IV. Использование интернет-ресурсов
Традиционно к достоинствам и преимуществам Интернета относят совмещение трех возможностей: универсальной среды передачи, общедоступного хранилища информации и уникальных форм общения. Сегодня Интернет широко используется как огромный реферативный справочник, всемирная библиотека, всемирная справочная служба, средство индивидуального и группового информационного обмена, средство проведения конференций, мировой архив звуковой и видеоинформации и т.п.
Помимо этого, Интернет является основным средством предварительной публикации результатов научных работ: практически все лаборатории мира размещают свои препринты в электронном виде в архивах Интернета, а уже только после этого выпускают печатные копии этих работ.
Так, многие научные и научно-популярные журналы имеют свои сайты, на которых не только размещается самая последняя информация, но, зачастую, можно найти архивы публикаций за предыдущие годы. Учебные заведения размещают учебно-методические, учебные и научные материалы, подготовленные преподавателями и учеными, на различных форумах обсуждаются проблемы по различным тематикам, к рассмотрению которых привлекаются ведущие ученые из различных регионов России и всего мира. Организованы базы данных, банки документов и базы знаний в разных областях знаний. Созданы и функционируют энциклопедии, словари, справочные пособия по различным тематикам.
Поиск информации в Интернете является сегодня одной из наиболее распространенных и одновременно наиболее сложных задач, с которыми приходится сталкиваться в Сети любому пользователю.
В отличие от стабильного и контролируемого фонда документов в библиотеке, в Интернете мы имеем дело с гигантским и не прерывно меняющимся информационным массивом, поиск данных в котором является весьма и весьма сложным процессом.
Основные средства поиска информации в Интернете условно их можно разделить на справочники и поисковые системы.
Эти разновидности внешне очень похожи, поскольку каждый справочник, как правило, обладает собственной поисковой системой, а каждая поисковая система — собственным справочником. Однако принципы их работы базируются на абсолютно разных подходах и технологиях. При этом каждая разновидность поисковых сервисов применяется для решения определенного типа задач. Правильным выбором инструмента во многом определяется стратегия поисковой деятельности и, в конечном итоге, результат разысканий.
Поисковые средства первой группы, называемые еще каталогами или рубрикаторами, представляют собой электронные справочники, имеющие четкую иерархическую систематическую или логико-тематическую структуру, во многом напоминающую структуру систематического каталога библиотеки. Работа со справочниками позволяет ориентироваться в ресурсах Интернета в пределах отдельных отраслей знания, углубляясь от общего к частному, меняя иерархические ветви, возвращаясь на несколько шагов назад и т.д.
К наиболее значительным российским каталогам сегодня относят:
- Яндекс. Каталог (http://yaca.yandex.ru/) предлагающий поиск сайтов не только по теме, но и по другим признакам: региону, источнику и адресату информации, сектору экономики и т.д.;
- Rambler‘sТор 100 (http://toplOO.rambler.ru/) — один из самых популярных русскоязычных рейтингов;
- KM.RU (http://www.km.ru/) — справочно-энциклопедический ресурс, предлагающий электронную версию энциклопедий «Кирилла и Мефодия» (MEGABOOK.ru — http://www.megaboobk.ru/);
- Mail.Ru(http://mail.ru) — один из самых известных российских каталогов.
- Формировать запрос надо максимально точно, используя все возможности механизма составления запроса. Затраты времени на детальное составление поискового предписания окупаются при анализе результатов поиска. При точном формировании запроса процент информационного шума будет намного ниже.
- Для получения более полных результатов по сложному запросу (например, там, где есть ограничения не только по содержанию документа, но и по дате обновления или местоположению документов) поиск рекомендуется проводить отдельно в каждой поисковой машине.
- При разыскании документов об отдельной стране или на конкретном языке следует отдать предпочтение национальным/региональным поисковым средствам.
Эффективное использование ресурсов сети инетернет на уроке
Модернизация общего образования, в связи с переходом на профильное обучение, требует от учителя высокого уровня преподавания с использованием различных методик и технологий обучения. В условиях вариативности и разноуровности образования умения применять инновационные технологии и их элементы помогут учителю добиваться высокого качества обучения. К числу инновационных технологий обучения можно отнести компьютерные и телекоммуникационные технологии. Они способствуют рациональному проектированию учебного процесса и эффективной реализации намеченных целей и задач обучения.
