Обзор компактной акустической системы с Bluetooth-подключением Edifier D12
Компания Edifier далеко не первый год выпускает различную акустику и не раз радовала нас удачными моделями — в общем, свое дело знает. Недавно мы протестировали очень интересную бюджетную акустику Edifier MR4, а до этого посмотрели на Airpulse A100 — продукт принадлежащего той же компании бренда, под которым выходят «продвинутые» устройства из ценового сегмента повыше. И остались приятно удивлены увиденным. При этом производитель активно пробует себя в разных сферах — вот даже и «геймерскую» акустику Edifier G5000 Hecate мы как-то тестировали. Получилось, кстати, интересно — со всяческими «агрессивными дизайнами», подсветками и прочими украшательствами, но при этом с неплохим звуком.
Тем временем, всё более популярной становится компактная домашняя акустика. Пользователь хочет потратить не слишком много денег, сэкономить пространство, но при этом получить хороший звук, который будет его радовать. Уж сколько таких колонок мы видели, а сколько еще увидим. Edifier сделали свой вариант, при этом подошли к вопросу довольно-таки основательно: корпус из MDF, четыре неплохих динамика, качественная сборка. Получилось далеко не идеально, но хорошо: приятный внешний вид, неплохой звук, удобное управление и пара самых востребованных вариантов подключения — всё на месте.
Конечно, сам по себе формат имеет ряд ограничений — например, не стоит ожидать от таких колонок выраженного стереоэффекта или способности полностью озвучить комнату, как это делает полновесная стереоакустика. Но в рамках своих размеров и форм-фактора Edifier D12 оставляет очень приятное впечатление. При этом стоимость у колонки далеко не запредельная, что в данном случае тоже немаловажно.
Технические характеристики
Упаковка и комплектация
Поставляется колонка в приятного вида коробке, на которую нанесены изображения устройства, краткая информация о нем и так далее. Внутри все элементы комплекта упакованы в отдельные пластиковые пакеты и надежно удерживаются с помощью ложемента из пенопласта.
В комплект поставки входят сама колонка, аудиокабели RCA—миниджек и RCA—RCA для подключения к источнику звука, пульт дистанционного управления и документация.
Кабели сделаны просто хорошо — без «изысков» в виде оплетки и повышенной гибкости, но со своей функцией справляются. Длина каждого — 1,7 метра, хватит для подключения даже к стоящим поодаль устройствам.
Дизайн
Оформление у колонки сдержанное, без лишних декоративных элементов. При этом выглядит она очень стильно и будет прекрасно смотреться в интерьере, не привлекая к себе лишнего внимания. На выбор предлагается три варианта цветовых решений: черный, белый и «под дерево». Нам для тестирования достался строгий и лаконичный первый.
Съемная панель обтянута приятной на ощупь тканью, сквозь которую хорошо виден индикатор подключения в правой верхней части.
По центру размещен декоративный элемент в виде металлической полосы, добавляющий оформлению нотку оригинальности — без него было бы как-то совсем скучно.
В нижней части передней панели размещен логотип производителя. В ярком студийном свете, да при большом увеличении видны маленькие огрехи в его исполнении, в жизни все смотрится очень даже неплохо.
Ну а эффектнее всего Edifier D12 выглядит, конечно же, без решетки — с открытыми динамиками, хорошо заметными крепежными элементами и отверстиями фазоинверторов. Все это добавляет оформлению брутальности и делает колонку намного более заметной в интерьере.
На передней панели много всего интересного — скажем пару слов про каждый элемент. Но для начала отметим покрытие с фактурой «под кожу», которое и смотрится замечательно, и на ощупь приятно, и к загрязнениям устойчиво.
Отверстия двух фазоинверторов расположены по бокам в нижней части панели, их внешний диаметр — 35 мм.
В верхних углах расположились твитеры с шелковой диафрагмой диаметром 0,75 дюйма. По центру — два мидбасовых динамика диаметром 4 дюйма.
