- Социальные сети. Простое определение. Функции и виды
- Для общения (Relationship network)
- Для обмена медиа-контентом (Media sharing networks)
- Для отзывов и обзоров товара (Online reviews)
- Для коллективных обсуждений (Discussion forums)
- Для авторских публикаций (Social publishing platforms)
- Сервисы социальных закладок (Bookmarking sites)
- По интересам (Interest-based networks)
- Развлекательные социальные сети
Социальные сети. Простое определение. Функции и виды
Сегодня уже нет необходимости рассказывать человеку о том, насколько важно для бизнес-продвижения присутствовать в социальных сетях. Искать новую клиентуру, повышать лояльность существующей, становиться специалистом в какой-либо отрасти, чтобы добиться расположения аудитории, завоевать симпатию, — словом, делать все для того, чтобы выработать правильную стратегию развития бизнеса в social media.
Чтобы разобраться во всем многообразии существующих сегодня разновидностей соцсетей, стоит систематизировать информацию, сгруппировав ее блоками.
Для общения (Relationship network)
Самые распространенные по популярности и востребованные у аудитории медиа на данный момент. О таких сайтах, как Одноклассники, ВКонтакте, Facebook, LinkedIn рассказывать не приходится. Молодежь, люди среднего и даже пожилого возраста давно пользуются этими соцсетями, создают профили, делятся мнениями, картинками, видеофайлами.
Такой формат, как ни странно, появился не самым первым, однако стал впоследствии уникальным способом установления контакта с аудиторией. В рамках такого формата впервые было предложено пользователям почувствовать себя значимыми в Интернет-пространстве, создавая отдельные странички и внося свою лепту в развитие современных технологий.
Социальные сети, предназначенные для общения, в свою очередь, классифицируются на следующие группы:
- сети для личных контактов;
- для профессионального налаживания отношений;
- для знакомств (дэйтинги).
Бизнес-среда в большей степени заинтересована именно данной отраслью социальных медиа. Сегодня иметь страницу, рекламирующую бренд в Facebook или Twitter – распространенная тенденция.
Однако кроме этих площадок существуют не менее интересные:
- Tsu – платформа, на которой зарегистрированные пользователи имеют возможность монетизировать доходы посредством создания уникального контента.
- Яндекс-Дзен – российский аналог Tsu, который позволяет зарабатывать благодаря оригинальности публикуемого материала.
- Ello – хипстерская социальная сеть, которая напоминает по функционалу Facebook. Здесь нет рекламы и в целом доброжелательная атмосфера среди пользователей. Однако Ello далеко до звания успешного проекта.
- MySpace – в США эта социальная сеть некогда была самой популярной, сегодня же несколько сдала свои позиции.
- OkCupid – американская платформа, позволяющая пользователям знакомиться и обмениваться контактами.
- Loveplanet – российская версия вышеуказанной площадки, сайт знакомств, зарегистрироваться на котором могут жители СНГ.
Для обмена медиа-контентом (Media sharing networks)
Этот тип социальных медиа дает возможность пользователям обмениваться фото- и видеоконтентом. К таковым относятся Instagram , YouTube .
Принцип быстрого распространения информация с учетом клипового мышления современного пользователя подобным приложениям дают преимущество в сравнении с их гораздо более многофункциональными сотоварищами.
Преимущественной особенностью этого типа медиа является также возможность масштабировать контент по усмотрению пользователя. К примеру, кто-то публикует исключительно скетч-ролики, кому-то по душе полномасштабные, а кто-то и вовсе создает собственный видеохостинг и делится с подписчиками на ежедневной основе какой-либо информацией.
Кроме YouTube и Instagram можно использовать:
- Flickr – платформа, напоминающая Инстаграм, понравится визуалам.
- Vimeo – хостинг, на котором публикуется исключительно качественный видеоконтент.
