Компьютерные сети и их использование в учебном процессе
На сегодняшний день в мире существует более 140 миллионов компьютеров. Более 85 % из них объединены в различные компьютерные сети от малых локальных сетей в офисах до глобальных сетей типа Internet.
Всемирная тенденция к объединению компьютеров в сети обусловлена рядом важных причин, таких как ускорение передачи информационных сообщений, возможность быстрого обмена информацией между пользователями, получение и передача сообщений не отходя от рабочего места, возможность мгновенного получения любой информации из любой точки земного шара, а так же оперативный обмен информацией между компьютерами внутри учреждения, совместное использование обобщенных баз данных, электронный документооборот.
Такие огромные потенциальные возможности, которые несет в себе компьютерная сеть и тот новый потенциальный подъем, который при этом испытывает информационный комплекс, а так же значительное ускорение учебных и других информационных процессов не дают право игнорировать и не применять их в учебном процессе на практике.
Актуальными задачами учебных заведений на сегодняшний день являются:
- создание единой информационной среды образовательного учреждения;
- разработка принципов и методик использования современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в образовательный процесс с целью повышения качества образования.
- анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, аудиовизуальные программы, электронную почту; организация информационных потоков;
- формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров.
- подготовка пользователей единой информационной системы.
Телепроекты, телеконференции, дистанционное обучение – виды компьютерных телекоммуникаций, получившие распространение в последние годы.
Телекоммуникации – передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения, компьютера и т.п.)
Компьютерные телекоммуникации внедряются в образование, например, для координации научных исследований, оперативного обмена информацией между участниками проектов, обучения на расстоянии, проведения консультаций.
Электронная почта используется для следующих целей:
— пересылка сообщений одному или нескольким пользователям;
— рассылка сообщений в несколько организаций;
— пересылка различных файлов;
— передача по сети новостей и объявлений;
Телеконференции – это обмен мнениями с помощью электронных писем по поводу тех или иных тем. Каждый пользователь персонально компьютера может подписаться на интересующие его телеконференции. Телеконференции проводятся в реальном времени или отсроченные по времени.
Служба компьютерной сети – серверы новостей – рассылает новости по тем или иным темам в виде электронных писем
Файловые серверы – хранилища файлов (программ, документов, книг и т.д.)
Службы поиска позволяют найти необходимую информацию по любой интересующей теме.
Организовать совместную работу над документами участников некоторой группы можно с помощью он-лайн сервисов, которые получили название «он-лайн офисы». Их использование дает возможность людям со всего мира в удобное для них время работать над общими документами (проектами), хранить их на удаленном компьютере в сети, и иметь доступ к своим материалам, где бы эти лица не находились.
В Интернет на украинских и зарубежных сайтах можно найти много материалов, которые могут быть полезными для углубления и расширения знаний по разным предметам и выполнения разнообразных учебных заданий.
В помощь при изучении отдельных предметов разработаны сайты, содержащие подборки информационных материалов по предмету.
В Интернет представлено большое количество веб-энциклопедий и энциклопедических словарей, как по отдельным предметным отраслям, так и универсальных, охватывающих различные отрасли знаний.
Дистанционное обучение – это форма организации обучения с использованием компьютерных сетей. Это обучение обеспечивает интерактивное взаимодействие преподавателей и учеников на разных этапах обучения и самостоятельную работу учащихся с материалами, размещенными в сети.
Такая форма обучения обеспечивает возможность выбора места, времени и темпа обучения, получение им учебных материалов и консультаций от преподавателя, осуществление контроля над уровнем усвоения знаний.
Компьютерная сеть может предоставить неограниченные возможности, чтобы решить проблемы дистанционного обучения не только отдаленных регионов, городских, сельских учебных заведений, но и для больных детей, детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать учебные заведения.
§ 5. Использование компьютерных сетей в образовании
5.1. Телекоммуникации как средство образовательных информационных технологий
Компьютерные телекоммуникации все настойчивее проникают в различные сферы жизни современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование.
Несмотря на то что Россия занимает сейчас 37-е место в мире по уровню телефонизации (являющейся одним из важнейших факторов, обусловливающих развитие компьютерных телекоммуникаций в стране), за последние 2-3 года российские пользователи персональных ЭВМ получили доступ ко множеству зарубежных телекоммуникационных сетей.
На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно проявляется и становится заметным процесс внедрения компьютерных телекоммуникаций в сферу народного образования, и, прежде всего, в жизнь современной школы. Десятки тысяч школ за рубежом и сотни школ в нашей стране за последние 5-7 лет начали использовать возможности современных телекоммуникаций непосредственно в учебной работе.
