Глобальная компьютерная сеть Интернет. «Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям».
«Коммуникационные технологии» урок № 4 Глобальная компьютерная сеть Интернет. «Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям».
Формировать представление об адресации в Интернете, что представляет собой IP-адрес, рассказать по какому принципу происходит маршрутизация и транспортировка данных.
Образовательные : з нать о назначении компьютерных сетей и их видах; знать маршрутизацию локальных сетей.
Развивающие : развивать у учащихся умение распознавать маршрутизацию компьютерных сетей;
прививать учащимся основные приемы работы в сети.
Воспитывающие : прививать интерес к предмету; формировать навыки самостоятельного поиска и обработки информации.
Планируемые результаты
· понимание единой сущности процесса локальной сети
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
Метапредметные:
· умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, делать выводы
Маршрутизация и транспортировка данных, узлы, протокол.
На этом уроке соединены предметы Информатика, География. По дисциплине Информатика разбирается тема » Локальные компьютерные сети «. На примере географии — «Страноведение».
ПК учителя, ПК учащихся с операционной системой Windows, офисным пакетом Microsoft Office, браузером (Opera)
Самостоятельная работа, работа в парах и группах, индивидуальная и фронтальная работа.
Деятельность учащихся
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии .
2 . Тест на проверку домашнего задания.
3. Предлагаю сесть к компьютеру и выполнить Практическую работу № 10 «География Интернета».
Практическая работу № 10 «География Интернета».
Метапредметные: умение определять понятия, классифицировать.
3) Этап выявления места и причины затруднения.
4. . — Какое задание вы должны были выполнить?
− Что использовали при выполнении задания?
− В каком месте у вас возникло затруднение?
— Возникли затруднения в определении адреса
Метапредметные: умение делать выводы
4) Этап построения проекта выхода из затруднения.
4.− Сформулируйте тему урока.
− Что вам может помочь в достижении цели?
«Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям».
1.Определить что такое «Маршрутизация данных»
2. Определить » Транспортировка данных «
Понимать определение маршрутизация данных, транспортировка данных
5) Этап реализации построенного проекта.
5. Работа в группах (от 2 до 4 человек).
Задание для класса: создать презентацию на тему: » Глобальная компьютерная сеть Интернет «
Для составления общей презентации класс делится на группы (от 2 до 5 чел).
Задание по группам: создать презентацию (не более 5 слайдов)
1 гр. Маршрутизация данных
2 гр. Транспортировка данных
3 гр. Положительные стороны Интернет.
4 гр. Отрицательные стороны Интернет.
знать определения: маршрутизация данных, транспортировка данных
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
6.Составление общей презентации » Глобальная компьютерная сеть Интернет «
1. Защита своих исследовательских работ
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
7) Этап самостоятельной работы.
Запись и зарисовки в тетради
Знать определения: маршрутизация данных, транспортировка данных
8) Этап включения в систему знаний и повторения.
8. Тест на проверку полученных знаний.
№ 1. Петя записал IP-адрес школьного сервера на листке бумаги и положил его в карман куртки. Петина мама случайно постирала куртку вместе с запиской. После стирки Петя обнаружил в кармане четыре обрывка с фрагментами IP-адреса. Эти фрагменты обозначены буквами А, Б, В и Г. Восстановите IP-адрес. В ответе укажите последовательность букв, обозначающих фрагменты, в порядке, соответствующем IP-адресу.
1.
2.
№ 3. В чем заключается процесс маршрутизации данных?
№ 1. Петя записал IP-адрес школьного сервера на листке бумаги и положил его в карман куртки. Петина мама случайно постирала куртку вместе с запиской. После стирки Петя обнаружил в кармане четыре обрывка с фрагментами IP-адреса. Эти фрагменты обозначены буквами А, Б, В и Г. Восстановите IP-адрес. В ответе укажите последовательность букв, обозначающих фрагменты, в порядке, соответствующем IP-адресу
1.
2.
№ 2. Что такое доменный адрес?
№ 3. В чем заключается процесс транспортировки данных?
IP-адрес — уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, построенной по протоколу IP.
№ 3. В чем заключается процесс маршрутизации данных?
Маршрутизация — процесс определения маршрута следования информации в сетях связи.
№ 2. Что такое доменный адрес?
Доменный адрес — уникальный символический адрес компьютера в сети Интернет.
№ 3. В чем заключается процесс транспортировки данных?
Транспортировка данных производится путем разбиения файлов на Интернет-пакеты на компьютере — отправителе, индивидуальной транспортировки каждого пакета и сборки файлов в первоначальный вид.
Знать определения: маршрутизация данных, транспортировка данных Личностные:
формирование коммуникативной компетентности в общении.
9) Этап рефлексии учебной деятельности.
