Лекция 7. Использование глобальной компьютерной сети Интернет в туристском бизнесе
В настоящее время сеть Интернет является наиболее мощной информационно-технологической системой в мире. Она используется для различных отраслей человеческой деятельности, включая потребности индивидуального пользователя.
В настоящее время у Интернет свыше 40 миллионов подписчиков в более чем 100 странах мира на всех семи континентах. О популярности Интернет говорит хотя бы тот факт, что число подписчиков сети удваивается каждые 10 месяцев; каждую секунду по сети передвигается свыше 4000 электронных сообщений.
Интернет состоит из двух компонентов: аппаратных средств (hardware) и программных систем (software).
Аппаратные средства – это миллионы находящихся на различных континентах компьютеров, объединенных коммуникационными каналами, в качестве которых используются глобальные сети. Обычно глобальные сети покрывают большие географические области, и каждая из них состоит из некоторого числа взаимосвязанных коммутирующих узлов. Основное назначение этих узлов – перемещать данные от одного узла к другому до соответствующего адресата. Для управления информационными потоками используются специальные мощные компьютеры, называемые маршрутизаторами (router).
Узлы связанны между собой каналами передачи, реализуемыми посредством линий связи. Линия связи — это совокупность технических устройств и физической среды (атмосфера, кабели и др.), обеспечивающая передачу и распространение сигналов от передатчика к приемнику. Различают следующие линии связи:
1) проводные (воздушные). При построении проводных линий связи применяются провода без изолирующих ли экранирующих оболочек, которые с помощью изоляторов и специальной арматуры закрепляются на столбах. Их основным недостатком является низкая скорость и плохая защищённость от помех.
2) кабельные (медные и волоконно-оптические). Сигналы передаются по кабелю, в котором провод защищен несколькими слоями изоляции: электрической, электромагнитной, механической и, иногда, климатической. Кабель состоит из проводников и разъемов, которые позволяют оперативно подключать к нему любое оборудование. Используются следующие типы кабелей:
— «Витая пара» — кабели, состоящие из пары (или нескольких пар) медных проводов: обернутых изоляционным экраном (экранированная «витая пара») и не заключенных в экран (неэкранированная «витая пара»). Основной недостаток «витой пары» — плохая защищенность от несанкционированного подключения к сети.
— коаксильный кабель состоит из медного провода, отделенного слоем изоляции. Коаксильные кабели представлены в разных вариантах в зависимости от области применения: кабели для кабельного телевидения, локальных или глобальных сетей.
— волоконно-оптический кабель — это несколько тонких оптических волокон, по которым передаются световые сигналы. Главное преимущество этого кабеля — очень высокий уровень защищенности от помех. К тому же несанкционированно подключиться к нему очень сложно. Недостатки волоконно-оптического кабеля — сложность монтажа и механическая непрочность. Тем не менее, на сегодняшний день это самый качественный тип кабеля.
3) радиоканалы наземной и спутниковой связи. Спутниковые системы связи в качестве ретрансляторов использую космические спутники, имеющие большую площадь обзора. Спутниковая связь использует цифровую передачу информации и не имеет ограничения по зоне обслуживания. В радиоканалах наземной связи сигнал передается от одной ретрансляционной станции к другой в условиях прямой видимости между передатчиком и приемником. На каждой станции осуществляется восстановление характеристик сигналов, искаженных атмосферой и другими внешними факторами, и передача их на следующую станцию.
4) инфракрасные каналы осуществляют передачу данных в инфракрасном диапазоне частот.
Программные системы – предоставляют пользователям Интернета услуги:
1) electronic mail (e-mail) – электронная почта. Позволяет абонентам с высокой скоростью обмениваться сообщениями;
2) File Transfer Protocol (FTP) – протокол передачи файлов. По протоколу выполняется копирование файлов с FTP-серверов, на которых хранится информация, предназначения для общего пользования. Некоторые из файлов открыты для свободного доступа, другие доступны только после регистрации пользователей;
3) newsgroups – группы новостей. Позволяют обмениваться сообщениями людям с одинаковым кругом интересов;
4) Archie и Gopher – системы поиска. Пользуясь системой Archie можно осуществить поиск файла по шаблону его имени. При этом пользователь получит список файлов с точным указанием места их хранения в сети, а также с информацией о типе, времени создания и размере файлов. Gopher была разработана для более удобного представления сведений о содержании хранящихся на FTP-серверах файлов. Система Gopher дает возможность в удобной форме (в виде меню) представлять пользователям об имеющихся файлах и их содержании;
5) Telnet – удаленный вход в компьютеры. Предназначен для входа в другой компьютер через сеть и интерактивной работы на нем («так же, как на своем»);
6) Archie (WAIS) — технология позволяет осуществлять поиск файлов;
7) Mailing list – списки рассылки. Основаны на электронной почте и позволяют подписаться на любой из имеющихся списков;
8) News – телеконференции. Позволяют организовывать дискуссии по интересующим пользователям темам. При этом все сообщения в телеконференции группируются по темам и размещаются в группы новостей;
9) Internet Relay Chat – переговоры в сети. Позволяет вести разговоры в сети одновременно со многими участниками путем ввода текста с клавиатуры;
10) World Wide Web (Web) – Всемирная паутина. Представляет пользователям разнообразную информацию, а также интегрирует в себе ряд ранее перечисленных услуг;
Любая услуга Интернета представляется по принципу клиент – сервер, при котором для получения конкретной услуги пользователь должен установить на своем компьютере специальную программу (программу-клиент). В зависимости от услуги программа обращается к соответствующему серверу в Интернете (Mail-сервер, FTP-сервер, Web-серверы и другие), который, работая в мультизадачном режиме (многозадачный режим), одновременно предоставляет услуги многим пользователям.