Особенно стремятся участвовать в этом процессе школы из «глубинки», где уже есть современная телефонная сеть. но по-прежнему нет доступа к современной оперативной информации по различным отраслям знаний.
Некоторые учителя используют телекоммуникации преимущественно для внеклассной работы с учащимися по отдельным экспериментальным проектам. Однако уже сейчас многие школы за рубежом используют компьютерные телекоммуникации непосредственно на уроках в условиях реального учебного процесса, постепенно подготавливая учащихся к жизни в информационном обществе. Компьютерные телекоммуникации начинают постепенно осознаваться многими педагогами как один из инструментов познания окружающего мира. Инструмент этот настолько мощный, что вместе с ним в школу приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления.
Компьютерные телекоммуникации — интенсивно развивающийся вид информационных технологий, использующий глобальные компьютерные сети, — обещают совершить переворот в методах и формах обучения. Простейший вид телекоммуникаций — электронная почта — уже сейчас, с минимальными затратами, с успехом может быть использован в учебном процессе каждой школы. Учебное значение электронной почты состоит в том, что она
• стимулирует и облегчает обмен опытом преподавателей различных предметов;
• повышает интерес учащихся к учебному курсу, в котором используется;
• расширяет коммуникативную практику учащихся, помогает в совершенствовании письменной речи;
• делает возможным использование новых методических приемов, основанных на сопоставлении собственных данных учащихся и тех, которые получены по электронной почте.
Использование электронной почты в обучении обычно протекает в форме телекоммуникационных проектов. Учебный телекоммуникационный проект посвящается определенной теме, включает разнообразные виды деятельности учащихся по подготовке и передаче, а также получению и анализу учебной информации с помощью средств компьютерных телекоммуникации, и охватывает по времени от нескольких дней до нескольких месяцев.
Простые телекоммуникационные проекты могут выполняться двумя классами учащихся под непосредственным руководством учителей и проходят в форме неструктурированной коллективной переписки. Сложные длительные проекты, в которых участвуют десятки и сотни классов, требуют участия в проектах координаторов и методистов, руководящих ходом телекоммуникаций, добивающихся согласованности содержания и сроков отправки корреспонденции. Большие проекты проводятся в специализированных учебных компьютерных сетях (США, Канады, Великобритании и т.д.).
В России учебные компьютерные сети еще не развиты, и в настоящий момент российское образование делает первые шаги к учебному использованию компьютерной электронной почты как средству управления учебной мотивацией. Публикация с помощью электронной почты оказывается оперативной целью овладения компьютером, проведения наблюдений и измерений, коллективной деятельности учащихся.
Во многих школах России имеется опыт следующего использования электронной почты:
• для обмена опытом педагогов, проводящих различные учебные курсы;
• для обмена между учащимися коллективными сообщениями следующих типов:
— письма общего характера (письмо-представление, рассказ о своем городе, о школьных друзьях и о спортивных достижениях, рассказ о домашних животных, поздравления с праздниками и др.):
— писем-отчетов о проведенных исследованиях и выполненных проектах;
— датаграфических и фенологических наблюдений за погодой;
•для проведения компьютерных телекоммуникационных викторин;
• для «распределенного» выполнения исследований ( лабораторные исследования и измерения выполняет один из классов, а остальные классы обобщают присланные им данные измерений и результаты наблюдений).
В образовательной практике могут найти применение все основные виды компьютерных телекоммуникаций:
• списки рассылки (list-серверы);
• электронные доски объявлений (BBS);
• Gopher—и WWW-серверы.
Там же находят применения различные информационные технологии общения, в частности:
• общение многих со многими;
• общение, не ограниченное географическими расстояниями;
• общение, не ограниченное временными рамками;
• общение на основе текста, а не речи.
Установлено, что общение, опосредованное компьютером, влияет на основные характеристики общения людей с помощью компьютерных сетей.
Комплексное использование информационных и коммуникативных возможностей Internetобладает очень большими потенциальными возможностями в образовании. Возможности этой системы для поддержки свободного обмена информацией поразительны и практически безграничны. Рассмотрим основные идеи использования телекоммуникационных средств в образовательном контексте, основанные на классификации большого количества файлов, полученных в результате работы вInternet.Данный материал может помочь спланировать эффективное использование телекоммуникаций в обучении, полностью интегрированное с изучаемым учебным курсом.