Развитие Интернета и его национальных и региональных сегментов превращает сеть сегодня в один из основных источников информации, в том числе учебной информации. Ресурсы сети Интернет в учебном процессе можно использовать:
— для включения аутентичных материалов сети в содержание урока, то есть интегрировать их в программу обучения;
— для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;
— для самостоятельной подготовки к сдаче квалификационного экзамена экспертом;
— для самостоятельного изучения определенного курса дистанционно под руководством преподавателя.
Формы работы обучающихся в классе с использованием ресурсов сети Интернет может быть организована следующим образом:
— фронтально (виртуальные путешествия, глобальный сетевой проект);
— индивидуально (поиск, отбор и анализ учебной информации;
— в группах (выполнение общего учебного проекта);
— работа в малых группах вне класса.
Учитель на таком уроке выступает в качестве консультанта по поиску в Сети и использованию различного рода учебной информации.
Основная цель с использованием ресурсов сети Интернет соответствует триединой цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у обучающихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности обучающихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Используя ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке.
Методика организации урока с применением ресурсов сети Интернет:
Педагог планирует свой урока с привлечением ресурсов Интернет. Выбирает курсы, темы, при изучении которых Интернет-ресурсы органичнее всего впишутся в процесс обучения, и, соответственно, будет достигнут максимальный образовательный эффект.
Учитель предварительно находит самые лучшие ресурсы и составляет список Web -страниц, с которыми обучающимся нужно познакомиться, выполняя задание учителя. На этом этапе работы можно воспользоваться помощью библиотекаря. В ходе совместной деятельности возможно создание справочного портала Web -адресами по темам, предметам, специфическим задачам, выполняемыми данной школой.
Учитель, объяснив определенную тему, дает задание школьникам. Для его выполнения необходимо обратиться к учительскому списку Web -страниц, познакомиться с Интернет-ресурсами. Предварительно другой вид учителю необходимо определить сложность заданий, их объем, величину школьных групп. Существенно, чтобы найденная в Сети информация отсутствовала в традиционных источниках. Очень важным на этом этапе видится помощь педагога ученику в оценке информации.
Кроме поиска информации по заданию учителя, можно предложить и другой вид работы с ресурсами Сети, более сложный. Давая список Web -сайтов, которые надо посетит педагог может попросить учеников познакомиться с представленной там информацией и дать оценку сайтам, с точки зрения качества представленной там информацией и дать оценку сайтам, с точки зрения качества представленной информации. Этот вид задания требует не просто нахождения информации, но и принятия решения, высказывания своего мнения и его обоснования.
Школьники публично представляют выполненные задания. Общеизвестно, что лучше всего понимается и запоминается материал, когда его объясняют друг другу. Объем и форму рассказа учитель определяет индивидуально.
Мониторинг эффективности результатов обучения с привлечением Интернет-ресурсов.
Помимо занятий в классе, ученики могут вести поиск дополнительной информации по предметам самостоятельно. Также школьники могут обмениваться полученными знаниями, объединяться с другими классами, осмысливать полученную информацию и публиковать свои авторские материалы в Интернете. То есть обучение с помощью ресурсов Сети неизбежно приводит учеников и педагогов к выходу за рамки урока и предмета.
Проведение уроков с применением информационных технологий основано на использовании баз данных и лабораторных комплексов с удаленным доступом. Только применение современных инфокоммуникационных технологий открывает для школ ресурсы высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, недоступные прежде, и позволяет использовать в учебном процессе такие научно-образовательные электронные ресурсы, как вычислительные и имитационные модели, виртуальные лаборатории, эксперименты и тестовые задания.
Эксперимент требует от учителя много времени для подготовки и проведения, наличия целого набора реактивов оборудования. Опыт должен быть наглядным и убедительным, и если он не создает должного впечатления, недостаточно эффективен или неудачен, то теряется интерес обучающихся к познанию наблюдаемого явления. Поэтому, использование мультимедийных компьютерных учебников, виртуальных лабораторий имеет ряд ценных преимуществ, особенно в условиях сельской школы, где недостаточна обеспеченность необходимым оборудованием.
Если нет возможности пользоваться Интернетом на уроке в режиме «реального времени», то учитель предварительно копирует Интернет-странички.