Дистанционное обучение посредством сети интернет

Дистанционное образование: программы, формы, процесс проведения занятий

Чем популярно? Получить дистанционное образование сегодня может практически каждый. И огромное количество людей с охотой пользуется данным шансом, по достоинству оценив огромные возможности онлайн-занятий и некоторые их преимущества перед традиционным вариантом.

На что обратить внимание? Существуют различные формы удаленного обучения и в более общем смысле даже отдельные его системы: синхронная, асинхронная, комбинированная. Кроме того, подобная методика подачи и усвоения материала имеет свои особенности, о которых следует знать перед тем, как записываться на онлайн-курсы. Но давайте обо всем по порядку.

  1. История развития удаленного обучения
  2. Особенности дистанционного образования
  3. Преимущества дистанционного образования
  4. Недостатки дистанционного образования
  5. Программы дистанционного образования
  6. Формы удаленного обучения
  7. Синхронный, асинхронный и комбинированный варианты обучения
  8. Процесс проведения занятий
  9. Отношение кадровиков к дипломам об онлайн-образовании
  10. Советы по выбору учебного заведения

История развития удаленного обучения

История дистанционного обучения с применением различных технологий насчитывает без малого три столетия. Ещё в 18 веке в Европе появилось общедоступное почтовое сообщение. Реализован этот процесс был в общем-то несложно: ученик получал письмо, содержащее план на урок и справочные материалы, по мере выполнения осуществлял корреспонденцию с преподавателями и в заранее оговоренный срок держал экзамен или сочинял научную статью.

В России получить образование дистанционно стало возможным с конца 19 века. Сам процесс обучения ускорился в 20 веке с появлением телеграфа и телефона. Тем не менее, образование по почте не утратило популярность и практикуется во многих странах даже сейчас.

С изобретением и широким применением радио и телевидения перспективы дистанционного образования значительно расширились. В телеэфире появились специальные обучающие передачи, доступные для просмотра миллионам людей. Но такая форма обучения не была лишена недостатка – отсутствие обратной связи.

Открытый Университет Великобритании, основанный в 1969 году, стал первым учреждением, открывшим курсы образования дистанционно. Само название этого заведения красноречиво свидетельствовало о доступности обучения всем желающим. Да и отмена регулярного посещения занятий, и вполне доступная цена добавляла популярности.

Вскоре за рубежом оценили этот опыт и стали открывать ВУЗы, предлагающие дистанционное образование. Среди них: Хагенский заочный университет в Германии; Национальный технологический университет (NTU) в Форт-Коллинзе, США; INTEC-колледж Кейптауна в ЮАР; Австралийская территориальная информационная сеть AADES; Национальный университет дистанционного образования (UNED) в Испании.

Развитие информационных технологий и широкое распространение ПК в 80-х годах 20 века привело к революционным преобразованиям и в сфере образования. Десятилетием позже начали бурно внедряться и спутниковые технологии. В РФ началу образования дистанционно положило опубликование в 1997 году приказа № 1050 Министерства Образования, по которому официально было разрешено удаленное обучение.

В 21 веке с лавинообразным распространением сети Интернет резко возросла популярность получения первого или второго высшего образования (переподготовки, повышения квалификации), используя дистанционное обучение в ВУЗах.

Особенности дистанционного образования

Дистанционное образование является типом обучения посредством информационно-телекоммуникационных сетей при непрямом контакте педагогов и учеников. Другими словами, это удалённое обучение. Не покидая дом, сегодня можно овладеть искусством вышивки крестиком или изучить иностранный язык. Современные технологии позволяют даже удаленно пройти школьную программу и получить диплом о высшем образовании.

Источник

Технологии дистанционного обучения

Технологии удаленного обучения

E-learning

Дистанционное обучение развивается уже больше 300 лет. За это время появились не только более удобные и быстрые способы передачи материала ученикам, но и педагогические методики, которые повышают качество и эффективность обучения на расстоянии.

Из этой статьи вы узнаете, что такое технологии дистанционного обучения, какими они бывают, какие преимущества, недостатки и перспективы у них есть.

Что такое технология дистанционного обучения?

Технологии дистанционного обучения – это комплекс технических и методических инструментов, обеспечивающий все необходимые процессы для качественного обучения.

Технологии дистанционного обучения решают такие задачи, как:

  1. Передача учащемуся учебных материалов
  2. Обеспечение возможности самостоятельного обучения
  3. Тестирование учащегося и контроль его знаний
  4. Получение обратной связи от преподавателя

Без этих элементов образовательный процесс затрудняется и теряет качество результатов.

Какими бывают технологии дистанционного обучения?

Технологии дистанционного обучения различаются по многим факторам, таким как:

  • способ доставки учебного материала от преподавателя ученику
  • способ связи между учеником и преподавателем
  • интерактивность уроков
  • наличие или отсутствие индивидуального подхода к студенту
  • обучение по общему расписанию или выстраивание своего собственного
  • способ контроля усвоения знаний
  • и другие

На основе этих критериев в наше время выделяют три вида технологий дистанционного обучения:

Кейс-технология

Кейс-технология – это передача учащемуся готового набора учебно-методического материала для самостоятельного изучения. Это старейший вид дистанционного обучения, но он все еще пользуется спросом, особенно при заочном обучении в вузе. Обратная связь осуществляется через проверку контрольной работы преподавателем или консультантом и повторной ее отправкой студенту.

