Урок 26
§15. Службы Интернета
К основным коммуникационным службам относятся электронная почта, форум, чат, IР-телефония.
Электронная почта — e-mail (от англ. electronic mail) — одна из самых первых коммуникационных служб Интернета. Она предоставляет возможность передавать электронные письма (текстовые сообщения и прикреплённые к ним файлы) от пользователя- отправителя одному или группе адресатов.
Почтовый клиент — программа, помогающая составлять и посылать электронные сообщения, получать и отображать письма на компьютере пользователя.
Почтовый сервер — программа, пересылающая сообщения из почтовых ящиков на другие серверы или на компьютер пользователя по запросу его почтового клиента. На почтовом сервере создают почтовые ящики для пользователей с определённым именем и паролем для доступа. Адрес электронной почты имеет вид:
Почтовая служба основана на следующих протоколах:
• SMTP (англ. Simple Mail Transfer Protocol — простой протокол передачи почты) — почтовый протокол, служащий для отправки сообщений с компьютера-клиента на почтовый сервер, а также для пересылки почты между серверами;
• POP3 (англ. Post Office Protocol — протокол почтового офиса версия 3) — почтовый протокол для получения доступа к почтовому ящику на сервере и пересылки сообщений на компьютер-клиент;
• IMAP (англ. Internet Message Access Protocol — протокол доступа к сообщениям Интернета) — протокол для доступа к почтовому ящику на сервере, позволяющий управлять корреспонденцией на сервере.
Коммуникационные службы предоставляют пользователям сети возможность обмениваться новостями, обсуждать проблемы, проводить дискуссии и т. п.
Обсуждение определённой темы группой собеседников, находящихся на значительном расстоянии, называют телеконференцией. Видеоконференция предусматривает использование средств передачи видеоизображений.
Долгосрочные (постоянно действующие) телеконференции, в ходе которых собеседники посылают и читают текстовые сообщения в удобное для них время, называют форумами.
Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Зарегистрированные на сайте пользователи, посылая свои сообщения, могут создавать внутри разделов темы и вести обсуждения в рамках этих тем. Сообщение и все ответы на него образуют «ветку» форума. Незарегистрированные пользователи получают статус гостей, которые могут просматривать ветки форума, но не имеют права принимать участие в обсуждениях. За соблюдением правил следят модераторы, имеющие право редактировать, перемещать и удалять чужие сообщения в определённом разделе или теме.
Службы интерактивного общения предоставляют возможность двум или группе пользователей обмениваться текстовыми сообщениями через Интернет в реальном времени. Первой такой службой была служба IRC (англ. Internet Relay
Chat — ретранслируемый интернет-разговор) или просто чат (от англ. chat — болтать). В отличие от телеконференций, где обсуждение темы открыто всем, в системе IRC общение происходит только в пределах одного канала, в работе которого принимают участие обычно лишь несколько человек. Подключившись к каналу, пользователь видит на экране сообщения других участников. Сообщение, введённое любым участником, практически немедленно появляется на канале, и все остальные участники обсуждения могут «высказаться» в ответ. Для работы службы разработан одноимённый протокол IRC. IRC-сервер — программа, обеспечивающая работоспособность системы IRC и хранящая информацию о каналах и подключённых пользователях. IRC-клиент — программа для подключения к IRC-серверу и ведения беседы.
Некоторые службы интерактивного общения дают возможность вести обсуждение только двум собеседникам. Каждому пользователю при регистрации в таких службах предоставляется индивидуальный код, и каждый сам создаёт список контактов — лиц, с которыми он желает общаться.
IP-телефония — служба, обеспечивающая передачу телефонных разговоров абонентов по сети Интернет. Передача данных в IP-телефонии осуществляется на основе набора протоколов VoIP (англ. Voice over Internet Protocol — голос поверх протокола Интернета). Skype (скайп) — одна из самых популярных программ, позволяющих обмениваться мгновенными сообщениями, использовать голосовую связь и видеозвонки. С помощью Skype можно: общаться с одним или сразу с несколькими людьми, пересылать файлы, вместо изображения с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора. Часто эта программа используется для проведения видеоконференций.
В последнее время среди пользователей Интернета широкое распространение получили социальные сети — интерактивные многопользовательские веб-сайты, содержание (контент) которых создаётся самими участниками сети. Такие сайты представляют собой автоматизированные социальные среды, позволяющие общаться группам пользователей, объединённых общими интересами.
Службы Интернет. Электронная почта. Телеконференции
Глобальная сеть Интернет привлекает пользователей своими информационными ресурсами и сервисами (услугами). В настоящее время информационными сервисами Интернет пользуются около 250 млн. человек. Интернет – это возможность общения людей и способ получения и публикации любой информации. Использование ресурсов Интернет ограничивается владельцем сети. Интернет – это огромнейший кибермир, в котором скорость предоставления информации успешно сочетается со скоростью ее обновления. Каждый пользователь Интернет получает доступ к огромному количеству информации, охватывающей все стороны человеческой деятельности, возможность оперативно обмениваться информацией с другими пользователями, а также размещать в Интернет свою собственную информацию.
В любой компьютерной сети предоставление пользователю конкретного набора услуг осуществляется определенной службой. Для доступа к службе на компьютере должна быть установлена специальная программа, которая называется клиентом этой службы. Наиболее распространенными службами Интернет являются: электронная почта (electronic mail), телеконференции (usernet), служба интерактивного общения (ICQ), передача файлов и файловых архивов (ftp), доступ к удаленному компьютеру (telnet), всемирная паутина (WWW — World Wide Web).
Электронная почта (E-mail) является наиболее распространенным сервисом Интернет, так как является исторически первой информационной услугой компьютерных сетей и не требует обязательного наличия высокоскоростных и качественных линий связи.
Принципы функционирования электронной и обычной почты, аналогичны. Вы посылаете людям письма по их конкретным адресам, они, в свою очередь, пишут вам на ваш почтовый адрес. Однако E-mail имеет несколько серьезных преимуществ перед обычной почтой.
Ø Высокая скорость пересылки сообщении. Если письмо по обычной почте может идти до адресата дни и недели, то письмо, посланное по электронной почте, достигнет его за несколько секунд или, в худшем случае, за несколько часов.
Ø Электронное письмо может содержать не только текстовое сообщение, но и вложенные файлы (программы, графику, звук и т.д.). Однако не рекомендуется, чтобы размер пересылаемого файла был слишком большим, так как некоторые почтовые серверы вводят ограничение на размер пересылаемого сообщения (не более 2 000 000 байт).
Ø Письмо можно послать сразу нескольким абонентам и, например, оповестить их о встрече.
Ø Независимость от времени: быстрота получения письма (подобие телефонного общения) и ответа на него из любой точки земного шара, но ответ может быть отправлен в любое время (подобие почты). Электронное письмо проходит сразу же после его отправления и хранится в почтовом ящике до получения адресатом.
Любой пользователь Интернет может получить свой «почтовый ящик» на одном из почтовых серверов Интернет (обычно на почтовом сервере провайдера), в котором будут накапливаться передаваемые и получаемые электронные письма. Для того чтобы электронное письмо дошло до адресата, оно кроме текста послания обязательно должно содержать электронный адрес получателя письма. Адрес электронной почты записывается по определенной форме и состоит из двух частей:
Имя_пользователя имеет произвольный характер и задается самим пользователем, имя_сервера жестко связано с выбором пользователем сервера, на котором он разместил свой почтовый ящик. Почтовый сервер компании МТУ-ИНФОРМ имеет имя mtu-net.ru. Соответственно, имена почтовых ящиков пользователей будут иметь вид: User_name@mtu-net.ru
Для того чтобы отправить электронное письмо, отправитель должен подключиться к Интернет и передать на свой почтовый сервер сообщение. Почтовый сервер отправит это письмо через систему почтовых серверов на почтовый сервер получателя, которое попадет в его почтовый ящик. Реально получатель получит письмо после того, как он «скачает» почту из почтового ящика.
Для работы с E-mail необходимы специальные почтовые программы. Почтовые программы вошли в состав коммуникационных пакетов Microsoft Explorer (Outlook Express). Необходимо настроить почтовую программу на работу с почтовым сервером и можно работать с E-mail.
Во «всемирной паутине» WWW появились Web-сайты, которые предлагают зарегистрировать бесплатный почтовый ящик по адресу: https://mail.ru. На этих Web-сайтах предоставляется возможность работы с электронной почтой с использованием стандартного интерфейса браузера.
Телеконференция – сетевой форум, организованный для ведения дискуссии и обмена новостями. В Интернете существуют десятки тысяч конференций или новостей (news), каждая из которых посвящена обсуждению какой-либо проблемы. Каждой конференции выделяется свой почтовый ящик, который поддерживает работу телеконференций. Пользователи могут посылать свои сообщения на любой из этих серверов, а так как сервера периодически синхронизируются, т.е. обмениваются содержимым почтовых ящиков телеконференций, материалы конференций в полном объеме доступны на любом таком сервере. Принцип работы в телеконференциях мало чем отличается от работы с электронной почтой. Пользователь может посылать сообщения в любую телеконференцию и читать сообщения посланные другими участниками. Для работы в телеконференциях используют те же самые почтовые программы, что и при работе с электронной почтой (например, Outlook Express). Настройка Outlook Express для работы с телеконференциями происходит аналогично настройке на работу с электронной почтой.
Перспективным направлением развития Интернет является использование его для телефонных переговоров, для получения радио и телепередач, для организации аудио- и видеоконференций. Телеконференции обычно состоят из двух неравных частей: ядро активно выступающих людей и люди, просто читающие телеконференции.
· Сначала появились электронные доски объявлений, или BBS;
· Затем они превратились в клубы по интересам;
· А далее возникли телеконференции:
Ø «по списку рассылки» или телеконференции «для своих», в список рассылки включаются только адреса электронной почты определенных пользователей.
Ø телеконференции открытые для всех. Это система сетевых новостей, позволяющая передавать сообщения «от одного – всем».
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: