Эволюция компьютерных сетей это

ГЛАВА 1 Эволюция компьютерных сетей

История любой отрасли науки и техники позволяет не толькоудовлетворить естественное любопыт­ ство, но и глубже понять сущность основных достижений в этой отрасли, осознать существующие тенденции и правильно оценить перспективность тех или иных направлений развития. Компью­ терные сети появились сравнительно недавно, в конце 60-х годов прошлого столетия (правда, уточнение «прошлого столетия» прибавляет им вес и даже делает старше своих «тридцати с чемто» лет). Естественно, что компьютерные сети унаследовали много полезных свойств от других, более старых и распространенных телекоммуникационных сетей, а именно телефонных. В то же время компьютерные сети привнесли в телекоммуникационный мир нечто совершенно новое —они сделали общедоступными неисчерпаемые объемы информации, созданные цивилизацией за не­ сколько тысячелетий своего существования и продолжающие пополняться с растущей скоростью в наши дни. Результатом влияния компьютерных сетей на остальные типы телекоммуникационных сетей стал процесс их конвергенции. Этот процесс начался достаточно давно, одним из первых признаков сближения была передача телефонными сетями голоса в цифровой форме. Компьютерные сети также активно идут навстречу телекоммуникационным сетям, разрабатывая новые сервисы, кото­ рые ранее были прерогативой телефонных, радио ителевизионных сетей — сервисы ІР-телефонии, радио- и видеовещания, ряд других. Процесс конвергенции продолжается, и о том, каким будет его конечный результат, с уверенностью пока говорить рано. Однако понимание истории развития сетей, описываемой в данной главе, делает более понятными основные проблемы, стоящие перед разработчиками компьютерных сетей. При написании этой главы авторы столкнулись с дилеммой: невозможно рассказывать об истории отрасли, не называя конкретные технологии и концепции. Но в то же время невозможно давать по­ яснения этих технологий и концепций, так как читатель, перелистывающий первые страницы, еще не готов к восприятию объяснений. Авторы пошли по пути компромисса, отложив на будущее ис­ черпывающие пояснения многихтерминов ради того, чтобы в самом начале изучения компьютерных сетей читатель имел возможность представить картину эволюции компьютерных сетей во всем ее красочном многообразии. И, конечно, былобы очень полезно вернуться к этой главе, после того как будет перевернута последняя страница книги, чтобы, вооружась новыми знаниями, сделать каче­ ственно новую попытку оценить прошлое и будущее компьютерных сетей.

Два корня компьютерных сетей

Обратимся сначала к компьютерному корню вычислительных сетей. Первые компьютеры 50-х годов — большие, громоздкие и дорогие —предназначались для очень небольшого числа избранных пользователей. Часто эти монстры занимали целые здания. Такие ком-

Читайте также:  Сетевая модель обучения что это
26 Глава 1. Эволюция компьютерных сетей

пьютеры не были предназначены для интерактивной работы пользователя, а применялись в режиме пакетной обработки. Системы пакетной обработки, как правило, строились на базе мэйнфрейма —мощного и надежного компьютера универсального назначения. Пользователи подготавливали пер­ фокарты, содержащие данные и команды программ, и передавали их в вычислительный центр (рис. 1.2). Операторы вводили эти карты в компьютер, а распечатанные результаты пользователи получали обычно только на следующий день. Таким образом, одна неверно набитая карта означала как минимум суточную задержку. Конечно, для пользователей интерактивный режим работы, при котором можно с терминала оперативно руководить процессом обработки своих данных, был бы удобней. Но интересами пользователей на первых этапах развития вычислительных систем в значительной степени пренебрегали. Во главу угла ставилась эффективность работы самого дорогого устройства вычисли­ тельной машины —процессора, даже в ущерб эффективности работы использующих его специалистов. Пакет заданий 1 Устройство ввода

Мэйнфрейм Дисковый

Многотерминальные системы — прообраз сети По мере удешевления процессоров в начале 60-х годов появились новые способы орга­ низации вычислительного процесса, которые позволили учесть интересы пользователей. Начали развиваться интерактивные многотерминальные системы разделения времени (рис. 1.3). В таких системах каждый пользователь получал собственный терминал, с помо­ щью которого он мог вести диалог с компьютером. Количество одновременно работающих с компьютером пользователей определялось его мощностью: время реакции вычислитель­ ной системы должно было быть достаточно мало, чтобы пользователю была не слишком заметна параллельная работа с компьютером других пользователей. Терминалы, выйдя за пределы вычислительного центра, рассредоточились по всему пред­ приятию. И хотя вычислительная мощность оставалась полностью централизованной,

Два корня компьютерных сетей 27

некоторые функции, такие как ввод и вывод данных, стали распределенными. Подобные многотерминальные централизованные системы внешне уже были очень похожи на ло­ кальные вычислительные сети. Действительно, рядовой пользователь работу за терми­ налом мэйнфрейма воспринимал примерно так же, как сейчас он воспринимает работу за подключенным к сети персональным компьютером. Пользователь мог получить доступ к общим файлам и периферийным устройствам, при этом у него поддерживалась полная иллюзия единоличного владения компьютером, так как он мог запустить нужную ему программу в любой момент и почти сразу же получить результат. (Некоторые далекие от вычислительной техники пользователи даже были уверены, что все вычисления выпол­ няются внутри их дисплея.) Рис. 1.3. Многотерминальная система —- прообраз вычислительной сети Мнопяермиїтьнью^системм, работающиеврежимеразделения времени, стали первымшагом н&гфгйсозданиялйкайьныхвычислительныхсетей.