1. Возможности Интернет — технологий в разработке формировании и продвижении туристского продукта.
Влияние Интернета на современный мир не имеет исторических аналогов. Изобретение телеграфа, телефона, радио и компьютера привело к беспрецедентной интеграции всех этих средств в глобальную информационную гипермедийную систему, получившую название Интернет, которая одновременно является средой для сотрудничества и общения людей, средством общемирового вешания и распространения информации, а также мощным инструментом для ведения бизнеса, лишенного каких либо временных или пространственных ограничений. Влияние Интернета коснулось как внешних отношений между компаниями и их партнерами или клиентами, так и внутренней структуры самих компаний. Появились не только новые направления ведения бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие. В последние годы роль Интернета вообще, а в частности в сфере туризма становится все более заметной.
Интернет – это международная компьютерная сеть, позволяющая пользователям компьютеров связываться друг с другом, находясь в любой точке мира, с целью поиска и обмена информацией.
Сущность Интернет заключается в следующем:
Интернет – самый массовый и оперативный источник информации, обеспечивающий обмен информацией между пользователями всего мира.
Свое «представительство», собственную WWW-страничку в Сети имеет сегодня практически каждая крупная организация, фирма или компания. В Интернете расположены «электронные» варианты многих тысяч газет и журналов, через Сеть вещают сотни радиостанций и телекомпаний. Трудно найти какую-либо область человеческой деятельности, которая не была представлена в Интернет во всей своей полноте сотнями и тысячами «страничек».
Сферы использования Интернет в туризме:
Интернет – это глобальная компьютерная сеть, позволяющая пользователям всего мира обмениваться информацией и совместно пользоваться компьютерными ресурсами.
Особый интерес у организаций индустрии туризма и гостеприимства вызывают следующие сферы использования Интернета:
— коммуникации и эффективная связь;
— реклама и продвижение туристского продукта;
— электронная презентация фирмы и ее туристского продукта;
— использование возможностей электронных международных и
межрегиональных туристских выставок, ярмарок;
— использование системы бронирования и резервирования;
— самостоятельное формирование тура и приобретение туристской путевки;
— использование электронных каталогов туристского продукта по странам и направлениям;
— получение страноведческой информации, оперативного прогноза погоды в различных странах мира, расписания движения различных видов транспорта;
— получение оперативной информации по тарифам и ценам для отелей, ресторанов, различных перевозчиков и другим туристским услугам;
— использование сети Интернета для взаиморасчета;
— создание виртуального туристского офиса и др.
Возможности Интернет могут быть использованы для формирования и продвижения туристского продукта, а именно:
— поиска и систематизации требуемой информации;
— эффективной рекламы туристских услуг;
— бронирования и резервирования туристских услуг;
— реализации туристского продукта;
— анализа эффективности принятой рекламной стратегии и др.
Таким образом: Интернет – это международная компьютерная сеть, позволяющая пользователям компьютеров связываться друг с другом, находясь в любой точке мира, с целью поиска и обмена информацией. Сеть Интернет является глобальной информационной системой, которая одновременно функционирует как среда для сотрудничества и общения людей, средством общемирового вещания и распространения информации, а также мощным инструментом для ведения бизнеса. Трудно найти какую- либо область человеческой деятельности, которая не нуждалась в использовании Интернет.
Так, сферы использования Интернет в туризме многогранны и разнообразны. Некоторые из них это — коммуникации и связь; реклама и продвижение туристского продукта; маркетинговые исследования; использование систем бронирования и резервирования; самостоятельное формирование тура; получение оперативной информации о тарифах и ценах отелей, ресторанов и перевозчиков; использование сети Интернет для взаиморасчетов.