- Snapchat – изначально социальная сеть была мобильным приложением. Благодаря активному использованию создатели решили расширить сферу своего влияния. Общаться пользователям здесь можно посредством специального чата, в рамках которого все делятся фотографиями. Сообщения по истечении 24 часов удаляются автоматически.
- Twitch – геймеры делятся на базе этой платформы видеороликами, касающимися стратегии прохождения той или иной игры.
- 500px – чат, созданный специально для фотографов и любителей качественных снимков.
Для отзывов и обзоров товара (Online reviews)
Российских сетей, которые бы функционировали в этом направлении, пока не так много. «Мода» на них пришла с Запада. К примеру, популярные американские соцсети Yelp , Urbanspoon , Foursquare имеют встроенную геолокацию и сервис, предоставляющий возможность писать рекомендации или комментарии о тех или иных услугах, товарах. Путешественники часто пользуются этими медиа, чтобы узнать информацию о перевозчиках, отелях, хостелах.
Подобного рода социальные медиа – это огромное подспорье для обычных пользователей. Они способствуют получению необходимых сведений о том или ином товаре на этапе выбора. Чтобы каким-то образом отметиться в подобных чатах, бизнесмену необходимо стать не только заметным, но и заслужить уважение аудитории, ее доверие. Желательно обзаводиться только положительными отзывами и исключать появление отрицательных.
В нашей стране соцсети этой разновидности – Uber, TripAdvisor, ЯндексМаркет. О каждой поподробнее:
- Uber – платформа для водителей и пассажиров. Частные поездки благодаря приложению стали наиболее востребованными.
- TripAdvisor – сайт, созданный специально для путешественников и энтузиастов. Здесь каждый может оставить отзыв об отеле, экскурсиях, туроператорах, достопримечательностях.
- Яндекс Маркет – в рамках сервиса есть возможность сравнивать стоимость, характеристики товаров, пользователи могут писать отзывы и впечатления об услугах и опыте покупок.
Для коллективных обсуждений (Discussion forums)
Форумы и сообщества в Интернете существовали задолго до повсеместного распространения социальных сетей как таковых.
У большинства пользователей Сети возникает потребность делиться своим мнением, наблюдением и получать обратную связь. Современные сообщества по интересам, форумы и сайты с подачей материала в формате «вопрос – ответ», можно отнести Quora , Reddit , Digg .
Приносить пользу окружающим – вот основной постулат, которого придерживались создатели этих сайтов. Однако стоит быть осторожным при обмене информацией в таком формате. Дело в том, что пользователи здесь не любят агрессивную и навязчивую рекламу. Всем, кто проигнорирует правило, модераторы вынесут бан.
Подружиться с аудиторией можно, став таким же советчиком и экспертом, принимая активное участие во всех обсуждениях. На некоторых сайтах можно размещать релевантную рекламу или обучающие видеоролики. В России американская соцсеть Quora пользуется чуть меньшим спросом, чем Reddit. А к отечественным можно отнести Ответы на Mail.ru . В рамках форума можно не только отвечать на вопросы, но и получать баллы, становиться экспертом в какой-либо области.
Для авторских публикаций (Social publishing platforms)
С этой целью были созданы соц. медиа, предназначенные для блоггинга и микро-блоггинга, в рамках которых пользователи делятся с подписчиками медийным контентом. Это могут быть как текстовые посты, так и те, что содержат видеоролики или фотографии.
Среди наиболее популярных сетей для авторских публикаций – Twitter , Medium , Tumblr .
Первый в особом представлении не нуждается – маркетологи давно облюбовали его и пользуются преимуществами с успехом. Однако оставшиеся два хостинга – менее популярны и известны широкой аудитории. Пользуются Medium и Tumblr в основном те, кто создает уникальный авторский контент и стремится расширить сферу своего влияния за счет дополнительных социальных сетей. Плюс заключается в том, что поисковые системы быстро индексируют публикуемый материал на данных площадках.
В нашей стране таким же популярным, как Twitter среди зарубежных пользователей, является «Живой Журнал». И хотя ряды аудитории у него постепенно редеют, продвигать собственный продукт в этой соцсети тоже можно небезуспешно.
Сервисы социальных закладок (Bookmarking sites)
Подобные сервисы в нашей стране пока еще не распространены повсеместно. Основная направленность их заключается в том, что владелец странички может собирать собственную коллекцию фотографий и другого материала, чтобы на нее подписывались участники сообщества. Это делается с целью изучить интересы подписчиков, узнать, какие фотографии они открывают чаще, какая тематика им ближе. Таким образом, после анализа и сбора сведений, аудитория может получать на почту релевантный контент в виде рекламы, ссылок и т.п.
Очевидно, что владельцы бизнеса стремятся выполнить основную задачу посредством сервисов – оптимизировать свои интернет-сообщества максимально и сделать их удобными для пользователя. Контент подгоняется под стандарты сервисов социальных закладок, появляются кнопки с призывами подписаться, добавить в закладки и т.п.
Владелец странички курирует контент, стремится создать уникальный материал, разнообразить «доску», презентующую товар или услугу.
Наиболее распространенным сервисом социальных закладок на данный момент является Pinterest .
На платформе публикуются визуальные материалы – оригинальные фотографии, доступ к которым можно получить только после регистрации. В меньшей степени пользуются спросом у пользователей Flipboard , Scoop.it! , Diigo .
По интересам (Interest-based networks)
Возможность, которой хотелось бы пользоваться любому интернет-активисту – искать единомышленников и делиться с ними своими интересами, наблюдениями. Сообществ, где можно было бы таким образом заявить о себе, на самом деле не так много.
К примеру, Last.fm , Goodreads . Первая платформа предназначена для любителей музыки, вторая – литературы.
Большую аудиторию в социальных сетях по интересам вряд ли удастся собрать ввиду еще и того, что мало кто знает о существовании подобных. Однако подойдут они для тех бизнесменов, которые хотели бы продвигать товар или услугу узконаправленной тематики. Кроме того, отраслевые сообщества и издатели смогут оценить функционал Interest-based networks.
Если бизнес связан с каким-либо хобби, вполне можно продвигать его на следующих площадках:
- Goodreads (собираются литераторы, рецензенты, писатели);
- Last.fm (радиостанция, которая способна анализировать запросы своей аудитории и подбирать подходящие треки в зависимости от предпочтений);
- Friendster (площадка для геймеров Азии);
- Tagged (социальная сеть, собирающая информацию о пользователях и предлагающая подружиться с единомышленниками);
- IMDb (площадка, на которой собираются и обмениваются мнениями любители кино. Здесь собрана внушительная база отзывов и рецензий, а также обзоров на новинки киноиндустрии.
Развлекательные социальные сети
Название говорит само за себя. На платформах развлекательных социальных сетей собираются в основном любители игр. В данной категории есть градация:
- Развлекательные медиа. К примеру, площадка Cisco Eos . Изначально она была предназначена для того, чтобы поддерживать все жанры развлечений и объединять таким образом функции многочисленных социальных сетей.
- Онлайн-игры ( World of Warcraft , Lineage II , Dota 2 , Аллоды Онлайн ).
- Обмен развлечениями (в частности, играми – Miniclip ).
Для того чтобы понять какой социальной сетью пользоваться, чтобы привлечь нужную аудиторию, стоит оценить сферы ее интересов.
Каждому пользователю необходимо дать возможность самостоятельно выбрать, какой канал был бы в приоритете, посредством чего хотелось бы ему получать нужную информацию.
Начинать стоит с наиболее распространенных и понятных для обывателя медиа, к которым относятся Facebook, ВКонтакте, Linkedin, Twitter, Живой Журнал. Нишевые площадки, такие как Tumblr, Pinterest, Scoop.it не стоит сбрасывать со счетов, однако использовать их лучше всего в качестве экспериментальных, дополнительных инструментов для продвижения.