Этика Интернета: теоретические основания, современное состояние и перспективы
Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая является символом рубежа 20 и 21 столетий.
Общие сведения об этике Интернета
В последнее время все сложнее становится отвечать на вопрос чем же является Интернет. Для пояснения данной проблематики устанавливают соотношение терминов «реальность», «виртуальность». Интернет создает особенное виртуальное пространство, точнее множество пространств, каждое из которых имеет собственные уникальные характеристики, а именно:
«Социальная реальность виртуального типа», по мнению М. Коула простирается «в пятом измерении». Она разделяется на относительно замкнутые субпространства (помещения, где каждый сам является архитектором, дизайнером, завхозом и пр.). Они заполняются систематизированными текстами, а также визуальными образами.
Английский практик и теоретик Р. Барбрук акцентирует внимание на том, что киберпространство не является согласованной галлюцинацией, а представляет собой строительную площадку, на которой работают люди.
О. Шмидтке описывает киберпространство как область машинных процессов коммуникации, в которых процессы взаимодействия осуществляются независимо, поэтому коммуникантам нет необходимости встречаться физически.
В этом мире технические артефакты не могут заменять для пользователя процессы когнитивного конструирования современного общества.
Американский ученый Г. Рейнгольд говорил о том, что виртуальную реальность необходимо рассматривать не как комплекс технологических решений, а как опыт человеческих коммуникаций.
Вопрос современной этики сети Интернет концентрируется вокруг того, что с виртуальной реальностью связано множество надежд и ожиданий. Тем самым Интернет становится генератором идей и новых информационных ценностей. Это часть общественных отношений, поэтому этика присутствует в Сети, как в любой другой сфере этих отношений.
С развитием сети Интернет в обиход входит название «сетевая этика». Этика глобального информационного пространства в силу собственной специфики является одним из минимально разработанных научных направлений.
Научное осмысление проблем, которые связанны с виртуальной реальностью в целом, так и с реальностью интернет – коммуникации в целом.
Задачи этики Интернета
В настоящее время выделяют несколько основных задач этики Интернета:
- морально-философскую рефлексию и нравственную оценку процессов виртуальной коммуникации (она далеко не всегда может быть правомерной и этически оправданной);
- теоретическое обоснование нравственных целей и ценностей сетевого общества;
- теоретическое обоснование этических норм, которые регулируют поведение личности в виртуальной реальности;
- создание механизмов, которые смогут обеспечить соблюдение нравственных норм и принципов в Сети (нравственные нормы имеют базовый характер и выполняются большинством членов общества).
Уникальность сетевой этики определяется спецификой объекта исследования. Участник виртуальной коммуникации анонимен и может уйти от контакта. Возможности законодательного регулирования этой области активности личности невелики. При этом Интернет – пользователь получает иллюзию неограниченной свободы, вплоть до отсутствия контроля.
Сегодня на многих площадках коммуникации в сети устанавливаются определенные этические правила и кодексы, за выполнением которых могут следить модераторы форумов и администраторы чатов.
Теоретические проблемы сетевой этики
Теоретические проблемы сетевой этики рассматриваются в академических печатных изданиях:
В глобальной сети присутствуют люди разнообразных профессий, возраста, уровня образования и характера. Они являются представителями различных культур. Все это осложняет разработки общих стандартов поведения, системы этических норм, которые могли получить широкое применение внутри «всемирной паутины».
Любой профессионал, который применяет в своей деятельности ресурсы Интернета, должен соблюдать следующие поведенческие этические нормы:
- принимать во внимание права и благополучие людей, на которых оказывают внимание результаты его работы;
- уметь правильно оценивать принимаемые решения с точки зрения публики и основ взаимодействия в сети;
- тщательно проводить анализ последствий принимаемых решений для минимально защищенных групп и индивидов.
Значение норм профессиональной этики для регуляции поведения пользователей Интернета во многом определяется тем, что существует феномен моральной ответственности.
Моральная ответственность – это способность человека самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки, совершать выбор между правильными и неправильными поступками в соответствии со своими моральными устоями.
Моральная ответственность связана с развитием и использованием этики для регуляции поведения пользователей.
Поскольку эффективная система этических регуляторов в сфере виртуальной коммуникации еще не сложилась, вопрос о нормативно-ценностном содержании сетевой культуры остается открытым. Однако уже сейчас очевидно, что принципы формирующейся сетевой этики могут быть выработаны только в ходе честной и открытой публичной дискуссии.
Это органическое противостояние позволяет менять моральные нормы на основании достижения все большей согласованности и синтетического единства во взглядах и оценках и предполагающей равноценное участие всех заинтересованных в коммуникации индивидов.
Регуляция поведения в сети происходит через развитие этических кодексов, которые имеют отношение к информационной сфере. Правила сетевого этикета выступают как органы саморегуляции. Только благодаря дальнейшему развитию этических кодексов станет возможной эффективная автономная форма самоуправления и саморегуляции сети Интернет.
Этические нормы поведения в сети
Абдулмуталимов, Ю. М. Этические нормы поведения в сети / Ю. М. Абдулмуталимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67519/ (дата обращения: 16.07.2023).