Читайте также:  К основным характеристикам компьютерной сети относятся

Однако до появления локальных сетей нужно было пройти еще большой путь, так как многотерминальные системы, хотя и имели внешние черты распределенных систем, все еще поддерживали централизованную обработку данных.

Источник

Эволюция сетей.

Конец 50-ых годов(системы пакетной обработки на базе мейнфрейма):

Первые компьютеры 50-х годов- большие, громоздкие и дорогие -предназначались для очень небольшого числа избранных пользовате­лей. Такие компьютеры не были пред­назначены для интерактивной работы пользователя, а использовались в режиме пакетной обработки. Системы пакетной обработки, как правило, строились на базе мэйнфрейма (MainFrame) — мощного и надежного компьютера универсального назначения (рис.1.1). Пользователи подго­тавливали перфокарты, содержащие данные и команды программ и передавали их в вычислительный центр. Операторы вводили эти карты в компьютер, а распеча­танные результаты пользователи получали обычно только на следующий день. Т Рис.1. 1 Централизованная система на базе мейнфреймааким образом, одна неверно набитая карта означала, как минимум, суточную задержку. Естественно, что пользовательский интерактивный режим, при котором можно с терминала оперативно руководить процессом обработки своих данных, был бы гораздо удобней. Но интересами пользователей на первых этапах развития вычис­лительных систем в значительной степени пренебрегали, поскольку пакетный ре­жим — это самый эффективный режим использования вычислительной мощности, так как он позволяет выполнить в единицу времени больше пользовательских за­дач, чем любые другие режимы. В этот период времени во главу угла ставится эффективность работы самого дорогого устройства вычислительной машины — процессора, в ущерб эф­фективности работы использующих его специалистов.

Источник

1.2. Эволюция развития информационно-вычислительных систем.

Компьютерные сети, называемые также вычислительными сетями, или сетями передачи данных, являются логическим результатом эволюции двух важнейших научно-технических отраслей современной цивилизации – компьютерных и телекоммуникационных технологий. С одной стороны, сети представляют собой частный случай распределенных вычислительных систем, в которых группа компьютеров согласованно выполняет набор взаимосвязанных задач, обмениваясь данными в автоматическом режиме. С другой стороны, компьютерные сети могут рассматриваться как средство передачи информации на большие расстояния, для чего в них применяются методы кодирования и мультиплексирования данных, получившие развитие в различных телекоммуникационных системах.

Таким образом – компьютерная (вычислительная) сеть – это совокупность компьютеров и терминалов, соединенных с помощью каналов связи в единую систему, удовлетворяющую требованиям распределенной обработки данных.

В силу ряда объективных причин становление и развитие компьютерных сетей шло по двум основным направлениям. Первое направление связано с развитием и совершенствованием систем телеобработки. Это направление в основном поддерживалось фирмами производителями вычислительной техники. Так, наиболее характерным примером является сеть SNA (Systems Network Architecture – системная сетевая архитектура), разработанная фирмой IBM. По сути, данная сеть представляет множество систем телеобработки, объединенных между собой каналами передачи данных. В этом случае основная нагрузка по организации коммуникаций возлагается на процессоры телеобработки данных, сама же сеть передачи данных имеет относительно простую структуру.

Читайте также:  Укажите транспортный и сетевой протоколы

Второе направление: компьютерная сеть рассматривается как сеть передачи данных, абонентами которой являются компьютеры. В этом случае основное внимание уделяется организации сети передачи данных на основе существующих сетей связи общего пользования. Постепенно эти два направления стали сближаться и в настоящее время компьютерные сети можно рассматривать как результат объединения систем телеобработки на основе развитой сети передачи данных, что позволило получить качественно новые возможности в сфере информатики.

Таким образом, компьютерные сети позволяют решать такие качественно новые проблемные задачи, как, например:

  • обеспечение распределенной обработки данных и параллельной обработки многими ЭВМ;
  • возможность создания распределенной базы данных (РБД), размещаемой в памяти различных ЭВМ;
  • возможность обмена большими массивами информации между ЭВМ, удаленными друг от друга на различные расстояния;
  • коллективное использование дорогостоящих ресурсов: прикладных программных продуктов (ППП), баз данных (БД), баз знаний (БЗ), печатающих устройств (ПУ), сетевых операционных систем (ОС);
  • предоставление большего перечня услуг, в том числе таких, как электронная почта (ЭП), телеконференции, электронные доски объявлений (ЭДО), дистанционное обучение, организация безбумажного документооборота, электронная подпись, принятие управленческих решений;
  • повышение эффективности использования средств вычислительной техники и информатики (СВТИ) за счет более интенсивной и равномерной их загрузки, а также надежности обслуживания запросов пользователей;
  • возможность оперативного перераспределения вычислительных мощностей между пользователями сети в зависимости от изменения их потребностей, а также резервирование этих мощностей и средств передачи данных на случай выхода из строя отдельных элементов сети;
  • сокращение расходов на приобретение и эксплуатацию СВТИ (за счет коллективного их использования);
  • облегчение работ по совершенствованию технических, программных и информационных средств.
  • размерность, то есть большое количество ЭВМ (от десятка до нескольких сотен), расположенных на расстоянии друг от друга от десятков метров до нескольких сотен и даже тысяч километров;
  • разделение функций ЭВМ, то есть обработка данных и управление системой, анализ и хранение информации распределены между различными ЭВМ сети;
  • необходимость решения в сети задачи маршрутизации сообщений, то есть сообщение от одной ЭВМ к другой в сети может быть передано по различным маршрутам в зависимости от приоритета и состояния каналов связи, соединяющих ЭВМ друг с другом.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector