Межфирменные сети как механизм развития микропредприятий
В течение ХХ века возросла роль информации как нового ресурса знаний, как фактора производства, техники и технологии, как средства умственного труда.
Организация информационного обеспечения определяет уровень ориентации общества и в результате – успех предпринимателя на рынке, включая вопросы производства и продвижения продукции и услуг, социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране, а это, следовательно, непосредственно влияет ни выживаемость предприятий малого бизнеса в сложных современных условиях.
Проблема всестороннего информационного обеспечения малого и среднего предпринимательства появилась вместе с возрождением самого понятия «предпринимательство» в конце 80-х – начале 90-х гг. и является одной из самых актуальных в настоящее время. Невозможно говорить о современном развитии сферы малого бизнеса в отсутствии развитой информационной составляющей.
Концепция сетевых межфирменных структур как новая организационная форма управления используется в качестве одного из векторов решения вопроса нехватки информационных ресурсов в сфере микро- и малого бизнеса и как перспективное направление для ускоренного развития экономики нашей страны.
Таким образом, ключевым элементом, объединяющим группу компаний в единую сеть, является совместное использование информации, становящейся их общим достоянием».
Есть некоторые особенности российских межфирменных сетей. Во-первых, это наследие плановой экономики. В результате основное развитие получили плановые отраслевые сети, управление которыми осуществлялось отраслевыми министерствами и комитетами, что в некоторых случаях делает эти сети монопольными.
Во-вторых, высокая степень зависимости предприятий сети от поставщиков. Компании вынуждены уделять основное внимание своим взаимоотношениям с поставщиками. Таким образом, малые предприятия в случае перебоев с поставками сырья вынуждены выходить из сети и закрывать свою деятельность.
В-третьих, наличие в России сетей двух типов. Первый тип – сети выживания состоят из малых фирм, не видящих перспектив в условиях рыночной конкуренции и объединяющихся с целью изоляции входящих в сеть фирм. Второй тип – предпринимательские сети, позволяющие малым предприятиям упрочить рыночные позиции и получить свою долю прибыли.
В итоге рассмотрения проблем, связанных с межфирменными сетями, видно, что внедрение сетевых форм малого бизнеса – прогрессивный шаг, связанный с получением конкурентных преимуществ малых форм бизнеса. Это реализуется в их способности быстро и эффективно разрабатывать и внедрять инновации.
Таким образом, межфирменные сети, как гибкий механизм координации экономической деятельности, находят широкое распространение в хозяйственной практике. Создание сетевых структур, их дальнейшее развитие позволяет учитывать интересы всех предприятий, объединенных сетью, расширять их ресурсные возможности, эффективно использовать преимущества межфирменных сетей в национальной экономике.
Использование рассмотренных сетей особенно подходит для сферы НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки).
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием и развитием эффективного бизнеса и системы управления. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.