Конспект урока информатики по теме «Информационные сервисы сети Интернет. Поисковые системы, поиск информации»
Цель урока : изучить структуру глобальной сети Интернет, познакомиться с различными поисковыми системами, освоить основные методы поиска в сети.
Образовательная: вспомнить понятие «Интернет», изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети;
Развивающая: формирование приёмов логического мышления, развитие интереса к предмету, информационной культуры, развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;
Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыки групповой работы, сотрудничества;
Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке;
Предварительная подготовка учащихся : материал, изученный на предыдущих уроках информатики;
Предварительная подготовка учителя: изучение материала урока, написание конспекта;
Дидактические основы урока :
Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Тип урока: объяснение нового материала;
Формы учебной работы учащихся : групповая, индивидуальная работа.
Оборудование: 5 компьютеров, листы бумаги, маркеры, индивидуальные карточки с вопросами, тетради.
- Орг. момент (1-2 мин.);
- Объяснение нового материала (20 мин.);
- Самостоятельная работа (15 мин.);
- Итог урока (3-5 мин.);
— сообщение темы урока, его целей и задач;
— краткий план деятельности.
Итак, тема нашего урока: «Информационные сервисы сети Интернет. Поисковые системы, поиск информации».
На уроке мы продолжим знакомиться с Интернетом, взглянем на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон, познакомимся с поисковыми системами и научимся искать нужную для нас информацию (слайд 1).
Записывают тему урока в тетради.
— подготовить детей к восприятию темы;
— нацелить на продуктивную работу.
Мир действительно изменился с приходом глобальной компьютерной сети Internet. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами нашей страны, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое.
Конец света — нет интернета
Я не могу то и не могу это
Информации ноль – инфодиета
И ни ответа и ни привета…
Конец света — нет интернета.
Я где-то здесь, а ты где-то, где-то.
Ждите ответа, ждите ответа.
Конец света – нет Интернета. (слайд 2)
Знакомо ли вам это чувство? Обоснуйте свою позицию, насколько для вас жизнь без Интернета становится сложной.
А как появился Интернет? Что послужило причиной его возникновения? Давайте узнаем, перейдя по ссылке http://www.dipity.com/qwen/dt*0cf2544b15ce81ad/
Теперь посмотрим сервисы Интернет: (Слайд 3)
Обратите внимания на следующую статистику (слайд 4). Здесь мы можем увидеть, какое количество человек пользовалось глобальной сетью Интернет на период 2008 года, а какова статистика на сегодняшний момент как вы думаете? Теперь вы, наверняка, согласитесь со мной, что Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни.
А теперь давайте вспомним, что же такое Интернет?
Вам дано определение, но в нем пропущены некоторые слова. Попробуйте самостоятельно восстановить эти слова.
Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая включает в себя локальную, региональную и корпоративную сети и объединяет миллионы компьютеров по всему миру (слайд 5).
А теперь давайте попробуем выделить сильные и слабые стороны Интернета. Сейчас вы разделитесь на 2 команды. Первая – сторонники интернета, а вторая группа – противники.
В течение трех минут вам необходимо выделить основные достоинства (для 1 группы) и недостатки (для 2 группы) Интернета.
Анализ, сравнение, обобщение и заявление собственных позиций.
Капитаны команд готовят небольшую (2 минуты) речь, в которой обосновывают тезисы своей позиции.
Выступление капитана команды сторонников.
Выступление капитана команды противников.
В выступлениях капитанов команд показывается значимость Интернета в наши дни и делается установка на его рациональное использование во избежание негативных последствий.
Я предлагаю вашему вниманию следующие достоинства и недостатки сети Интернет, которые я выделила.
Важный источник информации
Информация из Интернета может быть недостоверной
Общение с людьми из разных городов
Человек может уйти в виртуальный мир, придумывать себе образ при общении; появляется зависимость от Интернета
Приобретение товаров и услуг, не выходя из дома
Обман со стороны организации
Способ распространения своих знаний
Много вирусов в сети Интернет, которые заражают наш компьютер
Вывод (сначала ученики самостоятельно): Нам удалось взглянуть на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон. Выявлены как положительные, так и отрицательные её качества. Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что Internet представляет собой очень важный источник информации, пользоваться которым, несомненно, надо, однако при этом не следует забывать о тех проблемах, которые несёт в себе компьютерная сеть.
Конспект урока по информатике на тему «Интернет как информационная система. Информационные сервисы сети Интернет » (11 класс)
2. Какие общие ресурсы могут быть предоставлены пользователю локальной сети?
3. Сколько символов текста можно передать за 20 сек, используя модем, работающий со скоростью
4. Организация решила объединить имеющиеся у них ПК в централизованную локальную сеть. Какие устройства необходимы для этого?
5. Саша собирается подключить свой компьютер к глобальной сети через телефонную линию. Какое устройство ему необходимо для этого? Каково его назначение в сети?
6. Сколько времени будет скачиваться аудиофайл размером 7 200 Кбайт при Интернет-соединении с максимальной скоростью скачивания 192 Кбит/с?
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Электронная почта (e-mail) — один из самых популярных видов услуг компьютерных сетей.
Зарегистрированный пользователь сети получает на почтовом сервере почтовый ящик.
Каждому почтовому ящику присваивается электронный адрес. В этот ящик почтовый сервер помещает письма, поступающие к пользователю.
Передать письмо в почтовый ящик может любой пользователь сети, если он знает его адрес. Извлечь письмо из почтового ящика может только его владелец. Доступ к информации защищен паролем.
Что представляет собой электронный адрес?
Он состоит из таких частей: Haraeva_Martina@yandex.ru
Точки и символ @ — разделительные знаки. Разделенные точками части электронного адреса называютсядоменами. Каждый домен уточняет местоположение в компьютерной сети почтового сервера. Количество доменов может быть различным: два, три и более.
Не нужно думать, что в адресах всегда используется административно-географический принцип (страна—город- район и т. д.). Вся часть адреса, расположенная справа от значка @, является доменным именем почтового отделения, содержащего ящик абонента. Главный принцип состоит в том, чтобы это имя было уникальным в компьютерной сети.
Структура электронного письма
В целом электронное письмо состоит из конверта и текста. Обычно на конверте записывается адрес получателя, адрес отправителя и краткая информация о назначении письма (два последних элемента — необязательные).
Отправитель на своем компьютере формирует текст письма, заполняет «конверт» и выходит на связь с сервером, выполняющим рассылку почты. Сервер, приняв письмо, тут же пересылает его адресату. К электронному письму могут быть присоединены самые разнообразные файлы: с текстами, графикой, звуком, программами и пр.
Пользователи сети выходят на связь с почтовым отделением по своему желанию. Сервер же функционирует без перерывов и выходных. Связь пользователя с сервером может быть установлена лишь после того, как пользователь подключился к сети и его почтовая программа установила связь с почтовым сервером. Именно тогда сервер и отправляет ему всю корреспонденцию, накопившуюся в почтовом ящике.
Телеконференции
Телеконференция — это общение группы людей по объединяющей их теме, кот. заключается в обмене электронными письмами между ее участниками
Поддержку телеконференций осуществляет служба Usenet, в которой каждая отдельная конференция называется группой новостей.
Участники телеконференции — пользователи компьютерной сети.
Порядок проведения телеконференций:
1. объявляется открытие конференции на определенную тему. Телеконференция получает свой электронный адрес.
2. Затем проводится подписка на участие в конференции. После этого каждый пользователь, подписавшийся на данную конференцию, будет получать все поступающие в нее материалы.
3. Рассылка почты. Посылая письмо в адрес конференции, пользователь знает, что оно дойдет до всех ее участников.
Существует множество телеконференций, посвященных самым разнообразным темам: науке, образованию, музыке, разведению рыб, компьютерным играм, политике, литературе и пр. Через телеконференции можно распространять какие-то свои авторские работы, договариваться о покупке или продаже. Участники таких конференций всегда имеют самую оперативную информацию в области своих интересов.
IRC — Internet Relay Chat (чат) — телеконференции в режиме реального времени.
Все участники обсуждения должны одновременно находиться в режиме подключения — on line. Сообщение одного из участников, вводимое с клавиатуры, мгновенно становится доступным другим собеседникам.
Видеоконференции. Этот сервис позволяет пользователям, компьютеры которых снабжены Web-камерами, динамиками и микрофонами, разговаривать и видеть друг друга на экранах мониторов.
Другие службы интернета
Служба распространения файлов (файловые архивы) позволяет получать через Интернет новое программное обеспечение и файлы с самыми разнообразными информационными объектами: рисунками, фотографиями, видеоклипами, музыкой и др. Серверы, которые поддерживают их работу, называются FTP-серверами.
Программное обеспечение, бесплатно распространяемое через FTP-серверы, нередко выполняет рекламную функцию. Время действия таких программ может оказаться ограниченным. Если вы захотите и дальше пользоваться данной программой, то вам будет рекомендовано оплатить приобретение ее рабочей версии.
Среди прочих услуг компьютерных сетей: Telnet — удаленный терминал (ПК работает в режиме устройства ввода/вывода удаленного компьютера), базы данных, Интернет-телефония, World Wide Web (WWW) и др.
К другим услугам компьютерных сетей относятся:
- ФАЙЛОВЫЕ АРХИВЫ – это спец. служба распространения файлов. Файловые архивы содержат программное обеспечение, коллекции рисунков, фотографий, музыки и многое др.
- БАЗЫ ДАННЫХ
- ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕФОНИЯ Голосовая и видеосвязь посредством компьютерных сетей стала популярной во всём мире с начала XXI века и в настоящее время широко используется как частными пользователями, так и в корпоративном секторе. Применение систем IP-телефонии позволяет компаниям-операторам связи значительно снизить стоимость звонков (особенно международных) и интегрировать телефонию с сервисами Интернета , предоставлять интеллектуальные услуги.
- ИНТЕРНЕТ МАГАЗИН
- информационная система WWW.
В интернет собака @ пришла благодаря создателю электронной почты Томлинсону. Он выбрал его как знак на клавиатуре, который не мог встретиться ни в одном имени и вызвать путаницу, в качестве разделителя для имени пользователя и сервера электронной почты. Первым сетевым адресом был адрес tomlinson@bbn-tenexa в сети Arpanet.
А почему в России этот символ прозвали «собакой»? Существует несколько версий происхождения этого забавного названия.
По одной, значок действительно похож на свернувшуюся калачиком собачку. По другой – отрывистое звучание английского «at» немного напоминает собачий лай. Третьи умудряются рассмотреть в начертаниях символа практически все буквы, входящие в слово «собака», ну разве что, за исключеним «к».
Самая же распространенная версия видит происхождение этого названия в одной из самых первых компьютерных игр «Adventure» («Приключение»). Тогда дисплеи были исключительно текстовыми, и по сюжету игры надо было путешествовать по текстовому лабиринту. Одним из персонажей этой игры была собачка, которая обозначалась символом @. То ли название пошло из этой игры, то ли символ был выбран из-за своего названия, сейчас выяснить уже весьма затруднительно. Может быть, Вы знаете точно?
Домашнее задание: п.2 (прочитать) ,
создать почтовый ящик.