- Анализ эффективности рекламных каналов сети интернет
- Основные каналы рекламы в интернет-маркетинге и эффективность их использования
- Основы оценки и анализа эффективности рекламных каналов в сети интернет
- Эффективность интернет-рекламы
- Экономическая эффективность интернет-рекламы
- Коммуникативная эффективность рекламы в сети
Анализ эффективности рекламных каналов сети интернет
Основные каналы рекламы в интернет-маркетинге и эффективность их использования
Интернет-маркетинг – это маркетинговая и коммерческая деятельность, реализуемая в интернет-пространстве и, так или иначе, затрагивающая все элементы комплекса маркетинга, то есть продукт, цену, сбыт и продвижение.
Под каналами рекламы в интернет-маркетинге следует понимать способы и инструменты, посредством которых рекламодатель через сеть интернет может донести рекламное сообщение до представителей целевой аудитории.
Сегодня перечень таких каналов постоянно растет и расширяется. Одни из них утрачивают свою популярность, другие, наоборот, начинают использоваться более активно. Как показывает практика, с каждым годом на рынке появляются все новые способы интернет-рекламы.
На сегодняшний день к числу основных каналов рекламы, используемых в интернет-маркетинге, принято относить:
- контекстную и баннерную рекламу;
- SEO;
- SMM;
- контент-маркетинг;
- email-маркетинг;
- работу с отзывами и мнениями;
- товарные агрегаторы;
- классифайды.
Вкратце рассмотрим каждый из них.
Контекстная реклама представляет собой одну из разновидностей интернет-рекламы, которая подстраивает содержимое рекламы под контекст содержимого интернет-страницы и предпочтения пользователя.
Баннерная реклама предполагает размещение на целевых интернет-ресурсах баннеров (графические изображения, рекламирующие какой-либо продукт или услугу) с целью привлечения качественных посетителей по определенной стоимости за конкретный период.
SEO есть ни что иное, как поисковая оптимизация. В ее основе лежит всестороннее развитие и продвижение сайта для того, чтобы в поисковых системах он выходил на первые страницы поиска.
SMM или маркетинг в социальных сетях строится на основе рекламы и продвижения через различные социальные платформы, такие как Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Instagramm и пр.
Контент-маркетинг связан с созданием и распространением релевантного, ценного и полезного контента, позволяющего привлекать и удерживать четко определенную аудиторию и, в конечном счете, стимулировать лидов на покупку рекламируемого товара или товар. В основе email-маркетинга лежит реклама и продвижение товаров и услуг через email-коммуникации.
В последние годы особую популярность набирает работа с мнениями и отзывами. Все большее число их можно встретить в сети интернет и все чаще на них ориентируются пользователи.
Под товарными агрегаторами следует понимать электронные площадки, на которых представлена продукция различных интернет-магазинов. К ним, например, могут быть отнесены Aliexpress, Яндекс.Маркет и пр. Несколько иной инструмент представляют собой так называемый классифайды — то есть сайты объявлений, на которых собраны различные предложения как от компаний, так и от частных лиц.
Каждый из этих каналов может и фактически используется для рекламы и продвижения товаров и услуг в сети интернет. Все они могут быть подвергнуты оценке с точки зрения их эффективности. Под эффективностью в данном случае следует понимать степень результативности распространения рекламных сообщений.
Основы оценки и анализа эффективности рекламных каналов в сети интернет
Каждый канал рекламы в интернет-маркетинге имеет свою специфику. На практике все они различаются по уровню своей эффективности. В настоящее время в системе маркетинга для оценки эффективности и целесообразности инвестирования средств в рекламные каналы сети интернет используется несколько наиболее популярных и широко распространенных ключевых показателей. В общем виде они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые показатели для оценки эффективности каналов рекламы в интернет-маркетинге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Показатель ROI, измеряемый в процентах, отражает прибыльность или убыточность инвестиций. Благодаря расчету индекса ROAS, определяемому соотношением доходов к расходам, можно понять удалось ли компании заработать после вложений на рекламу. Критерий ROMI характеризует общую рентабельность проводимой в сети интернет рекламной кампании и эффективность инвестиций в маркетинг в целом.
Эти финансовые показатели считаются общими и используются обычно для оценки эффективности интернет-рекламы в целом. Помимо них для оценки эффективности непосредственно конкретных каналов рекламы в сети интернет применяются такие показатели, как:
- СR (универсальный показатель кликабельности);
- CPC (стоимость клика);
- CPA (оплата за действие).
Основным и наиболее значимым показателем эффективности рекламного канала в сети интернет считается универсальный показатель кликабельности или, как его еще принято называть, коэффициент конверсии (CR). Он отражает удельный вес посетителей, которые совершили целевое действие после перехода на сайт через контекстную рекламу. Так, например, всего продающую страницу посетило 100 человек, из них 15 человек оставило на странице свой телефон для обратной связи. В этом случае коэффициент конверсии страницы составит 15%. В целом данный показатель свидетельствует о качестве настройки рекламы и в определенном смысле служит отражением актуальности предлагаемых услуг.
Стоимость перехода или клика (CPC) является усредненным показателем, показывающим среднюю стоимость перехода посетителя интернет-страницы по рекламной ссылке.
Оплата за действие (СРА) служит отражением стоимости целевого действия. Обычно данный показатель рассчитывается как отношение суммы расходов на рекламный канал к числу выполненных целевых действий. В качестве целевых действий могут выступать оформление пробного периода, подписка на рассылку, регистрация и пр.
Помимо этого перечень оценочных показателей может быть дополнен такими критериями как показатель кликабельности рекламных материалов (CTR), стоимость тысячи показов (СРМ), стоимость заказа (СРО) и пр. Отдельного внимания заслуживают социальные показатели (метрики), определяемые числом упоминаний, по большей части, в социальных сетях.
Эффективность интернет-рекламы
Общеизвестно, что эффективность любого объекта или вида деятельности — это вопрос очень тонкий и сложный и проведение оценки порой не дает тех результатов, которые ожидает компания. Эффективность же интернет-рекламы является более прозрачной по сравнению с рекламой в средствах массовой информации.
Эффективная реклама в сети Интернет обеспечивает для клиента достаточную окупаемость вложенных средств. Ее всегда можно повысить, за счет внесения изменений в саму рекламу для получения большого количества заказов и клиентов или исключения наименее популярных источников рекламы.
Когда сайт компании раскучивается в интернете, то осуществляется постоянное отслеживание эффективности рекламной кампании. Например, контекстная реклама будет результативной, если знать, какие ключевые слова оставить, какие отключить или заменить, а какие необходимо поднять на более высокие позиции для увеличения продаж или заказов.
При размещении баннерной рекламы благодаря мониторингу результатов можно вовремя отредактировать текст сообщения, изображение, слоган, выбрать новые места для размещения. Соответственно, компания оптимизирует свои затраты на рекламу и растет конверсия.
Конверсия – это один из показателей эффективной интернет-рекламы, который выражается отношением посетителей сайта, выполнивших определенные действия (покупка, подписка, регистрация и др.) к общему числу посетивших данный сайт.
Не смотря на то, что Интернет становится уже эффективным средством рекламы, так как обеспечивает широкий охват аудитории, организация и реализация рекламной кампании может сопровождаться рядом проблем:
- формирование рекламной стратегии на основе интуиции и сложившихся традиций компании;
- отсутствие учета особенностей и динамики рынка, а также деятельности конкурентов;
- создание и утверждение рекламного бюджета на короткий срок;
- отсутствие гибкости в графике рекламных мероприятий;
- отсутствие достаточных знаний о возможностях использования интернета;
- небольшая скорость использования интернет-ресурсов.
Для решения указанных проблем необходимо проводить исследования факторов, которые оказывают влияние на эффективность интернет-рекламы.
Рисунок 1. Факторы, оказывающие влияние на эффективность интернет-рекламы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Экономическая эффективность интернет-рекламы
В зависимости от целей и задач рекламной кампании используются различные критерии оценки эффективности.
Цели интернет-рекламы как любой другой подразделяются на коммуникативные и коммерческие (или экономические), соответственно различают и одноименные виды эффективности рекламы в сети.
Для оценки экономической эффективности применяются следующие показатели:
- первичные показатели, которые используются при анализе посещаемости сайта (абсолютные показатели хит и хост);
- показатели воздействия рекламного сообщения на аудиторию (относительные показатели CTR, CTB, CTI, VTR);
- показатели оценки влияния рекламной кампании на объем и структуру аудитории сайта (абсолютные показатели – максимальная аудитория, нерегулярная аудитория и др.).
Хиты — это просмотренные страницы. Их число в единицу времени позволяет определить рекламную мощность сайта. Хосты — уникальные пользователи, делающие хиты (просматривающие страницы). Каждому посетителю соответствует отдельный IP-адрес, с которого осуществляется доступ к ресурсу.
Относительный показатель CTR (кликабельность или отклик) – это основной параметр эффективности интернет-рекламы.
$CTR= N_/N_ \cdot 100%;$, где $N_$ — количество нажатий на рекламное сообщение; $N_$ – количество показов сообщения посетителю сайта.
$CTB$ – экономический показатель, который отражает конверсию посетителей покупателей. Другое его название — коэффициент конверсии.
$CTB= N_/N_ \cdot 100%;$, где $N_$ – покупатели сайта, $N_$ — посетители сайта
$CTI$ – показатель, который измеряет отношение числа заинтересованных посетителей к общему числу посетителей.
$CTI=N_/N_ \cdot 100%;$, где $N_$ – заинтересованные посетители сайта.
Показатель кликабельности CTR зависит от вида рекламного сообщения и обстоятельств его показа. CTB и CTI зависят от сервера рекламодателя. Данные параметры анализируются по-отдельности и в сочетании друг с другом, в конечном итоге влияют на процесс рекламной кампании.
Выделяют еще один экономический показатель эффективности рекламы в интернете. VTR – это параметр субъективной оценки привлекательности средства рекламы. Рассчитывается как отношение числа просмотров к числу показов рекламы и характеризует количество возникших рекламных контактов. Измеряется в процентном соотношении.
Для подсчета нобходимых показтелей используются счетчиками, которые установлены на сайте web-издателя. С их помощью определяются посещаемость сайта, где размещается реклама и целый ряд других данных по посещаемости интернет-ресурсов.
Коммуникативная эффективность рекламы в сети
Оценка коммуникативной эффективности интернет-рекламы заключается в определении уровня воздействия рекламы на потребителя, на запоминаемость и узнаваемость рекламы.
В рекламной деятельности широко используется модель AIDA:
Согласно данной модели, реклама обязана привлечь внимание потребителя, вызвать у него интерес, желание приобрести товар/услугу и в конечном итоге совершить покупку или заказ.
AIDA способствует выделению следующих стадий взаимодействия пользователей с рекламной информацией: представление рекламного сообщения, привлечение внимания, заинтересованность, посещение сайта, действие и повторение.
На каждом этапе анализируются соответствующие показатели коммуникативной эффективности рекламы в сети Интернет, кроме стадии «действие», где анализируются только экономические показатели.
Рисунок 2. Коммуникативные показатели эффективности рекламы на стадиях взаимодействия пользователей с рекламной информацией. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, анализ показателей эффективности интернет-рекламы позволяет определить основные направления повышения продуктивности рекламных кампаний в сети.