За окошком справа от мидбасовых динамиков размещены ИК-датчик пульта дистанционного управления и уже упомянутый выше индикатор подключения. При активации Bluetooth он горит синим, если устройство находится в режиме сопряжения — мигает. Если выбрано проводное подключение — горит зеленым.
Боковые панели покрыты пленкой с черной текстурой «под дерево». К загрязнению поверхность устойчива, очищается легко.
На задней стенке корпуса размещена панель для подключения. Вновь отметим отлично выглядящее покрытие «под кожу», которое мы также увидим и на верхней части корпуса.
Сверху находятся три регулятора. Один отвечает за громкость, два других управляют акцентами на басе и ВЧ-диапазоне.
На дно наклеены небольшие силиконовые ножки, обеспечивающие устойчивость устройства и слегка компенсирующие нежелательные его вибрации.
Конструкция
Посмотрим, что у Edifier D12 внутри. Для этого снимем блок на задней стенке, закрепленный несколькими саморезами. Корпус изнутри собран более-менее аккуратно, MDF не вызывает сомнений в его прочности.
Демпфирующий материал приклеен к задней поверхности мидбасового динамика. Прямо скажем, его немного. Но он есть — уже хорошо. Под ним на динамике обнаружилась маркировка, правда не слишком-то информативная. Рядом размещены твитер и труба фазоинвертора.
Платы закреплены на обратной стороне задней панели. Их две, для начала взглянем на верхнюю. Качество сборки хорошее, следов неотмытого флюса нет — все довольно аккуратно.
Усиление организовано на двух расположенных одна над другой микросхемах 5805 производства Texas Instruments.
Почти по центру мы видим стабилизатор EH16A, правее него — еще один чип, прикрытый наклейкой, которую мы тут же отклеили.
Под ней обнаружился универсальный аудиочип Actions ATS2833, отвечающий за поддержку Bluetooth, а также, по всей видимости, работу встроенного DSP и пульта управления. Если верить описанию, у него есть даже АЦП/ЦАП и поддержка подключения посредством S/PDIF. И вот тут становится немного обидно, что у колонки нет оптического входа, было бы очень неплохо. Антенна Bluetooth реализована как дорожка на печатной плате.
На обратной стороне платы обнаружились две площадки, щедро покрытые припоем. Вероятно, они играют роль радиаторов для размещенных над ними усилителей. Решение, которое мы уже встречали, правда в совсем бюджетных продуктах. Но нагрева и нестабильной работы за все время тестирования мы не отметили, даже когда использовали колонку на громкости сильно выше средней — так что тут особо вопросов нет. А вот следы флюса немного смущают — неаккуратно как-то.
Ну и под конец посмотрим на еще одну плату — блок питания. Собран хорошо, вероятнее всего, приобретается производителем в сборе.
Подключение и настройка
Порты фазоинверторов Edifier D12 выведены на переднюю панель, потому ее спокойно размещать вплотную к стенам, ограничением тут могут послужить лишь размещенные сзади коннекторы кабелей для подключения. С проводным подключением все просто: кабель в колонку, кабель в источник — готово. Предусмотрены линейный вход на двух коннекторах RCA плюс дополнительный Aux на миниджеке 3,5 мм. Учитывая возможность использования акустики совместно с телевизором и даже наличие специального «кинорежима» звучания, очень не хватает хотя бы одного варианта цифрового подключения: какого-нибудь оптического S/PDIF, а лучше — сразу HDMI. Но не будем слишком многого требовать от далеко не самой дорогой колонки.
После активации Bluetooth-подключения Edifier D12 сначала пытается подключиться к уже «знакомым» устройствам, если не получается — задействует режим сопряжения. Остается найти ее в соответствующем меню используемого гаджета. Мультипойнт не поддерживается, полный список доступных кодеков и их режимов мы традиционно получили с помощью утилиты Bluetooth Tweaker.
Кодек всего один — базовый SBC. В целом, его возможностей для компактной акустики достаточно, но все же было бы здорово увидеть хотя бы какой-нибудь AAC. Отдельно хочется отметить наличие линейного выхода, к которому можно подключить сабвуфер, например. Система получится уже не такая компактная, зато НЧ-регистр зазвучит куда эффектнее.