Из его плюсов – малое отличие методического подхода от традиционного обучения, из-за чего существует много эффективных способов скомпоновать курс.

Из минусов – если учебные материалы передаются на физических носителях – в виде книг, CD-дисков, флеш-накопителей – стоимость обучения для преподавателя растет прямо пропорционально количеству учеников. Кроме этого у такого вида дистанционного обучения очень низкая интерактивность, что значительно снижает его качество.

ТВ-технология

ТВ-технология – это дистанционное обучение посредством телевидения. Студенты получают видеоуроки в хорошем качестве через свой телевизор. Такого рода дистанционное обучение было популярно во второй половине прошлого века и сильно повлияло на развитие e-learning – интерактивного вида обучения с использованием большого количества мультимедиа.

Из плюсов такого вида обучения – доступность и интерактивность, хорошее качество передачи изображения.

Минусы – зависимость от расписания уроков для студентов и высокая цена создания и запуска такого обучения для автора курса.

Сетевая технология

Сетевая технология – это дистанционное обучение, при котором ученик получает доступ к урокам через Интернет или локальную сеть. Относительно новая технология дистанционного обучения, которая стала трендом и заняла большую часть рынка обучения за последние годы.

У нее больше плюсов, чем минусов. Например, возможность связи и получения обратной связи от преподавателя, высокая интерактивность, обучение в удобное время, простой доступ к материалу и его разнообразие. Также техническая простота создания и доступа к этой технологии делает ее цену выгодной для учащихся.

Минусы – это необходимость иметь минимальную компьютерную грамотность и доступ в Интернет для студента и преподавателя.

Перспективы развития технологий дистанционного обучения

За последние 20 лет самым перспективным видом дистанционного обучения стало онлайн-обучение. То, что у большинства людей есть компьютер или гаджет с доступом в Интернет, делает его отличной средой для образования.

К техническим перспективам развития относится снижение цены на гаджеты и развитие технологий виртуальной и дополненной реальности. Последние уже нашли свое применение в корпоративном обучении крупных корпораций, таких как РЖД и Газпром. Возможность изучить внутреннее строение и процессы работы с помощью дополненной или виртуальной реальности помогает сотрудникам получить необходимый опыт работы с отсутствием рисков. Кроме этого, технологии позволяют создавать тренажеры, которые помогают оттачивать практические навыки в том, в чем раньше на расстоянии было невозможно.

С точки зрения методик обучения, все большей популярностью пользуется мобильное обучение и микрообучение.

Мобильное обучение делает получение знаний более доступным и удобным для пользователей. А система микрообучения позволяет быстро получить нужный навык или информацию, просто пройдя короткий урок. Она переводит обучение в такой же удобный способ поиска необходимого, как поиск в Интернете, но с качественно лучшими результатами.

Также сохраняется тренд на использование e-learning – системы обучения, построенной на разнообразном и доступном для понимания мультимедиа-материале и работе с тренажерами и автоматическими тестами для закрепления материала. Из этой статьи (статья про илернинг) вы можете узнать больше о e-learning.

Системы геймификации обучения – введение в них элементов игры – это новый тренд, который уже доказал свою эффективность как в обучении детей, так и взрослых, как в любительских курсах, так и в сложном корпоративном обучении. Прочитайте эту статью, чтобы узнать больше о выгоде от игрофикации своего курса и способах это сделать. (статья про геймфификацию)

В программном обеспечении за последние годы тоже возникли серьезные изменения. Все больше онлайн-педагогов и владельцев компаний переводят свое обучение в Интернет. В связи с этим платформы для его размещения и системы дистанционного обучения – СДО – развиваются семимильными шагами. На данный момент современные СДО очень просты в управлении, поддерживают множество форматов учебных материалов и уроков, автоматизируют рутинные процессы и оптимизируют обучение для преподавателя и студента.

В качестве послесловия

Дистанционное обучение за 300 лет прошло историю развития от курсов, рассылаемых через газету, до целых школ, вмещающихся в телефон. Вместе с техникой развивались педагогические и методологические процессы, чтобы обучение на расстоянии смогло стать прямым конкурентом традиционных уроков. Конечно, некоторым навыкам невозможно обучить без постоянной практики и обратной связи от эксперта, но подавляющее большинство обучающих курсов отлично передаются и на дистанцию. Это стало возможным благодаря развитию технологий дистанционного обучения.

В самой распространенной классификации выделяют три технологии: кейсовая, ТВ и сетевая. Каждая из них решает какие-то отдельные задачи лучше остальных, поэтому нужно знать их сильные и слабые стороны, чтобы выбрать подходящую.

Самой перспективной технологией дистанционного обучения является сетевая. Простота и удобство доступа к ней, постоянное развитие, небольшая цена и простота в использования делают ее доступной для большинства. Максимальной эффективности сетевые технологии дистанционного обучения достигают при использовании СДО, поэтому перед тем, как запускать свой онлайн-курс, изучите рынок систем и выберите оптимальную для вас.

Источник

Читайте также:  Классификация информационных служб сети интернет
Оцените статью
Adblock
detector