Классификация интернет-пользователей для рекламодателя
Интернеты – наиболее динамично развивающаяся коммуникационная среда, о чем хабраюзеры знают лучше других. Реклама в интернетах пытается успевать за сервисами и технологиями. Youtube, Одноклассники.ру, Twitter, … завтра появится очередной сайт, который изменит подход к коммуникациям в онлайне. Всё постоянно меняется, и если вы пристально не следите за интернет-рекламой, то сейчас я быстренько расскажу о нынешних реалиях.
Сегодня есть шесть типов наиболее распространенных интернет-пользователей. Каждого из них рекламодатель должен знать в лицо, чтобы понимать как именно ему продать свой товар.
1. Юзер случайный. Заходит в онлайн 1 раз в месяц, чтобы проверить почту, т.к. ему позвонили со словами «отправил тебе документ». Кроме почты почти ничем не пользуется. Благо, таких уже в интернетах – подавляющее меньшинство (менее 10% пользователей заходят в интернет реже одного раза в неделю).
Этот товарищ рекламодателю не интересен. Но если вдруг он понадобился – ловите его на почте.
2. Юзер новичок. Интернетами регулярно стал пользоваться не так давно, хотя ему сосед зарегистрировал почтовый ящик еще 4 года назад. Бегает по всем в подряд сайтам в поисках интересного. В «избранном» меньше двух десятков ссылок. Все время пытается вспомнить, на каком сайте вчера видел «такую классную штуку» (о существовании «хистори» браузера не догадывается). Все анекдоты и смешные картинки видит в первый раз. Еще не был на баше.
Ловим на охватных и навигационных ресурсах: поиск, порталы, новости. Пациент еще охотно жмет на баннеры, пользуйтесь этим.
3. Юзер опытный, офисный. Знает что где в интернетах лежит. Ведет бложек. Имеет пару профилей в соц. сетях. Посещает три профессиональных ресурса. Проверяет четыре почтовых ящика. Курс валют, прогноз погоды, наличие пробок на дороге и городские новости узнает из интернетов. Неоднократно делал в онлайне мелкие покупки (книги, диски, билеты в кино, пицца) и хотя бы раз покупал в интернет-магазине что-то из электроники или бытовой техники (мобилку/ноут/фотик/холодильник/телевизор/стиралку). Основной мотив покупки – в интернете дешевле. В «избранном» уже столько сайтов, что найти там что-то не реально. Но минимум 50 адресов он уже наберет по памяти. Проводит в онлайне более 3 часов в сутки.
Мечта рекламодателя. Но его придется обхаживать со всех сторон. Покажите рекламу на поиске. Расскажите о товаре при помощи баннера на сервисных сайтах (обычным баннером вы его уже не заинтересуете, предложите акционную скидку). Дайте ему прочитать новость о вашем бренде. Подсуньте отзыв о продукте в блог его товарища.
Рекламодателю надо хорошо потрудиться, бюджет на рекламу должен быть большой, но старания и инвестиции окупятся. Ведь вы работаете с той категорией людей, для которых интернет стал важнее газет и телевизора.
4. Юзер опытный, занятой. Читает лишь деловые или профессиональные новости. Пасется только на паре-тройке узкопрофильных сайтов: это может быть что угодно – от котировок акций до форума его автоклуба или кулинарных рецептов. Но при необходимости может быстро найти информацию по любой теме. В интернете проводит 20 минут, но заходит в онлайн ежедневно. Изредка уходит в интернет-запой – часов на 5-7 безвылазно. Делает разнообразные покупки в онлайне, мотив – экономия времени.
Самый сложный тип пользователей для рекламодателя. В общем случае рекомендуется ловить на почте и поиске. В частных – надейтесь на пакетные размещения, которые охватывают нишевые сайты. Для них пишите короткие тексты, делайте лаконичные, действительно выгодные предложения.
5. Юзер Одноклассники.ру. Возраст в среднем слегка за тридцать. С вероятностью чуть менее, чем на половину, можно утверждать, что адрес odnoklassniki.ru – один из первой десятки тех, которые он сам набрал в адресной строке браузера, а не через поисковик. Сначала зашел убедиться, что Коля полысел, а Наташа растолстела. Затем добавил свои фоточки. А потом привык и остался. Заходит в среднем пару раз в неделю. «Одноклассники» и любимый поисковик делят первое место среди наиболее посещаемых сайтов. Причем, с большим отрывом от остальных.
Пациент живет в Одноклассниках. Придется вывести его из состояния транса, чтобы привлечь на ваш сайт. Проще всего – баннером. Но баннер должен цеплять. Не пожалейте, заплатите за хороший креатив. И еще: берите верхний баннер (728×90) или ИнтерТелек. 240х400 не рекомендую – это тяжелый случай. Не забудьте поставить маленькую частоту контакта. Разумеется, используйте все необходимые таргетинги. Надейтесь на лучшее.
Нет денег на баннер? Подсказываю: внизу каждой страницы Одноклассников крутится блок контекстой рекламы, там в рендоме стоят разные операторы. Можете залезть и через Яндекс.Директ, и через Google adWords. Количество переходов навряд ли будет большим, а платите за это покликово.
Работа с группами/сообществами в Одноклассниках имеет смысл только в редких случаях. Организованы они в своем большинстве бестолково, поэтому выхлоп будет маленьким.
Да, чуть не забыл. На Одноклассниках есть ретаргетинг. Это такая штука, которая показывает людям баннера на основании их предыдущих запросов к поисковым системам и посещении тематических сайтов. Искал вчера холодильник в Яндексе? Будешь теперь еще неделю смотреть на баннера с холодильниками в Одноклассниках. Ретаргетинг стоит дороже, чем обычный баннер, но и работает в разы лучше.
6. Юзер «В Контакте». Ему двадцать лет. Или двадцать один. Он студент. Или работает официантом в баре, где есть Wi-Fi. Добавил в друзья всех своих одногруппников и удалил из друзей парня/девушку, с которым/ой поссорился накануне. Почтой не пользуется, пишет в личку ВКонтакте. Там же общается в группах и играет в «фермера». Во внешних интернетах ориентируется с трудом.
Компании, продающие шоколадки-пиво-снеки, косметику-парфюмерию и одежду, лучше других знают, как тяжело бороться за эту вкусную аудиторию. Баннера «В Контакте» расположены не очень удачно, да и размеры не самые вкусные. Но если нужно быстро получить охват, то сгодится. Здесь тоже не забывайте о частоте контакта.
Интересует продвинутая и эффективная коммуникация? Тогда заходите в приложения. Более десятка из них имеют более 1 млн. зарегистрированных пользователей, лидеры – под 8 млн. чел. Как это работает: реклама встраивается в приложение и пользователи активно с ней коммуницируют в игровой форме: например, отсылают друг другу брендированные коктейли, названные в честь вашего продукта. Эффективность такой коммуникации на порядок выше, чем у обычной рекламы. Охват – 2 млн. чел. в сутки. Рекомендую.
Еще «В Контакте» толково устроены группы. Вы можете создать+прокачивать собственную группу и/или писать сообщения в чужие. Главное, чтоб ваш контент был интересным, а не рекламным. Если делать это грамотно – можно получить лояльную аудиторию и переходы на ваш сайт.
Контекстная реклама «В Контакте» специфична – вы обязаны оставить пользователя внутри этого сайта. Поэтому придется рекламировать свою группу, приложение или объявление. Рекомендуется использовать только вместе с другими активностями внутри «В Контакте».
В зависимости от того, какую рыбу вы собрались ловить, берете разную снасть и наживку. Так и с рекламой. Разные целевые группы ходят на разной глубине разных сайтах, индивидуально реагируют на тексты рекламных сообщений и т.д. Чтобы рыбалка рекламная кампания была успешной, к ней нужно хорошо подготовиться, а не просто повесит баннер на любимом сайте вашего генерального директора.
