Дистанционное обучение на основе компьютерных сетей

Применение компьютерных сетей в дистанционном обучении

Основные требования к компьютерным сетям (КС) со стороны системы высшего образования состоят в предоставлении:

дистанционого доступа к библиотечным каталогам и файлам электронных библиотек;

дистанционного доступа к пользовательским файлам;

удаленного доступа к базам данных и знаний;

дистанционное использования удаленных вычислительных ресурсов;

обмена учебными программами, курсами лекций, обучающими системами по избранным направлениям;

организации телесовещаний, телеконференций и телеконсультаций с целью кооперирования работ по научной тематике, координации работы коллегиальных рабочих групп, совместных публикаций авторов;

обмена информацией заданного объема в конфиденциальной форме.

Телекоммуникации являются важным направлением использования средств новых информационных технологий в образовании.

Компьютерные сети (КС) позволяют вести обучение на расстоянии. Они создают эффективную систему оперативных дистанционных консультаций по различным вопросам, обеспечивают свободный доступ к имеющимся и разрабатываемым базам данных и обмен текстовой и графической информацией абонентов внутри страны, а также за рубежом, решают проблемы обучающихся, связанные не только с познавательной, но и с их социальной деятельностью. КС позволяют успешно решать актуальные задачи образования, возникающие в связи с невозможностью непосредственного контакта обучающего и обучаемого в специфическом педагогическом процессе СДО. Это особенно является актуальным в системе переподготовки и повышения квалификации, обучении людей с физическими недостатками и инвалидов, не имеющих возможности получить образование в учебных заведениях традиционными способами.

При сетевом обучении с помощью КС студент после оформления всех необходимых документов получает доступ к учебно-методическим материалам в электронном виде. Он может сделать их распечатку на своем принтере (без права коммерческого использования), читать полученный учебно-методический материал непосредственно с экрана. Кроме того, в процессе обучения слушатель может самостоятельно и автономно обращаться к базе данных по тематике обучения, которая имеется в Центре дистанционного обучения образовательного учреждения или в другом месте по имеющимся в учебных материалах ссылках. Это существенно поможет ему углубить и расширить знания по дисциплине. После изучения порции материала слушатель может в письменной форме (по электронной почте) задать вопросы преподавателю и получить на них ответы. Далее, как продолжение процесса обучения, для проверки качества усвоения материала преподаватель может задать ряд контрольных вопросов, послав их слушателю также с помощью КС, по электронной почте. Экзамен, в конечном счете, желательно сдать в прямом контакте с преподавателем или доверенным лицом в традиционной форме: билет — вопрос — ответ. Здесь достигается и идентификация личности сдающего экзамен, и есть более выверенная психологическая и профессиональная оценка качества знаний обучаемого.

Читайте также:  Специалисты локально вычислительных сетей

Образовательная среда СДО — это совокупность информационных, технологических и административно-организационных компонент, взаимосвязанных с целью реализации одной целевой функции — обеспечения качественного образовательного процесса на значительном от базового вуза расстоянии. Организационными компонентами данной структуры являются подразделения институт дистанционного обучения (ИДО), региональные центры (РЦ) и территориальные пункты доступа (ТПД) (рис. 3). Информационными компонентами системы являются:

средства корпоративной информационной системы (КИС), а именно сервер базы данных (БД) КИС, автоматизированные рабочие места, обеспеченные специальным программным обеспечением;

сервер с электронной библиотекой учебно-методических материалов, рабочие станции (РС) территориальных пунктов доступа и студентов, рабочие станции НИИ ДО.

Для решения вопросов организации оперативного документооборота, необходимо обеспечить:

формирование комплекта документов на студентов и тьюторов;

контроль проведения занятий и тестовых испытаний (экзаменов);

организацию обеспечения учебного процесса методическими и иными материалами;

контроль проведения взаиморасчетов РЦ с ИДО;

рассылку нормативной документации и информации по РЦ и целый ряд других функций, направленных на повышение качества организации учебного процесса в сети РЦ.

Система сетевого дистанционного обучения имеется целый ряд особенностей, связанных со средой Интернет. Они характеризуются реализацией следующих функций:

защита от несанкционированного доступа;

структуризация пользователей по категориям и наделение каждой категории определенными полномочиями;

формирование каталога информационных ресурсов, находящихся в данной программной среде и др.

На рисунке 4 представлена схема, отражающая структуру пользователей системы сетевого ДО (категории) и доступные им возможности. Программное обеспечение системы сетевого ДО разделено на две части,

Рисунок 3 — Образовательная среда сетевого обучения в СДО

которые находятся в открытой и закрытой БД. Открытая часть доступна любому пользователю Интернет и обеспечивает получение информации о системе и правилах обучения любому посетителю. Закрытая же часть доступна лишь администратору системы.

Все учебные курсы представляются в виде гипертекстовых материалов (HTML), объединяющих:

текстовую часть с графическими иллюстрациями;

систему промежуточного тестирования, реализованную по принципу выбора правильного ответа из предлагаемого списка ответов;

итоговое тестирование, обеспечивающий ввод ответов на естественном

Рисунок 4 — Структура пользователей системы сетевого ДО и доступные им возможности.

языке для последующей их передачи на проверку тьютору.

Учебные курсы имеют одинаковую структуру и состоят из набора тематических разделов, каждый из которых сопровождается тренировочными заданиями с ответами и промежуточным тестом. Завершается изучение курса итоговым тестом. Каждый курс обязательно снабжен списком дополнительной учебной и научной литературы, а также словарем терминов.

