- Дистанционное образование: программы, формы, процесс проведения занятий
- История развития удаленного обучения
- Особенности дистанционного образования
- Технологии дистанционного обучения
- Что такое технология дистанционного обучения?
- Какими бывают технологии дистанционного обучения?
- Кейс-технология
- ТВ-технология
- Сетевая технология
- Перспективы развития технологий дистанционного обучения
- В качестве послесловия
Дистанционное образование: программы, формы, процесс проведения занятий
Чем популярно? Получить дистанционное образование сегодня может практически каждый. И огромное количество людей с охотой пользуется данным шансом, по достоинству оценив огромные возможности онлайн-занятий и некоторые их преимущества перед традиционным вариантом.
На что обратить внимание? Существуют различные формы удаленного обучения и в более общем смысле даже отдельные его системы: синхронная, асинхронная, комбинированная. Кроме того, подобная методика подачи и усвоения материала имеет свои особенности, о которых следует знать перед тем, как записываться на онлайн-курсы. Но давайте обо всем по порядку.
- История развития удаленного обучения
- Особенности дистанционного образования
- Преимущества дистанционного образования
- Недостатки дистанционного образования
- Программы дистанционного образования
- Формы удаленного обучения
- Синхронный, асинхронный и комбинированный варианты обучения
- Процесс проведения занятий
- Отношение кадровиков к дипломам об онлайн-образовании
- Советы по выбору учебного заведения
История развития удаленного обучения
История дистанционного обучения с применением различных технологий насчитывает без малого три столетия. Ещё в 18 веке в Европе появилось общедоступное почтовое сообщение. Реализован этот процесс был в общем-то несложно: ученик получал письмо, содержащее план на урок и справочные материалы, по мере выполнения осуществлял корреспонденцию с преподавателями и в заранее оговоренный срок держал экзамен или сочинял научную статью.
В России получить образование дистанционно стало возможным с конца 19 века. Сам процесс обучения ускорился в 20 веке с появлением телеграфа и телефона. Тем не менее, образование по почте не утратило популярность и практикуется во многих странах даже сейчас.
С изобретением и широким применением радио и телевидения перспективы дистанционного образования значительно расширились. В телеэфире появились специальные обучающие передачи, доступные для просмотра миллионам людей. Но такая форма обучения не была лишена недостатка – отсутствие обратной связи.
Открытый Университет Великобритании, основанный в 1969 году, стал первым учреждением, открывшим курсы образования дистанционно. Само название этого заведения красноречиво свидетельствовало о доступности обучения всем желающим. Да и отмена регулярного посещения занятий, и вполне доступная цена добавляла популярности.
Вскоре за рубежом оценили этот опыт и стали открывать ВУЗы, предлагающие дистанционное образование. Среди них: Хагенский заочный университет в Германии; Национальный технологический университет (NTU) в Форт-Коллинзе, США; INTEC-колледж Кейптауна в ЮАР; Австралийская территориальная информационная сеть AADES; Национальный университет дистанционного образования (UNED) в Испании.
Развитие информационных технологий и широкое распространение ПК в 80-х годах 20 века привело к революционным преобразованиям и в сфере образования. Десятилетием позже начали бурно внедряться и спутниковые технологии. В РФ началу образования дистанционно положило опубликование в 1997 году приказа № 1050 Министерства Образования, по которому официально было разрешено удаленное обучение.
В 21 веке с лавинообразным распространением сети Интернет резко возросла популярность получения первого или второго высшего образования (переподготовки, повышения квалификации), используя дистанционное обучение в ВУЗах.
Особенности дистанционного образования
Дистанционное образование является типом обучения посредством информационно-телекоммуникационных сетей при непрямом контакте педагогов и учеников. Другими словами, это удалённое обучение. Не покидая дом, сегодня можно овладеть искусством вышивки крестиком или изучить иностранный язык. Современные технологии позволяют даже удаленно пройти школьную программу и получить диплом о высшем образовании.
Технологии дистанционного обучения
E-learning
Дистанционное обучение развивается уже больше 300 лет. За это время появились не только более удобные и быстрые способы передачи материала ученикам, но и педагогические методики, которые повышают качество и эффективность обучения на расстоянии.
Из этой статьи вы узнаете, что такое технологии дистанционного обучения, какими они бывают, какие преимущества, недостатки и перспективы у них есть.
Что такое технология дистанционного обучения?
Технологии дистанционного обучения – это комплекс технических и методических инструментов, обеспечивающий все необходимые процессы для качественного обучения.
Технологии дистанционного обучения решают такие задачи, как:
- Передача учащемуся учебных материалов
- Обеспечение возможности самостоятельного обучения
- Тестирование учащегося и контроль его знаний
- Получение обратной связи от преподавателя
Без этих элементов образовательный процесс затрудняется и теряет качество результатов.
Какими бывают технологии дистанционного обучения?
Технологии дистанционного обучения различаются по многим факторам, таким как:
- способ доставки учебного материала от преподавателя ученику
- способ связи между учеником и преподавателем
- интерактивность уроков
- наличие или отсутствие индивидуального подхода к студенту
- обучение по общему расписанию или выстраивание своего собственного
- способ контроля усвоения знаний
- и другие
На основе этих критериев в наше время выделяют три вида технологий дистанционного обучения:
Кейс-технология
Кейс-технология – это передача учащемуся готового набора учебно-методического материала для самостоятельного изучения. Это старейший вид дистанционного обучения, но он все еще пользуется спросом, особенно при заочном обучении в вузе. Обратная связь осуществляется через проверку контрольной работы преподавателем или консультантом и повторной ее отправкой студенту.