Хороших вам охватов и множества кликов 🙂
P.S. Всяческие дополнения и замечания к классификации и всему тексту приветствуются.
2.2. Основные подходы при определении категории «пользователи Интернета»
Первый подход связан с анализом регулярности (частоты) использования Интернета. При этом возможны два варианта:
1. Моментальный срез – анализ ситуации на момент опроса.
• Здесь в качестве примера можно рассмотреть методологию Nielsen // NetRatings Global Internet Trends , применяемую в настоящее время фондом «Общественное мнение». Вопрос респондентам задается следующим образом: «Приходилось ли Вам лично пользоваться Интернетом? Если да, то когда Вы лично пользовались Интернетом в последний раз?». Варианты ответа: последние сутки; последняя неделя; последний месяц; последние 3 месяца; последние 6 месяцев.
2. Усредненный показатель за определенный промежуток времени.
• Такой подход широко распространен среди российских исследовательских компаний. Так, например, РОМИР в 1999‑2001 гг. анализировал Интернет-аудиторию, исходя из ответов респондентов на вопрос «Как часто Вы пользовались Интернетом за последние 12 месяцев?». Варианты ответа: несколько раз в день; как минимум раз в день; как минимум раз в неделю; как минимум раз в месяц; менее раза в месяц.
— Суточная аудитория – доля людей, пользовавшихся Интернетом в течение последних суток;
— Недельная аудитория – доля людей, пользовавшихся Интернетом в течение последней недели;
— Полугодовая аудитория – именно этих людей, хотя бы раз пользовавшихся Интернетом в течение последних 6 месяцев перед опросом предлагается рассматривать в качестве пользователей Интернета.
Кроме того, среди тех граждан, которые не являются пользователями Интернета, выделяется ближнее и дальнее окружение Сети:
— Ближнее окружение – те, кто не имеет опыта работы с Интернетом, но у кого среди друзей есть не менее 3 регулярных посетителей Интернета;
— Дальнее окружение – те, кто не имеет опыта работы с Интернетом, но у кого среди друзей есть минимум один регулярный посетитель Интернета.
Второй подход связан с субъективным самоопределением граждан относительно степени своей вовлеченности во всемирную компьютерную сеть. Его использовал Фонд «Общественное мнение» в ходе осуществления проекта «Интернет в России / Россия в Интернете» в 2000‑2001 гг. В частности, были выделены следующие непересекающиеся группы, в зависимости от степени их «близости» к Интернету:
— Реальные пользователи (пользуются Интернетом сейчас) – те граждане, которые положительно ответили на вопрос «В настоящее время можете ли Вы сказать о себе, что Вы пользователь Интернета?».
— Возможные пользователи (имеют возможность доступа в Интернет);
— Желающие (имеют определенную информацию об Интернете и хотели бы им пользоваться);
— Знающие (слышали что-то об Интернете);
— Далекие (не знают, что такое Интернет);
При этом мнение исследователей о том, кого следует, а кого не следует считать пользователями Интернета, не вполне совпадает с мнением самих граждан, пользующихся всемирной компьютерной сетью.
Информацию к размышлению такого рода дают репрезентативные опросы. Репрезентативным можно назвать лишь такой опрос, выборка которого построена с помощью специальной процедуры, основанной на случайном отборе и потому правильно отражающей структуру изучаемой совокупности людей. По результатам лишь таких опросов исследователь имеет право сказать: столько-то процентов представителей изучаемой совокупности придерживаются такого-то мнения или так-то себя ведут.
Правильный подход к сбору информации о пользователях Интернета принципиально иной: с помощью специальной случайной процедуры проводятся репрезентативные опросы, и в ходе этих опросов отбираются пользователи Интернета, с которыми достигается договоренность о длительном сотрудничестве. При проведении репрезентативных голосований на сайт приглашаются только эти люди – участники репрезентативной панели пользователей сети. Аналогично, на компьютеры таких людей, а не на сами сайты, устанавливаются счетчики посещаемости тех или иных интернет-адресов. Только собранные таким путем данные отражают мнения и поведение пользователей Интернета.