Этическая норма поведения — одна из простых форм нравственного требования к личности. С одной стороны, это элемент моральных отношений (обычай), постоянно воспроизводимый силой массовой привычки, примера, поддерживаемый общественным мнением, а с другой — форма морального сознания, оформляясь в виде повеления самому себе, требующего обязательного выполнения исходя из собственных представлений о добре и зле, долге, совести, справедливости.
Ключевые слова: этика, информационные технологии, Интернет, правила безопасности, уголовный кодекс, общение.
С развитием информационных технологий и сети Интернет стало появляться великое множество различных каналов и социальных сетей для общения и взаимодействия пользователей. С одной стороны, это огромный шаг на пути к всеобщей глобализации, так как с помощью сети Интернет люди могут связываться друг с другом находясь, где угодно, хоть на разных континентах, имея при этом лишь смартфон или компьютер с выходом в сеть. Данный факт позволяет людям всего мира обмениваться личным опытом, общаться с друзьями и совершенно незнакомыми людьми. Но развитие интернета также дало мошенникам и злоумышленникам некую свободу действий. За последние 10 лет резко возросли показатели киберпреступности, мошенничества, краж и т. д., это происходит в связи с тем, что фактически не существует каких-либо основополагающих документов или регламентов, регулирующих данный сегмент. Поэтому злоумышленники чувствуют себя относительно спокойно в сети, не опасаясь ответственности за свои действия.
В связи с острой необходимостью в регулирующих нормах в сети Интернет возникло такое понятие, как компьютерная этика. Компьютерная этика — это негласный свод правил поведения пользователей в сети. За короткое время компьютерная этика стала претендовать на право называться социальной дисциплиной, так как массовое взаимодействие пользователей в сети Интернет нуждалось в регулировании. Компьютерная этика, по мнению специалистов, охватывает ряд важнейших вопросов, касающихся психологии, информационных технологий, политики, морали. Также компьютерная этика неразрывно связано с рядом юридических и социальных вопросов. У истоков развития данной социальной дисциплины стояли не просто пользователи интернета, которые захотели, чтобы отношения в интернете регулировались и подчинялись неким законам, а авторитетные и известные личности такие как: Дж. Мур, Дебора Джонсон, Дж. Снэппер, Л.Ллойд и др., которые понимали, что с развитием компьютеров и других информационных технологий будет развиваться и киберпространство, и чем больше, шире и развитей оно становится, тем сложнее будет контролировать процессы, происходящие в нем.
Особое место в компьютерной этике уделяется безопасности. Безопасность для пользователей чрезвычайно важна, так как у многих людей в их личных технических средствах, будь то смартфон или компьютер, находится личная информация, информация о банковских счетах и т. п. В связи с этим компьютерная этика подразумевает несколько негласных правил безопасности, которые все разумные пользователи интернет-сообщества соблюдают.
Правила по безопасности, продиктованные компьютерной этикой:
– Никогда не давайте частной информации о себе (фамилию, номер телефона, адрес), если вы не доверяете своему собеседнику.
– Встреча в реальной жизни с человеком по общению в сети не всегда является хорошей идеей, потому что люди могут быть разными в электронном общении и при реальной встрече.
– Не открывайте письма электронной почты, файлы или ссылки, присланные пользователями, которых вы реально не знаете или не доверяете им.
– Всегда будьте вежливыми в электронной переписке, и ваши собеседники будут вежливы с вами.
– В электронных письмах не применяйте текст, набранный в с нажатой клавишей Caps Lock, это воспринимается в интернет-общении как крик и может вызвать неприятные эмоции у Вашего собеседника.
– Не присылайте в письме информацию большого объема (картинки, фотографии и т. п.) без предварительной договоренности с собеседником.
– Не рассылайте писем с какой-либо информацией незнакомым людям без их просьбы, это воспринимается как «спам» и обычно досаждает пользователям сети.
Если говорить о российской действительности, то в юридическом отношении компьютерная этика в России процветает и соблюдается. В Российском праве есть ряд законов, которые предусматривают ответственность за некоторые действия пользователей интернета. Ярким примером является статья 137 Уголовного Кодекса РФ. Данная статья регулирует поток информации о частной жизни лица; интересно, что информация подобного характера находится в основном в различных электронных интернет-ресурсах, то есть, данная статья, несомненно, будет котироваться и в киберпространстве, как и в реальной жизни.
В заключение стоит отметить, что интернет и информационные технологии развиваются. И если не контролировать киберпространство и вовремя не обозначить, что есть «добро» и что есть «зло» в интернете, то в результате мы получим неконтролируемое, неподвластное, открытое для сетевых преступлений, пространство.
- Зеленкова И. Л. Прикладная этика: Учебное пособие.2002
- Лепский В. Е., Рапуто А. Г. Моделирование и поддержка сообществ в Интернете. М.: Институт психологии РАН, 1999
- Правовые проблемы сетевой этики Ахундов А. Н. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 3. С. 107115.
- Сложностная этика сетевых сообществ Решенин С. А. Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 1. С. 232235
- Этика и психология компьютерной жизни Галинская И. Л. Культурология. 2001. № 2. С. 2429.
- Этика сети интернет. Бояркин В. В., Бояркина Л. А. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 21. С. 6972.
Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная этика, интернет, сеть, реальная жизнь, социальная дисциплина.