В учебном процессе используются учебно-практические пособия, подготовленные специально для ДО, дополненные по необходимости учебным материалом на аудиокассетах и учебным материалом на CD-ROM. В сетевом варианте все учебные материалы находятся в электронной библиотеке в гипертекстовом варианте. Часть таких пособий имеют аудиовставки (например, учебники иностранного языка). Средствами интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей являются электронная почта и система группового общения (ЧАТ).

Читайте также:  Топология сети это в информатике шина звезда кольцо

Графическое оформление учебно-методических материалов в системе сетевого ДО, как правило, не регламентируется и является отражением творческого процесса создателя гипертекстовой версии. Однако рубрикация (формализованная структура) курса является строго заданной и определяется на уровне корпоративного стандарта (инструкции по разработке учебно-практического пособия для СДО).

Источник

Использование сетевых технологий в современном дистанционном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестакова О.О.

Текст научной работы на тему «Использование сетевых технологий в современном дистанционном образовании»

преподаватель информатики, Кореновский политехнический техникум (ГБПОУ КК КПТ), г. Кореновск, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Современный мир подвергнут сильному влиянию быстрого развития компьютерных технологий. Эпоха развития современного общества на данный момент тесно связана с развитием глобального информационного пространства. Современные компьютерные технологии проникли во все сферы деятельности человека, в том числе и в сферу образования. Эти аспекты диктуют новые правила качественного развития человека как личности именно в нашем современном информационном обществе. В настоящее время, чтобы быть успешным и востребованным на рынке труда, человек должен не только обладать высшим образованием, но и иметь возможность получать непрерывное образование. Для успешного осуществления любой деятельности необходимо постоянно повышать квалификацию, но тут встает вопрос о том, где найти большие средства на обучение и, главное, время на его получение. Современное дистанционное образование стало выходом в этом вопросе. Работающий человек может без отрыва от рабочего места осуществлять обучение в удобное для него время. Дистанционное образование позволяет самому не только варьировать сроки и темпы обучения, но и постоянно участвовать в конференциях, получать помощь специалистов и преподавателей в режиме онлайн. Все это возможно благодаря использованию современных сетевых технологий в дистанционном образовании.

В дистанционном обучении используется сочетание информационных и коммуникационных технологий. Для получения идеальных результатов при получении дистанционного обучения важно наличие хорошего доступа к интернету у обучающихся, а также наличие у образовательного учреждения опыта дистанционного образования и качественных образовательных ресурсов (уроков, учебников и т.д.). На данный момент сетевые технологии настолько развиты, что для получения образования дистанционно даже не обязательно иметь дома персональный компьютер и обучаться только дома или в офисе. Современные сотовые телефоны, смартфоны и планшеты дают возможность всегда быть в сети. Из

этого следует, что, где бы человек ни находился, он всегда может прослушать курс лекций преподавателя, поучаствовать в научной конференции, пройти онлайн-тестирование по предмету, выполнять различные научные проекты и получать консультации. Также сетевые технологии позволяют и самому образовательному учреждению создать такую специализированную информационную среду с благоприятным психологическим климатом, в которой обучающемуся комфортно получать знания.

Читайте также:  Кулаков ю а компьютерные сети

Под интернет-технологиями подразумеваются технологии, основанные на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам образовательного учреждения. При использовании сетевых технологий в дистанционном образовании независимо от географической отдаленности образовательного учреждения и места проживания обучающегося формируется совокупность методических, организационных, технических и программных средств реализации учебного процесса.

Для реализации дистанционной формы обучения с использованием сетевых технологий перед образовательным учреждением встают следующие задачи:

1. Иметь в наличии сервер, подключенный к глобальной сети Интернет для размещения программного обеспечения, электронных библиотек, видео- и аудиоматериалов, либо использовать внешний источник, под которым здесь понимаются услуги аутосорсинга (образовательное учреждение использует сервера специализированной компании-провайдера).

2. Предоставлять обучающимся выбор способа получения учебной информации с теми технологиями, которые больше ему подходят:

а) синхронные учебные системы — системы в режиме on-line, предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. Наиболее часто используемые сетевые технологии: web-чаты, Skype, Telnet, ip-телефония, интерактивное TV, телеконференции NetMeeting;

б) асинхронные учебные системы — системы off-line, позволяющие обучающемуся самостоятельно выбирать план занятий и время. Используемые технологии: электронные библиотеки, аудио- и видеоматериалы на различных носителях или отправленные по электронной почте, различные web-страницы, web-форумы и т.д.;

в) смешанные системы — включают в себя перечисленные выше системы вместе.

3. Иметь тщательно разработанный высококачественный информативный, доступный, иллюстрированный учебный ресурс.

Как мы видим, роль сетевых технологий в дистанционном обучении велика. Благодаря быстрому развитию сетевых технологий образовательным учреждениям дана уникальная возможность повысить эффективность профессионального образования. В настоящее время самой современной и универсальной формой обучения является дистанционное обучение на основе новейших сетевых технологий. Обучающийся может получить то образование, которое соответствует его запросам и специализации. Все желающие имеют возможность постоянно повышать свой профессиональный уровень за счет создания автоматизированной обучающей системы. Как мы видим, система дистанционного образования базируется на современных информационных и сетевых технологиях и позволяет обеспечить принципиально новый уровень доступности образования, сохраняя его качество на высшем уровне.

Список использованной литературы

1. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, 2004. — 416 с.

2. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход: Монография. — М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. — 336 с.

3. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. Серия «Учебник нового века». — СПб.: Питер, 2001. — 544 с. с илл.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector