружение и изучение специфики Linux. Для организаций это влечет дополнительные ресурсы на обучение сотрудников, а иногда временные задержки при переходе на отечественное ПО. Особенно это заметно при внедрении в регионах, где не всегда можно встретить достаточно квалифицированных специалистов.
Даже имея соответствующую квалификацию и опыт работы, администрировать Linux порой непросто: до сих пор не было доступных решений для работы с групповыми политиками, удаленной установки ПО и других вещей, с которыми админы сталкиваются ежедневно. Приходится использовать несколько решений, а не только FreeIPA, и часто возникает необходимость в написании скриптов или даже программировании.
Мы воспользовались опытом нашего департамента внедрения и сопровождения в части развертывания и настройки у заказчиков систем управления доменом и собрали функциональные требования к системе, которая позволила бы упростить как администрирование Linux, так и переход на подобное решение с импортного ПО. После этого провели аналитику рынка текущих программных продуктов и в результате пришли к выводу, что систем с требуемой функциональностью практически нет.
Мы декомпозировали весь скоуп требований, расписали пользовательские сценарии и приступили к разработке системы. В этот раз мы начали не с написания кода, а с проектирования интерфейса, ориентируясь на необходимый клиентам функционал. Каждый макет, каждая экранная форма и сценарии в целом согласовывались со специалистами из департамента внедрения, которые понимают специфику администрирования ОС Astra Linux и имеют достаточный опыт работы с администраторами.
На первом этапе был разработан и протестирован на фокус-группе кликабельный прототип системы. Параллельно мы спроектировали архитектуру, выбрали оптимальные компоненты, чтобы построить полноценное решения для администрирования домена. Подробнее о критериях и методике выбора компонент я расскажу в следующей статье.
Итак, что же такое ALD Pro?
ALD Pro представляет собой web-приложение с доступом из браузера. Обязательное условие для начала работы с системой — наличие соответствующих прав доменной учетной записи администратора. Авторизация происходит по протоколу Kerberos, и сотруднику не требуется вводить учетные данные.
При запуске системы администратор видит экран рабочего стола, где по модулям разделена вся базовая функциональность для администрирования парка компьютеров.
ALD Pro позволяет настраивать и управлять:
- параметрами домена;
- иерархией организационной структуры;
- объектами домена: компьютерами, пользователям и группами;
- групповыми политиками организаций и подразделений (по аналогии с MS Active Directory);
- политиками паролей и доступом к узлу;
- ролями и службами сайтов;
- такими сетевыми сервисами как разрешение имен, синхронизация времени, DNS, службы печати и доступ к файлам.
Помимо управления самим доменом, в системе реализован ряд других немаловажных функций:
- установка ОС по сети;
- инсталляция и обновление ПО на подключенных компьютерах;
- удаленный доступ к рабочим столам пользователей;
- мониторинг состояния домена и серверов;
- журналирование событий и просмотр системных логов;
- миграция данных из MS Active Directory.
Интерфейс системы ориентирован на максимально удобное и простое использование:
Информация о работе с ALD Pro доступна прямо из интерфейса — нет необходимости читать отдельную документацию.
По нажатию на кнопку открывается «Справочный центр» с полной информацией о работе с ALD Pro в соответствии со структурой системы.
Разделы сгруппированы логически, а навигация по ним вынесена в верхнюю часть, что позволило увеличить полезную рабочую область.
В списки вынесена наиболее важная оперативная информация, а также реализованы сквозной поиск и фильтрация данных.
Часто используемые функции, такие как меню или элементы управления групповыми операциями, по умолчанию скрыты и отображаются в зависимости от контекста (выполняемых действий).
Результат выполнения операций отображается в виде уведомлений.
Для полей ввода данных добавлены текстовые пояснения на русском языке, а также настроены правила валидации для исключения ошибок при вводе информации.
Забегая вперед, скажу, что «под капотом» для управления службой каталогов используется та же FreeIPA, но с некоторыми изменениями в части работы с ней:
- добавлена возможность управления иерархией подразделений как отдельной сущностью, аналогично оргюнитам в MS AD;
- оптимизирована скорость работы FreeIPA при работе с большим количеством записей;
- в интерфейс ALD Pro вынесены только необходимые поля данных, которые нужно заполнить, и это позволило значительно «разгрузить» интерфейс пользователя;
- есть возможность добавлять кастомные поля в карточки пользователей (на уровне объектов домена).
Roadmap ALD Pro
В апреле 2021 выпущен MVP системы, который в течение всего года был продемонстрирован более 100 организациям. С января 2022 года многие заказчики уже получили релиз-кандидат, который смогли протестировать самостоятельно.
На основании обратной связи можно делать вывод, что рынок нуждается в подобном решении — многие хотели бы его использовать.
Безусловно, многие функции, которые есть в MS AD, еще предстоит реализовать, но базовые сценарии администрирования уже будут доступны в 1 релизе, который запланирован на первую половину 2022 года.
Наша команда верит: администрировать Linux станет проще и удобнее. Идея и кредо, заложенное в продукт, звучит так: «Простое решение сложных задач».