Эдо и компьютерная сеть

Отличие EDI от ЭДО

Чтобы автоматизировать процессы и сократить расходы, организации переводят документооборот в электронный вид. В этом помогают системы EDI и ЭДО. Расскажем, чем системы отличаются друг от друга и что в них общего.

Что означает EDI

EDI (Electronic Data Interchange) переводится как «электронный обмен данными». Это система, которая позволяет поставщикам и заказчикам обмениваться электронными стандартизированными сообщениями и данными, чтобы передавать коммерческую информацию. EDI-технологии помогают автоматизировать выполнение заказа и исключить влияние человеческого фактора. Покупатель не допустит ошибку в заказе, а поставщик вовремя привезет нужный товар.

Например, торговая сеть отправляет заказ поставщику в виде закодированного сообщения. В ответ поставщик такими же сообщениями уведомляет заказчика об отгрузке и выставляет электронный счет. При приемке товара покупатель может отправить уведомление, в котором указывает возможные расхождения. Заказ формируется прямо в учетной системе покупателя, поэтому он не содержит ошибок и опечаток. В итоге система решает проблему коммуникации между покупателем и поставщиком, автоматизирует и ускоряет процессы.

Стандарты передачи данных в EDI

  • GTIN (Global Trade Item Number) — универсальный номер торговой единицы. Код зашифровывают в виде штрихкода и наносят на упаковку. GTIN состоит из 8, 12, 13 или 14 цифр в зависимости от товара. Для учетных систем используется 14 знаков, коды с меньшим количеством цифр дополняют нулями.
  • GLN (Global Location Number) — глобальный номер места нахождения. Его присваивают организациям и их объектам: складам, магазинам. Код состоит из 13 цифр и служит для идентификации отправителя и получателя документов.
  • SSCC (Serial Shipping Container Code) — серийный код транспортной упаковки. Служит для обозначения логистической (транспортной) единицы: паллеты, тележки, посылки.

Чтобы создать идентификационный ключ, компания должна вступить в национальную организацию GS1. При вступлении она получает регистрационный номер, на основе которого формируются все идентификационные ключи.

Читайте также:  Построение полной сетевой модели

edi

​​Получите GLN

И начните обмениваться электронными сообщениями с партнерами в Контур.EDI

Типы EDI-сообщений

Покупатели и поставщики обмениваются EDI-данными на каждом этапе поставки: заказ, отгрузка, приемка, счет на оплату. Сообщения фиксируют шаги документооборота и содержат информацию о каждом из них.

Основные типы EDI-сообщений:

ORDER — заказ на поставку. Содержит список товаров, их количество, цены, а также сроки и адрес доставки. Покупатели, например торговые сети, формируют заказ и отправляют поставщикам.

ORDRSP — ответ на заказ. Поставщик может подтвердить заказ, отказать покупателю, внести дополнительную информацию или корректировки. Например, через ORDRSP можно предложить аналог, если нужного товара нет на складе.

DESADV — уведомление об отгрузке. Это аналог товарно-транспортной накладной. Поставщик отправляет сообщение, в котором указывает информацию о количестве отгруженных товаров, цене, отправителе и получателе.

RECADV — сообщение о приемке товара. Покупатель уведомляет продавца, когда принимает товар. В RECADV указывают сведения о фактически принятом товаре и расхождения, если часть товара не принята.

INVOICE — счет. Содержит окончательные данные о поставке, ценах и суммы к оплате. На основе INVOICE формируются электронные документы: счет-фактура, ТОРГ-12, УПД.

Схема электронного обмена данными EDI

Схему обмена EDI-данными можно настроить на основании бизнес-процессов компании и взаимодействия между партнерами.

Стандартная цепочка сообщений выглядит так:

  1. Покупатель высылает поставщику заказ (ORDER).
  2. Поставщик корректирует заказ по реальным остаткам на складе и подтверждает его (ORDRSP).
  3. После отгрузки товара поставщик формирует и высылает покупателю уведомление об отгрузке (DESADV).
  4. Покупатель после приемки автоматически формирует и высылает поставщику уведомление о приемке товара (RECADV).
  5. Поставщик на основании RECADV автоматически формирует счет-фактуру и отправляет его покупателю (INVOICE).

Типовую цепочку можно дополнить другими сообщениями под свои нужды. Всё зависит от договоренностей между партнерами и их бизнес-процессов.

Например, в сообщениях можно:

  • уведомить о возврате и приемке возврата;
  • сообщить об отгрузке алкоголя;
  • передать сведения о местах доставки;
  • отправить прайс-лист, график поставок, отчет о продажах.
Читайте также:  Наши системы обнаружили необычный трафик из вашей компьютерной сети

В системе Контур.EDI можно настроить схему документооборота, которая подходит под ваши бизнес-процессы.

По каким схемам работают торговые сети

В Контур.EDI работают более 300 торговых сетей и дистрибьюторов. Каждая сеть обменивается EDI-сообщениями с поставщиками по своей схеме.

Основные торговые сети в Контур.EDI и типы сообщений, с которыми они работают:

PRICAT, ORDERS, DESADV, RECADV, INVOIC

ORDERS, DESADV, INVOIC, RECADV, COINVOIC, RETANN

PRICAT, ORDERS, DESADV, INVOIC, RECADV, COINVOIC

ORDERS, DESADV, RECADV, INVOIC

ORDERS, ORDRSP, DESADV, RECADV

ORDERS, ORDRSP, INVOIC, COINVOIC

Преимущества перехода на EDI

EDI-обмен позволяет автоматизировать взаимодействие с партнерами, экономить ресурсы и повышать эффективность обработки заказов.

Участники системы EDI получают преимущества за счет возможности:

  • ускорить обработку заказов, оплату за поставку и подписание закрывающих документов;
  • снизить число ошибок и уменьшить затраты на их поиск и исправление;
  • автоматически формировать юридически значимые документы;
  • сократить расходы на доставку, хранение и печать бумажных документов;
  • анализировать данные по поставками, чтобы налаживать процессы.

Пользователи системы могут в любой момент обратиться к переданным сообщениям и документам, чтобы избежать разногласий с контрагентами, или использовать их для анализа бизнес-процессов.

Кроме того, EDI-технологии гарантируют достоверность, конфиденциальность и безопасность данных. Сообщения зашифровываются и передаются по защищенным каналам так, что их содержимое доступно только отправителю и получателю. Сообщения нельзя скорректировать после отправки — адресат получает данные в том виде, в котором они были отправлены.

edi

Сокращайте ошибки

И упрощайте взаимодействие с партнерами в системе Контур.EDI

Разница между ЭДО и EDI

Что такое ЭДО

Электронный документооборот (ЭДО) — это обмен документами между компаниями через интернет без использования бумажных носителей. Процесс работы в системе соответствует бумажному делопроизводству.

Контрагенты в системе ЭДО могут создавать, согласовывать, подписывать, передавать, хранить электронные документы, следить за их статусом. Передавать можно документы двух видов:

  • формализованные — для них ФНС утвердила xml-формат, например это счет-фактура, УПД, первичные документы;
  • неформализованные — любые другие документы, которые можно использовать в разных форматах: doc, xlsx, jpg, pdf и др.
Читайте также:  Локальные компьютерные сети что это за профессия

Чтобы электронный документ был равнозначен бумажному с собственноручной подписью, используют квалифицированную электронную подпись (КЭП). Документы, подписанные КЭП, являются оригиналами и обладают юридической силой. Их признают все контрагенты и госорганы, принимают в налоговой и суде. Обмен такими документами называют юридически значимым электронным документооборотом (ЮЗЭДО).

Чем отличаются EDI и ЭДО

EDI — это электронный обмен данными между поставщиками и торговыми сетями, а ЭДО — обмен электронными юридически значимыми документами с контрагентами, банками, госпорталами. Получается, что одно из главных отличий — юридическая значимость. Сами по себе EDI-сообщения не являются юридически значимыми. Но на их основе можно сформировать закрывающие документы и подписать КЭП.

Еще один критерий — формат документов. В системе ЭДО документы можно передавать как в утвержденном ФНС формате, так и в свободной форме. В EDI-обмене данные соответствуют стандартам всемирной системы GS1. Они не являются формализованными.

Чтобы сравнить системы, покажем основные различия в таблице.

Критерий сравнения EDI ЭДО
Юридическая значимость Обмен данными, на основе которых можно формировать закрывающие документы Юридически значимый документооборот
Формат документов Соответствует стандартам GS1 Утвержден госорганами или произвольный
Количество участников документооборота Два участника: покупатель и продавец Может быть несколько участников
Область применения Применяют поставщики, торговые сети, несетевая розница, HoReCa и др. Применяют компании во всех отраслях

Каждая система служит для конкретных задач, но вместе они помогают автоматизировать процессы, исключать ошибки и сокращать расходы.

EDI и ЭДО дополняют друг друга. Например, пользователи Контур.EDI и Контур.Диадока могут использовать системы одновременно, чтобы полностью перейти на электронный обмен юридически значимыми документами с контрагентами и госорганами.

Итоговые юридически значимые документы формируются на основе EDI-сообщений, в которых стороны уже проверили и откорректировали данные. Это значит, что в УПД, товарных накладных, счетах-фактурах не будет ошибок и опечаток, контрагент примет документы с первого раза, что ускорит завершение сделки и оплату по договору.

edi

ЭДО в ритейле

Автоматизируйте обработку заказов и ускорьте бизнес-процессы с помощью Контур.EDI

Источник

Оцените статью
Adblock
detector