Управление и эксплуатация
Управлять колонкой можно с помощью трех «крутилок» на верхней панели, помимо основной выполняющих еще и декоративную функцию — форма у них довольно оригинальная, хотя общей строгости дизайна они при этом не нарушают.
Регулятор громкости — валкодер с дискретным ходом и без ограничения угла вращения, отвечающие за работу темброблока — потенциометры с фиксацией в среднем положении. На регулятор громкости можно еще и нажать для выбора активного входа. Пользоваться всеми — одно удовольствие, вращаются они с хорошо подобранным усилием, тактильную отдачу дают приятную.
Ради большей наглядности позаимствуем иллюстрацию из инструкции, где показаны и входы, о которых мы говорили выше, и органы управления.
Пульт дистанционного управления компактный, но удобный. Управление громкостью и воспроизведением выведено в отдельное «колесо», которое без проблем находится на ощупь. Кнопки нажимаются легко, клик отчетливый. Питается ПДУ от элемента CR2032.
Пульт позволяет делать все необходимое: от включения до выбора активного входа. А выбор из двух режимов звучания так и вовсе возможен только с его помощью. Вновь воспользуемся иллюстрацией из инструкции.
Звук и измерения АЧХ
Звучит Edifier D12 гораздо более приятно, чем можно ожидать от столь компактной колонки. Работает она в стереорежиме, но динамики расположены слишком близко для того, чтобы получить выраженный эффект. Но все же в некотором объеме он присутствует. Бас немного гулкий, но это было ожидаемо. Зато он есть, что в данном случае — само по себе достижение. При этом середина подается более-менее «ровно» и сбалансировано, верхние частоты хорошо читаются, хоть и звучат иногда чуть резковато. В общем, «аудиофильский экстаз» колонка явно вызывать не в состоянии, но вполне способна обеспечить приятный музыкальный фон.
Осталось посмотреть на график АЧХ. Получен он был традиционным для наших тестирований способом: при размещении измерительного микрофона примерно в 60 см от динамиков.
Воспроизведение стартует где-то с 70 Гц, что для компактной акустики очень здорово. А если хочется большего — можно подключить активный сабвуфер к линейному выходу. «Гудение» НЧ-диапазона на частотах фазоинвертора хорошо видно на графике кумулятивного затухания спектра (он же «водопад» или waterfall).
Активация «кинорежима» дает нам ощутимые акценты на краях спектра: звук получается более басовитым и эффектным, но иногда в нем «тонут» диалоги — появляется желание вернуться к «музыкальной» настройке.
Смена подключения с проводного на беспроводное не оказывает на АЧХ никакого влияния — графики практически полностью совпали.
Посмотрим на графики в крайних положениях регулятора высоких частот. Эффективен он на частотах выше примерно 4 кГц.
Регулятор баса позволяет сделать на нем основательный акцент, либо наоборот — чуть увести его назад. В общем, темброблок работает эффективно и совершенно предсказуемым образом.
А вот с горизонтальной дисперсией звука все не очень хорошо — поворот колонки уже на 15° относительно слушателя приводит к значительным «просадкам» в верхней середине. Критиковать за такое компактную портативную акустику смысла нет, но иметь эту особенность в виду стоит.
Сильно опускать колонку ниже головы слушателя тоже не стоит — пострадает ВЧ-регистр. В общем, ее место где-нибудь на полке, в крайнем случае — на высоком столе.
Итоги
Акустика Edifier D12 получилась отличным представителем своего сегмента: она достаточно компактна, чтобы легко разместиться на полке, на столе и даже на журнальном столике, но при этом все же не слишком маленькая и способна выдать приятный звук, который отлично подойдет для фонового прослушивания музыки, не говоря уже про прочий контент. При этом смотрится она очень стильно, а стоит далеко не запредельно. В общем, если экономия пространства — это важно, а звука все же хочется, есть смысл присмотреться к героине сегодняшнего обзора повнимательнее.