— Что нового вы сегодня узнали?
− Какую цель вы ставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− Что вам помогло в достижении цели?
− Как вы открывали новые знания?
− Оцените свою работу, заполнив таблицу.
Домашнее задание: Параграф 3.3.3, задание 3.3.
Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям
Сеть Интернет, являющаяся сетью сетей и объединяющая громадное количество различных локальных, региональных и корпоративных сетей, функционирует и развивается благодаря использованию единого принципа маршрутизации и транспортировки данных.
Маршрутизация данных. Маршрутизация данных обеспечивает передачу информации между компьютерами сети. Рассмотрим принцип маршрутизации данных по аналогии с передачей информации с помощью обычной почты. Для того чтобы письмо дошло по назначению, на конверте указывается адрес получателя (кому письмо) и адрес отправителя (от кого письмо).
Аналогично, передаваемая по сети информация «упаковывается в конверт», на котором «пишутся» Интернет-адреса компьютеров получателя и отправителя, например: «Кому: 198.78.213.185», «От кого: 193.124.5.33». Содержимое конверта на компьютерном языке называется Интернет-пакетом и представляет собой набор байтов.
В процессе пересылки обыкновенных писем они сначала доставляются на ближайшее к отправителю почтовое отделение, а затем передаются по цепочке почтовых отделений на ближайшее к получателю почтовое отделение. На промежуточных почтовых отделениях письма сортируются, т. е. определяется, на какое следующее почтовое отделение необходимо отправить то или иное письмо.
Интернет-пакеты на пути к компьютеру-получателю также проходят через многочисленные промежуточные серверы Интернета, на которых производится операция маршрутизации. В результате маршрутизации Интернет-пакеты направляются от одного сервера Интернета к другому, постепенно приближаясь к компьютеру-получателю.
Маршрутизация Интернет-пакетов обеспечивает доставку информации от компьютера-отправителя к компьютеру-получателю.
Маршруты доставки Интернет-пакетов могут быть совершенно разными, и поэтому первые Интернет-пакеты могут достичь компьютера-получателя в последнюю очередь. Например, в процессе передачи файла от сервера От к серверу Кому маршрут первого Интернет-пакета может быть От-1-2-Кому, второго — От-Кому и третьего — От-3-4-5-Кому (рис. 6.9).
Рис. 6.9. Маршрутизация и транспортировка данных |
«География» Интернета существенно отличается от привычной нам географии. Скорость получения информации зависит не от удаленности сервера Интернета, а от маршрута прохождения информации, т. е. количества промежуточных серверов и качества линий связи (их пропускной способности), по которым передается информация от сервера к серверу.
С маршрутом прохождения информации в Интернете можно познакомиться с помощью специальных программ, которые позволяют проследить, через какие серверы и с какой задержкой передается информация с выбранного сервера Интернета на ваш компьютер.
Транспортировка данных. Теперь представим себе, что нам необходимо переслать по почте многостраничную рукопись, а почта бандероли и посылки не принимает. Идея проста: если рукопись не помещается в обычный почтовый конверт, ее надо разобрать на листы и переслать их в нескольких конвертах. При этом листы рукописи необходимо обязательно пронумеровать, чтобы получатель знал, в какой последовательности потом эти листы собрать.
В Интернете часто случается аналогичная ситуация, когда компьютеры обмениваются большими по объему файлами. Если послать такой файл целиком, то он может надолго «закупорить» канал связи, сделать его недоступным для пересылки других сообщений.
Для того чтобы этого не происходило, на компьютере-отправителе необходимо разбить большой файл на мелкие части, пронумеровать их и транспортировать в форме отдельных Интернет-пакетов до компьютера-получателя.
На компьютере-получателе необходимо собрать исходный файл из отдельных частей в правильной последовательности, поэтому файл не может быть собран до тех пор, пока не придут все Интернет-пакеты.
Транспортировка данных производится путем разбиения файлов на Интернет-пакеты на компьютере-отправителе, индивидуальной маршрутизации каждого пакета и сборки файлов из пакетов в первоначальном порядке на компьютере-получателе.
Время транспортировки отдельных Интернет-пакетов между локальным компьютером и сервером Интернета можно определить с помощью специальных программ.
Маршрутизация и транспортировка данных в Интернете производится на основе протокола TCP/IP, который является основным «законом» Интернета. Термин «TCP/IP» включает название двух протоколов передачи данных:
— TCP (Transmission Control Protocol — транспортный протокол);
— IP (Internet Protocol — протокол маршрутизации).
Контрольные вопросы
1. Каким образом производится доставка данных по указанному Интернет-адресу?
2. В каких целях при передаче файлов по компьютерным сетям производится их разбиение на Интернет-пакеты?