Из его плюсов – малое отличие методического подхода от традиционного обучения, из-за чего существует много эффективных способов скомпоновать курс.
Из минусов – если учебные материалы передаются на физических носителях – в виде книг, CD-дисков, флеш-накопителей – стоимость обучения для преподавателя растет прямо пропорционально количеству учеников. Кроме этого у такого вида дистанционного обучения очень низкая интерактивность, что значительно снижает его качество.
ТВ-технология
ТВ-технология – это дистанционное обучение посредством телевидения. Студенты получают видеоуроки в хорошем качестве через свой телевизор. Такого рода дистанционное обучение было популярно во второй половине прошлого века и сильно повлияло на развитие e-learning – интерактивного вида обучения с использованием большого количества мультимедиа.
Из плюсов такого вида обучения – доступность и интерактивность, хорошее качество передачи изображения.
Минусы – зависимость от расписания уроков для студентов и высокая цена создания и запуска такого обучения для автора курса.
Сетевая технология
Сетевая технология – это дистанционное обучение, при котором ученик получает доступ к урокам через Интернет или локальную сеть. Относительно новая технология дистанционного обучения, которая стала трендом и заняла большую часть рынка обучения за последние годы.
У нее больше плюсов, чем минусов. Например, возможность связи и получения обратной связи от преподавателя, высокая интерактивность, обучение в удобное время, простой доступ к материалу и его разнообразие. Также техническая простота создания и доступа к этой технологии делает ее цену выгодной для учащихся.
Минусы – это необходимость иметь минимальную компьютерную грамотность и доступ в Интернет для студента и преподавателя.
Перспективы развития технологий дистанционного обучения
За последние 20 лет самым перспективным видом дистанционного обучения стало онлайн-обучение. То, что у большинства людей есть компьютер или гаджет с доступом в Интернет, делает его отличной средой для образования.
К техническим перспективам развития относится снижение цены на гаджеты и развитие технологий виртуальной и дополненной реальности. Последние уже нашли свое применение в корпоративном обучении крупных корпораций, таких как РЖД и Газпром. Возможность изучить внутреннее строение и процессы работы с помощью дополненной или виртуальной реальности помогает сотрудникам получить необходимый опыт работы с отсутствием рисков. Кроме этого, технологии позволяют создавать тренажеры, которые помогают оттачивать практические навыки в том, в чем раньше на расстоянии было невозможно.
С точки зрения методик обучения, все большей популярностью пользуется мобильное обучение и микрообучение.
Мобильное обучение делает получение знаний более доступным и удобным для пользователей. А система микрообучения позволяет быстро получить нужный навык или информацию, просто пройдя короткий урок. Она переводит обучение в такой же удобный способ поиска необходимого, как поиск в Интернете, но с качественно лучшими результатами.
Также сохраняется тренд на использование e-learning – системы обучения, построенной на разнообразном и доступном для понимания мультимедиа-материале и работе с тренажерами и автоматическими тестами для закрепления материала. Из этой статьи (статья про илернинг) вы можете узнать больше о e-learning.
Системы геймификации обучения – введение в них элементов игры – это новый тренд, который уже доказал свою эффективность как в обучении детей, так и взрослых, как в любительских курсах, так и в сложном корпоративном обучении. Прочитайте эту статью, чтобы узнать больше о выгоде от игрофикации своего курса и способах это сделать. (статья про геймфификацию)
В программном обеспечении за последние годы тоже возникли серьезные изменения. Все больше онлайн-педагогов и владельцев компаний переводят свое обучение в Интернет. В связи с этим платформы для его размещения и системы дистанционного обучения – СДО – развиваются семимильными шагами. На данный момент современные СДО очень просты в управлении, поддерживают множество форматов учебных материалов и уроков, автоматизируют рутинные процессы и оптимизируют обучение для преподавателя и студента.
В качестве послесловия
Дистанционное обучение за 300 лет прошло историю развития от курсов, рассылаемых через газету, до целых школ, вмещающихся в телефон. Вместе с техникой развивались педагогические и методологические процессы, чтобы обучение на расстоянии смогло стать прямым конкурентом традиционных уроков. Конечно, некоторым навыкам невозможно обучить без постоянной практики и обратной связи от эксперта, но подавляющее большинство обучающих курсов отлично передаются и на дистанцию. Это стало возможным благодаря развитию технологий дистанционного обучения.
В самой распространенной классификации выделяют три технологии: кейсовая, ТВ и сетевая. Каждая из них решает какие-то отдельные задачи лучше остальных, поэтому нужно знать их сильные и слабые стороны, чтобы выбрать подходящую.
Самой перспективной технологией дистанционного обучения является сетевая. Простота и удобство доступа к ней, постоянное развитие, небольшая цена и простота в использования делают ее доступной для большинства. Максимальной эффективности сетевые технологии дистанционного обучения достигают при использовании СДО, поэтому перед тем, как запускать свой онлайн-курс, изучите рынок систем и выберите оптимальную для вас.