Делаем source for linux

Установка программ из исходного кода в Linux⚓︎

Linux-системы неразрывно связаны с концепцией GNU – проекта, поддерживающего и развивающего философию свободно распространяемого программного обеспечения (ПО), в том числе и в виде исходного кода. А поскольку систем на базе ядра Linux существует великое множество и разработчики дистрибутивов всегда для своих систем используют исходный код ПО при сборке комплектов утилит, пакетов, да и самого ядра, то, очевидно, что использование исходных кодов ПО — это неотъемлемый аспект в эксплуатации Linux-систем. По крайней мере, любому пользователю, достаточно хорошо освоившему UNIX-подобные системы, рано или поздно приходится сталкиваться со сборкой ПО из исходного кода.

Но поскольку системы Linux, как правило, снабжены хранилищами пакетов (репозиториями), из которых происходит загрузка, установка и обновление ПО, то часто бывает так, что разработчики дистрибутива, которые и поддерживают репозитории, ещё не успели сформировать новые пакеты ПО, для которых уже выпущено обновление. В этом случае можно прибегнуть к самостоятельной сборке требуемых пакетов.

Общий порядок сборки пакетов — утилита make⚓︎

Для облегчения сборки ПО из исходных кодов существует свободная утилита make. Она применяется во всех UNIX-подобных системах для подавляющего большинства утилит. При сборке пакета очень полезно изучать информацию, содержащуюся, как правило, в файлах README или INSTALL, входящих в пакет. В этих файлах разработчики ПО указывают инструкции и специфические мероприятия для успешной сборки пакетов. Здесь также можно найти и системные требования для работы ПО и описания необходимых зависимостей, без которых собрать пакет будет невозможно.

Порядок сборки выглядит так:⚓︎

  • Распаковка архива, содержащего файлы исходного кода (обычно именно так «исходники» и распространяются);
  • Переход в директорию с распакованными исходными текстами;
  • Подготовка (конфигурирование) предстоящей сборки (указание директорий установки, сторонних библиотек, архитектуры, дополнительных компонентов и т.д.). Для этого обычно используются служебные скрипты;
  • Непосредственно, сама сборка — команда make;
  • Установка (распространение) построенного ПО — например, командой make install .

Ниже будет приведена эта процедура на примере пакета Zlib.

 wget https://zlib.net/zlib-1.2.11.tar.xz 

В результате в текущем каталоге появится еще один каталог, с распакованным пакетом. Перейдём в него:

Для успешной сборки и работы пакета необходимо проверить существующую конфигурацию системы на наличие требуемых зависимостей, библиотек и настроек, а также сконфигурировать сборку, запустив соответствующий скрипт configure:

Подобные скрипты создаются разработчиками для облегчения процесса сборки/установки.

Вывод этого скрипта показывает, готов ли данный пакет к сборке:

 Checking for gcc. Checking for shared library support. Building shared library libz.so.1.2.11 with gcc. Checking for size_t. Yes. Checking for off64_t. Yes. Checking for fseeko. Yes. Checking for strerror. Yes. Checking for unistd.h. Yes. Checking for stdarg.h. Yes. Checking whether to use vs[n]printf() or s[n]printf(). using vs[n]printf(). Checking for vsnprintf() in stdio.h. Yes. Checking for return value of vsnprintf(). Yes. Checking for attribute(visibility) support. Yes. 

Если вы хотите изменить место, куда должен впоследствии установиться пакет, то используйте ключ —prefix=ДИРЕКТОРИЯ :

Читайте также:  Linux with nvidia drivers

Это означает, что пакет впоследствии будет установлен в /usr .

Также по мере компиляции пакетов ключи у configure будут меняться. Для новых опций будет краткое описание.

Для просмотра всех доступных ключей и опций, выполните:

Изучив вывод скрипта configure, можно сделать вывод о том, стоит ли далее приступать к сборке пакета. Обычно о критических ошибках сообщается фразами «configure: error». Убедившись, что всё нормально, можно приступать к построению:

Далее в консоль будет направлен вывод, отображающий ход сборки:

 gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -I. -c -o example.o test/example.c gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -c -o adler32.o adler32.c gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -c -o crc32.o crc32.c gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -c -o deflate.o deflate.c gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -c -o infback.o infback.c gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -c -o inffast.o inffast.c gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -c -o inflate.o inflate.c gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -c -o inftrees.o inftrees.c gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -c -o trees.o trees.c gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -c -o zutil.o zutil.c gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -c -o compress.o compress.c gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -c -o uncompr.o uncompr.c gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -c -o gzclose.o gzclose.c gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -c -o gzlib.o gzlib.c gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -c -o gzread.o gzread.c gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -c -o gzwrite.o gzwrite.c ar rc libz.a adler32.o crc32.o deflate.o infback.o inffast.o inflate.o inftrees.o trees.o zutil.o compress.o uncompr.o gzclose.o gzlib.o gzread.o gzwrite.o gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -o example example.o -L. libz.a gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -I. -c -o minigzip.o test/minigzip.c gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -o minigzip minigzip.o -L. libz.a gcc -O3 -fPIC -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -DPIC -c -o objs/adler32.o adler32.c gcc -O3 -fPIC -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -DPIC -c -o objs/crc32.o crc32.c gcc -O3 -fPIC -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -DPIC -c -o objs/deflate.o deflate.c gcc -O3 -fPIC -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -DPIC -c -o objs/infback.o infback.c gcc -O3 -fPIC -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -DPIC -c -o objs/inffast.o inffast.c gcc -O3 -fPIC -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -DPIC -c -o objs/inflate.o inflate.c gcc -O3 -fPIC -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -DPIC -c -o objs/inftrees.o inftrees.c gcc -O3 -fPIC -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -DPIC -c -o objs/trees.o trees.c gcc -O3 -fPIC -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -DPIC -c -o objs/zutil.o zutil.c gcc -O3 -fPIC -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -DPIC -c -o objs/compress.o compress.c gcc -O3 -fPIC -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -DPIC -c -o objs/uncompr.o uncompr.c gcc -O3 -fPIC -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -DPIC -c -o objs/gzclose.o gzclose.c gcc -O3 -fPIC -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -DPIC -c -o objs/gzlib.o gzlib.c gcc -O3 -fPIC -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -DPIC -c -o objs/gzread.o gzread.c gcc -O3 -fPIC -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -DPIC -c -o objs/gzwrite.o gzwrite.c gcc -shared -Wl,-soname,libz.so.1,--version-script,zlib.map -O3 -fPIC -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -o libz.so.1.2.11 adler32.lo crc32.lo deflate.lo infback.lo inffast.lo inflate.lo inftrees.lo trees.lo zutil.lo compress.lo uncompr.lo gzclose.lo gzlib.lo gzread.lo gzwrite.lo -lc rm -f libz.so libz.so.1 ln -s libz.so.1.2.11 libz.so ln -s libz.so.1.2.11 libz.so.1 gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -o examplesh example.o -L. libz.so.1.2.11 gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -o minigzipsh minigzip.o -L. libz.so.1.2.11 gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -I. -D_FILE_OFFSET_BITS=64 -c -o example64.o test/example.c gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -o example64 example64.o -L. libz.a gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -I. -D_FILE_OFFSET_BITS=64 -c -o minigzip64.o test/minigzip.c gcc -O3 -D_LARGEFILE64_SOURCE=1 -DHAVE_HIDDEN -o minigzip64 minigzip64.o -L. libz.a 

После успешного окончания которого можно произвести установку пакета (от пользователя root):

Читайте также:  Void linux установка steam

Или вместе с командой sudo (если этот пакет установлен; выполняется эта команда от имени обычного пользователя):

В том случае, если вы собираете бинарный пакет для какого-либо пакетного менеджера (например, если вы написали его сами), то пакет нужно установить в отдельную директорию, а не в тот путь, который указан скриптом configure . Тогда укажите make переменную DESTDIR :

 make DESTDIR=/путь/до/места/установки install 

Пакет будет установлен в $DESTDIR (где DESTDIR — путь до нужной папки). Если в configure был указан, например, —prefix-/usr , то пакет будет установлен в $DESTDIR/usr . К примеру, создадим в директории сборки папку PKG и установим пакет туда:

 mkdir PKG make DESTDIR=$PWD/PKG install 

Указание переменной $PWD в таком случае желательно, если директория для установки находится в папке с исходным кодом, в которой выполняется сборка.

