1.2. Исследование социальных сетей в Интернете
Социальные сети – основная причина, по которой сегодня растет количество времени, проводимого в Интернете. К этому выводу пришли авторы исследования «Never Ending Friending». 17 Исследование было подготовлено совместно компаниями «TNS», «Teenage Research Unlimited» и «Marketing Evolution» по поручению «MySpace», «Carat» и «Isobar». Выдержки из него публикует «eMarketer».
Как оказалось, треть опрошенных в возрасте от 14 до 40 лет, которые пользуются социальными сетями, увеличили в результате этого время присутствия в Интернете. И лишь у 8% пользователей, которые общаются в социальных сетях, общее время пребывания в Сети сократилось.
Электронной почтой стали больше пользоваться 26% опрошенных (меньше — 14%), Интернет-пейджерами — 24% (меньше — 16%).
Хотя те пользователи, которые стали больше времени проводить в Сети, совсем не обязательно делают это за счет просмотра телепрограмм. Авторы исследования замечают, что у любителей общения в социальных сетях наблюдается тенденция меньше смотреть телевизор. В этом состоит их отличие от тех пользователей, чье времяпровождение в Сети посвящено не социальным сетям, а другим видам Интернет-активности. В среднем любители социальных сетей смотрят телевизор примерно на два часа в неделю меньше, чем обычные пользователи Интернета.
Какие же сайты посещают любители социальных сетей? Помимо вышеупомянутых ресурсов поиска старых знакомых, одноклассников, однокурсников и коллег по работе значительную долю социальных сетей занимают получившие в недавнее время распространение блоги.
Ключевое преимущество социальных сетей – это возможность пользователей заявлять о своих интересах, разделять их с окружающими и выстраивать отношения с интересующими их людьми.
1.3. Социальные сети как новые информационные каналы в pr
Распространенными и даже традиционными информационными каналами в PR являются СМИ (средства массовой информации), как-то: телевидение, радио, печатная пресса, информационные агентства 18 , новостные ленты, специализированные тематические и прочие сайты в сети Интернет 19 .
Новым информационным каналом можно по праву назвать социальные сети, поскольку их практически ежедневно (или с большой относительной частотой) посещает большое количество пользователей в масштабах страны и стран-соседей! Например, количество пользователей ресурса «Vkontakte.ru» превысило 5 миллионов человек 20 , в то время как количество пользователей сайта «Odnoklassniki.ru» – более 9 миллионов 21 !
Социальные сети, таким образом, обладают огромным потенциалом в качестве канала для распространения различной информации, в том числе рекламного характера и материалов по связям с общественностью.
Сообщения рекламного характера пока имеются только на сайте «Odnoklassniki.ru» и представлены в виде рекламных баннеров в верхней части страницы, флеш-роликов и объявлений. Относительно рекламных объявлений на ресурсе «Odnoklassniki.ru» можно сделать вывод, что рекламная информация подается относительно ненавязчиво. Подобное размещение продиктовано правилом не отпугнуть пользователя от регулярного посещения данного сайта.
Однако в качестве сравнения можно рассмотреть сайт «Vkontakte.ru», на котором реклама отсутствует как таковая. Единственная информация, которая поступает пользователям извне, то есть не от их друзей, — это новости администратора сайта относительно работы самого сайта.
Если говорить о возможностях социальных сетей как информационного канала в PR, то они только начинают использоваться заинтересованными организациями (компаниями, продвигающими свою продукцию и услуги) и лицами. Это выражается в создании специализированных групп, сформированных на основе какой-либо идеи, организаторы данной группы стремятся вовлечь в нее большее количество людей (пользователей), таким образом привлекая внимание в объекту группы и осуществляя деятельность по связям с общественностью. Вовлечение людей в группы методами Public Relations позволяет осуществлять ресурс «Vkontakte.ru».
У социальных сетей впереди – множество возможностей распространять информацию по этим каналам и открытий, но наряду с этим необходимо учесть ряд ограничений. Ограничения связаны, прежде всего, с установкой пользователями приватности просмотра определенной информации. Однако на всех ресурсах, социальных сетях, как правило, доступно написать сообщение любому пользователю по собственному усмотрению.
Пресс-выпуски
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АНО «ЛЕВАДА-ЦЕНТР» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА АНО «ЛЕВАДА-ЦЕНТР».
72% респондентов ежедневно выходят в интернет. Наиболее активные пользователи – молодежь, но количество пользователей старшего возраста постоянно увеличивается. Две трети россиян регулярно пользуются соцсетями. Аудитория самых популярных социальных сетей – ВК, YouTube и Одноклассников – практически не изменилась. Четыре пятых опрошенных используют мессенджеры. Наиболее популярны Whatsapp, Telegram и Viber. Мобильным банкингом пользуются 60% россиян, заказывают такси через приложение – почти половина россиян.
Доля ежедневных интернет-пользователей продолжает медленно расти: 65% — в ноябре 2019 года, 68% — в марте 2022 года, 70% — в апреле 2022 года и 72% – в марте этого года.
Как часто Вы, в среднем, выходите в интернет? (таблица)
ноя.15 | сен.16 | дек.17 | ноя.18 | ноя.19 | мар.22 | апр.22 | мар.23 | |
Ежедневно/практически ежедневно | 43 | 44 | 49 | 57 | 65 | 68 | 70 | 72 |
Несколько раз в неделю | 19 | 19 | 17 | 11 | 10 | 8 | 8 | 6 |
Примерно 1 раз в неделю | 7 | 6 | 6 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 |
Реже 1 раза в неделю | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Никогда | 27 | 27 | 26 | 25 | 19 | 19 | 17 | 16 |
Доля ежедневных пользователей интернета не изменилась в двух – самых молодых – возрастных группах, так как среди молодежи интернетом пользуются практически все: в группе 18-24 года таких пользователей 95%, в группе 25-39 лет — 91%. Продолжает увеличиваться доля ежедневных интернет-пользователей среди старших групп: так, в группе 40-54 года таких стало 78% (в апреле 2022 года – 73%), в группе 55 лет и старше – 48% (в апреле 2022 года – 44%).
Как часто Вы, в среднем, выходите в интернет? доля ответов «Ежедневно/практически ежедневно» (таблица)
ноя.15 | сен.16 | дек.17 | ноя.18 | ноя.19 | мар.22 | апр.22 | мар.23 | |
Всего | 43 | 44 | 49 | 57 | 65 | 68 | 70 | 72 |
18-24 года | 81 | 86 | 92 | 92 | 94 | 89 | 95 | 95 |
25-39 года | 62 | 64 | 73 | 83 | 89 | 91 | 92 | 91 |
40-54 года | 39 | 37 | 49 | 59 | 69 | 76 | 73 | 78 |
55 лет и старше | 11 | 13 | 16 | 26 | 34 | 40 | 44 | 48 |
Более половины респондентов (56%) посещают социальные сети ежедневно или практически ежедневно (в апреле 2022 года – 60%), еще 9% — несколько раз в неделю, 8% — 1 раз в неделю и реже. Не посещают социальные сети чуть более четверти (27%) опрошенных – данный показатель практически не меняется последние пару лет.
Как и следовало ожидать, среди возрастных групп больше всего ежедневных пользователей соцсетей среди опрошенных 18-24 лет (91%), меньше всего – среди респондентов 55 лет и старше (30%). В последней возрасте группе половина опрошенных не посещает социальные сети, в группе 40-54 лет таких чуть более четверти (26%).
Доля пользователей основных социальных сетей за год практически не изменилась. В ТОП-3 социальных сетей по популярности среди пользователей, как и в апреле 2022 года, остаются: ВКонтакте (66%), YouTube (47%) и Одноклассники (36%). Аудитории попавших под запрет в России Instagram* и Facebook* после заметного снижения в начале прошлого года (сразу после блокировки) практически не изменились и составили 21% и 4% соответственно.
Какие «социальные сети» Вы посещаете? (таблица)
июл.13 | мар.14 | июл.14 | авг.15 | фев.16 | авг.16 | мар.17 | авг.17 | дек.17 | мар.18 | авг.18 | мар.19 | мар.20 | янв.21 | мар.21 | мар.22 | апр.22 | мар.23 | |
Вконтакте | 16 | 33 | 32 | 35 | 36 | 36 | 40 | 39 | 38 | 35 | 37 | 42 | 45 | 43 | 44 | 65 | 65 | 66 |
YouTube (Ютуб) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 15 | 22 | 30 | 30 | 35 | 37 | 46 | 47 | 47 |
Одноклассники | 21 | 45 | 44 | 45 | 44 | 40 | 42 | 43 | 37 | 35 | 33 | 33 | 31 | 31 | 30 | 40 | 40 | 38 |
Tik Tok (Тик Ток) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 5 | 14 | 16 | 34 | 31 | 30 |
Instagram (Инстаграм)* | 0 | 2 | 3 | 5 | 6 | 11 | 11 | 16 | 13 | 14 | 17 | 23 | 28 | 31 | 34 | 23 | 21 | 21 |
Дзен (Яндекс-Дзен) | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 12 |
Facebook (Фэйсбук)* | 5 | 11 | 10 | 9 | 11 | 12 | 12 | 11 | 12 | 9 | 8 | 9 | 10 | 9 | 10 | 6 | 5 | 4 |
Rutube | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 4 |
Мой мир на Mail.ru (Мэйл Ру) | 8 | 14 | 11 | 9 | 8 | 8 | 7 | 9 | 6 | 5 | 6 | 7 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 |
Twitter (Твиттер) | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 6 | 6 | 7 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 5 | 2 | 3 | 2 |
Самые молодые респонденты чаще представителей других возрастных групп посещают ВКонтакте (87%), YouTube (69%), TikTok (46%) и Instagram* (36%). Среди старших возрастных групп большей популярностью пользуется соцсеть “Одноклассники”: так, среди опрошенных 18-24 лет ей пользуются 8%, 25-39 лет – 26%, 40-54 лет – половина, 55 лет и старше – 59%.
Значительных изменений среди количества пользователей наиболее популярных мессенджеров не наблюдается. 70% опрошенных используют WhatsApp (в марте 2022 года – 66%), 40% – Telegram (вырос на фоне блокировок в начале прошлого года до 37%, после чего аудитория растет медленно), четверть – Viber (как и в марте 2022 года).
Среди респондентов 18-24 лет представлена наибольшая доля как тех, кто пользуется WhatsApp (89%), так и пользователей Telegram (78%). Во всех возрастных группах преобладают пользователи приложения WhatsApp. Молодежь пользуется мессенджерами заметно активнее.
Самыми популярными сервисами у интернет-пользователей остаются мобильный банкинг (60%, в марте 2021 года – 58%), заказ такси (45%, в марте 2021 года – 41%), покупки в онлайн-магазинах (32%, в марте 2021 года – 27%) и навигационные карты (27%, в марте 2021 года – 29%).
С марта 2019 года незначительно возросла доля опрошенных, продающих вещи или услугу через интернет. В основном для этого респонденты используют “Avito” (32%, в марте 2019 года – 24%), приложение “Юла” (9%, в марте 2019 года – 11%) и группы “ВКонтакте” (4%, в марте 2019 года – 3%). 64% не продавали вещи или услугу через интернет, 4 года назад таких было 69%.
*Компания Meta, владеющая соцсетями Facebook и Instagram, объявлена в РФ экстремистской организацией, её деятельность запрещена.
МЕТОДОЛОГИЯ
Общероссийский опрос Левада-центра проведен 23 — 29 марта 2023 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1633 человека в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа.
Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:
3,4% для показателей, близких к 50%
2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
1,5% для показателей, близких к 5% / 95%
АНО “Левада-Центр” внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.