Некоторые системы сборки не поддерживают переменную DESTDIR, но поддерживают что-то аналогичное, например INSTALL_DIR . Либо prefix . Программы, собранные через qmake, устанавливаются через переменную INSTALL_ROOT :

 make install INSTALL_ROOT="/путь/до/места/установки" 

Некоторые системы сборки вообще не поддерживают такие переменные окружения, в этом случае файлы придётся копировать самому. Помните, что в той отдельной директории должна располагаться зеркальная иерархия корня системы, то есть так, как эти файлы должны лежать в системе со всеми подкаталогами. Например:

 $ find PKG PKG PKG/usr PKG/usr/include PKG/usr/include/zconf.h PKG/usr/include/zlib.h PKG/usr/lib PKG/usr/lib/libz.so PKG/usr/lib/libz.so.1.2.11 PKG/usr/lib/libz.so.1 PKG/usr/lib/pkgconfig PKG/usr/lib/pkgconfig/zlib.pc PKG/usr/lib/libz.a PKG/usr/share PKG/usr/share/man PKG/usr/share/man/man3 PKG/usr/share/man/man3/zlib.3 

На этом сборка из исходных кодов и установка пакета zlib успешно завершена.

Источник

Команда source в Linux

Командная оболочка играет очень важную роль в работе семейства операционных систем Linux. Она используется не только пользователями для работы в терминале, но и программами, а также компонентами операционной системы для обмена данными между собой. Для этого применяются переменные окружения. Для перезагрузки переменных окружения из файла часто используется команда source.

Читайте также:  Как установить линукс алт

Эта команда позволяет выполнить скрипт в текущем процессе оболочки bash. По умолчанию для выполнения каждого скрипта запускается отдельная оболочка bash, хранящая все его переменные и функции. После завершения скрипта всё это удаляется вместе с оболочкой. Команда source позволяет выполнить скрипт в текущем командном интерпретаторе, а это значит, что всё переменные и функции, добавленные в этом скрипте, будут доступны также и в оболочке после его завершения. Как вы уже поняли, в этой статье будет рассмотрена команда source linux.

Команда source linux

Синтаксис команды очень прост. Надо вызвать саму команду и передать ей путь к исполняемому файлу:

$ source путь_к_файлу аргументы

Никаких опций более не нужно. Если указан не абсолютный путь к файлу, а просто имя файла, то утилита будет искать исполняемый файл в текущей папке и директориях, указанных в переменной PATH. Давайте разберём несколько примеров работы с утилитой. Создаём скрипт, объявляющий переменную:

Затем загрузим переменную из этого файла:

Теперь можно попытаться вывести содержимое переменной и убедиться, что всё работает:

Однако, переменная есть только в текущем командном интерпретаторе, в других командных интерпретаторах её нет. Это отличие команды source от команды export, позволяющей экспортировать переменные окружения глобально.

Если выполняемому скрипту нужно передать параметры, можно это сделать, просто перечислив их после пути к файлу скрипта. Модифицируем наш скрипт, чтобы переменная бралась из первого параметра:

source losstsource losst.pro

Аналогично работают и функции. Если объявить функцию в скрипте bash, а затем выполнить его с помощью команды source linux, то функция станет доступна в интерпретаторе:

#!/bin/bash
print_site() echo «losst.pro»
>

Теперь можно выполнить функцию print_site в терминале или любом другом скрипте:

Для тех, кто знаком с программированием на языке Си, можно провести аналогию с директивой #include, делающей доступными в текущем файле функции из других файлов. Если файл, имя которого передано как параметр команде, не существует, она вернёт код возврата 1 и завершится:

Вместо команды source можно использовать точку (.), однако здесь следует быть осторожными — между точкой и именем файла должен быть пробел для того, чтобы bash интерпретировал эту точку как отдельную команду, а не как часть имени файла:

Однако, нельзя писать .losstsource или ./losstsource, потому что обозначение ./ — это уже отсылка на текущую директорию, скрипт будет выполнен как обычно.

Выводы

В этой небольшой статье мы рассмотрели работу с командой source linux. Как видите, это очень простая и в то же время полезная команда, очень сильно облегчающая работу в терминале. Именно с её помощью работают виртуальные окружения Python и многие другие подсистемы.

Обнаружили ошибку в тексте? Сообщите мне об этом. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector