- Выполнение команд через shell-скрипты в Linux
- Требования
- Начало работы
- Создание и запуск базового shell-скрипта
- Использование переменных в скриптах
- Чтение ввода из командной строки
- Определение функций
- Заключение
- Как запустить программу на Linux
- Виды программ в Linux
- Запуск программ в терминале
- Запуск программ от имени другого пользователя
- Как запустить программу в фоне
- Как запустить скрипт в Linux
- Запуск программ Linux в графическом интерфейсе
- Выводы
Выполнение команд через shell-скрипты в Linux
Оболочка — это интерпретатор командной строки, который позволяет пользователю взаимодействовать с системой. Он отвечает за получение входных данных от пользователя и вывод данных.
Сценарии оболочки — это серия команд, записанных в порядке выполнения. Сценарии могут содержать функции, циклы, команды и переменные. Они упрощают сложные серии команд и повторяющиеся задачи.
В этом мануале мы разберем, как создавать и выполнять сценарии оболочки для командной строки в Linux.
Требования
- Умение пользоваться терминалом.
- Знание текстового редактора.
- Знание команд: chmod, mkdir и cd.
Читайте также:
Начало работы
Скрипты оболочки нужно сохранять с расширением .sh.
Файл должен начинаться с шебанга (#!), чтобы система Linux понимала, какой интерпретатор использовать для сценария оболочки.
В этом мануале предполагается, что вы используете среду bash.
В скриптах также могут содержаться комментарии, они нужны для упрощения их читаемости. Удобный сценарий всегда содержит комментарии, которые помогают понять принцип работы скрипта и причины выбора тех или иных команд.
Создание и запуск базового shell-скрипта
Скрипт оболочки можно создать с помощью редактора vi, команды cat или текстового редактора.
Мы будем создавать с помощью vi:
Команда запустит редактор vi и создаст файл basic_script.sh.
Затем нажмите i на клавиатуре для запуска INSERT MODE. Добавьте следующие строки:
Скрипт запускает команды whoami и date. Команда whoami отображает активное имя пользователя, а date — текущую системную метку времени.
Чтобы сохранить и выйти из редактора vi:
Теперь можно запустить сценарий с помощью команды:
root Fri Jun 19 16:59:48 UTC 2020
Первая строка вывода соответствует команде whoami, а вторая команде date.
Можно запустить скрипт без указания bash:
Запуск файла таким образом может потребовать разрешение пользователя. Запуск с помощью bash не требует этого разрешения.
~bash: ./basic_script.sh: Permission denied
Команда bash filename требует только прав на чтение.
Команда ./filename запускает файл как исполняемый и требует разрешения execute.
Для выполнения сценария нужно обновить привилегии.
Эта команда применит chmod и дает права x (исполнение) текущему пользователю.
Использование переменных в скриптах
Скрипты могут включать пользовательские переменные. По мере увеличения размера сценариев важно иметь четко определенные переменные с информативными именами.
Добавьте в скрипт следующие строки:
#!/bin/bash # This is a comment # defining a variable GREETINGS="Hello! How are you" echo $GREETINGS
GREETINGS — это переменная, определенная с помощью символа $ (знак доллара). В строке, в которой переменным присваивается значение, не должно быть пробелов.
На экран выведется присвоенное переменной значение:
Как видите, переменная GREETINGS успешно определена в сценарии и доступна при запуске скрипта.
Чтение ввода из командной строки
Shell-скрипты можно сделать интерактивными с возможностью принимать ввод из командной строки. Сохранить ввод командной строки в переменной можно с помощью команды read.
Добавьте в скрипт следующие строки:
#!/bin/bash # This is a comment # defining a variable echo "What is your name?" # reading input read NAME # defining a variable GREETINGS="Hello! How are you" echo $NAME $GREETINGS
Переменная NAME принимает ввод из командной строки. Этот скрипт ожидает, пока пользователь введет значение NAME. Затем он выводит NAME и GREETINGS.
What is your name? 8host 8host Hello! How are you
В примере пользователь ввел значение 8host.
Определение функций
Пользователи могут определять свои функции в сценариях. Эти функции могут принимать несколько аргументов.
Добавьте в скрипт следующие строки:
#!/bin/bash #This is a comment # defining a variable echo "What is the name of the directory you want to create?" # reading input read NAME echo "Creating $NAME . " mkcd () mkdir "$NAME" cd "$NAME" > mkcd echo "You are now in $NAME"
Этот скрипт запрашивает имя каталога. Затем он c помощью mkdir создает требуемый каталог и переходит в него.
What is the name of the directory you want to create? test_dir Creating test_dir . You are now in test_dir
В данном примере мы ввели test_dir. Далее скрипт создаст новый каталог с этим названием. Наконец, скрипт перейдет из текущего рабочего каталога пользователя в test_dir.
Заключение
В этом мануале мы разобрали, как создавать и запускать скрипты оболочки для командной строки в Linux.
Подумайте о повторяющихся или отнимающих много времени задачах, которые вы часто выполняете – возможно, такие команды полезнее заменить скриптами.
Как запустить программу на Linux
По сути операционная система состоит из ядра и огромного набора программ, которые предназначены для выполнения различных задач, обслуживания системы и удовлетворения потребностей пользователя. Почти все взаимодействие пользователя и операционной системы выполняется с помощью программ. Поэтому новичкам важно понять как запустить программу на Linux, что происходит во время запуска и какие есть способы запуска.
Дальше мы рассмотрим виды программ, их запуск программ на Linux различными способами и другие полезные для новичков вещи, опытным пользователям это все и так уже известно.
Виды программ в Linux
Перед тем, как мы перейдем к запуску программ, нужно сначала понять что представляет из себя программа. В Linux программы отличаются от других файлов только тем, что для них установлен флаг исполняемости. Я уже подробно писал об этом в статье что такое исполняемость поэтому не буду повторяться.
Все программы можно поделить на несколько типов:
- Бинарные программы — содержат инструкции процессору уже готовые к выполнению, большинство программ находятся в таком формате, они быстрые и выполняются сразу же системой;
- Программы на байт-коде — это уже не процессорные инструкции, а инструкции определенной виртуальной машины, которая может их выполнять, без виртуальной машины такие команды не могут быть выполнены. Такие программы потребляют больше ресурсов, но тоже достаточно быстрые, их преимущество в том, что они могут выполняться без изменения везде где может работать виртуальная машина. К таким программам можно отнести программы на Java.
- Скриптовые программы — эти программы состоят из набора команд в виде обычного текста, которые выполняет специальный интерпретатор. Такие программы более медленные, но зато они проще в разработке и их код можно легко и быстро изменить.
А теперь перейдем к запуску программ.
Запуск программ в терминале
Изначально в операционных системах Unix и Linux не было графического интерфейса, поэтому программы запускались командами из терминала. Сейчас это тоже возможно и достаточно активно используется опытными пользователями. Синтаксис запуска программы выглядит таким образом:
/путь/к/файлу/программы параметры
Параметры указываются только, когда они нужны, но всегда оболочка должна знать полный путь к программе. Все что после имени программы и пробела — это параметры. Вы, наверное, уже заметили, что обычно мы не указываем полный путь при выполнении программ. Это было бы очень долго и неудобно.
Разработчики придумали обходной путь. Была создана переменная PATH, в которой хранятся все пути к папкам где обычно находятся программы — /bin, /sbin, /usr/bin, /usr/sbin и так далее. Вы можете посмотреть ее содержимое командой:
Когда вы набираете имя программы система ищет исполняемый файл с таким именем по всем папкам из PATH и если находит — то выполняет. Если же такого файла нет, то выдается сообщение — command not found. Таким образом, чтобы запустить одну из системных программ достаточно набрать имя ее исполняемого файла, например:
И можно передать параметры после пробела:
Когда программа находится не в этих каталогах, нужно указать к ней полный путь:
Если же вы хотите запустить программу через терминал ubuntu, которая находится в текущей папке, то ситуация будет немного другой. Система выполняет только поиск по папкам из переменной PATH, в текущей директории она не ищет. Поэтому, если вы наберете имя исполняемого файла, то получите ошибку. Нужно указывать полный путь, как вы помните путь к текущей папке будет ./:
Иногда возникает необходимость передать программе, какие-либо особые переменные окружения. Например, переменная EDITOR указывает какой текстовый редактор нужно использовать по умолчанию. Вы можете указать имя переменной и ее значение перед именем команды используя синтаксис:
имя_переменной = значение команда
По умолчанию эта команда открывает настройки утилиты sudo в редакторе Vim, но с этой переменной окружения настройки откроются в редакторе nano.
Запуск программ от имени другого пользователя
Вы уже знаете как запустить программу в терминале linux, а что насчет других пользователей? В Windows достаточно часто используется запуск программ от имени администратора чтобы программа могла получить больше прав доступа в системе. В Linux для этого используется утилита sudo. Ее имя можно расшифровать как switchuserdo — изменить пользователя и выполнить. По умолчанию утилита выполняет команду от имени суперпользователя root:
Но с помощью опции -u можно выполнить программу от имени любого пользователя, зарегистрированного в системе:
sudo -u имя_пользователя команда
sudo -u postgres whoami
Команда whoami (кто я) выводит имя текущего пользователя.
Как запустить программу в фоне
Иногда возникает необходимость запустить долго выполняющуюся программу в терминале так, чтобы она не мешала дальше работать. Для этого можно использовать запуск программы в фоновом режиме linux:
dd if=/dev/zero of=~/file count=100000 &
Система выведет PID, уникальный идентификатор программы, который вы потом можете использовать чтобы закрыть ее командой kill:
Как запустить скрипт в Linux
Мы уже говорили, что программы делятся на бинарные и интерпретируемые. Раньше мы говорили только про бинарные программы. Для запуска интерпретируемых нужен непосредственно интерпретатор, к таким программам относятся написанные на таких языках, как Java, Python, Perl, Ruby, PHP, NodeJS и многих других. Синтаксис запуска такой программы отличается:
интерпретатор /путь/к/файлу/программы параметры
Разные интерпретаторы ведут себя по разному, поэтому лучше сразу указывать полный путь к программе. Python обычно подхватывает скрипты из текущей папки без указания полного пути:
А Java программы нужно запускать так:
Для файлов интерпретируемых программ флаг исполняемости необязательный, поскольку они передаются в виде параметра основной программе. Только Bash скрипты составляют исключение. Вы можете запустить скрипт интерпретатором:
Или же просто набрать путь к скрипту:
Оболочка сама определяет свои скрипты по флагу исполняемости и выполняет их. Если флаг исполняемости не установлен, то его стоит добавить:
Поэтому то и для большинства интерпретируемых программ созданы простые sh скрипты которыми их можно быстро запустить.
Запуск программ Linux в графическом интерфейсе
Намного удобнее запускать программы через графический интерфейс. Если консольные программы так запускать невозможно, то для всех графических утилит существуют ярлыки, которые вы можете найти в главном меню системы:
Кроме того, вы можете запустить программу из файлового менеджера, двойным кликом мышью, но тогда для нее обязательно должен быть установлен флаг исполняемости.
Точно так же работает запуск скриптов в графическом интерфейсе. Вы можете найти все ярлыки из меню в каталоге /usr/share/applications/. Любую программу можно запустить двойным щелчком отсюда. Но давайте посмотрим что находится внутри ярлыка, для этого откройте его в текстовом редакторе:
Кроме всего прочего, в строке Exec указана команда, которая выполняет запуск программы linux, когда вы делаете двойной клик на ярлыке. Вы можете взять один из существующих ярлыков и сделать на его основе свой. Здесь указано просто имя программы. Но важно заметить, что лучше указывать полный путь в таких местах, как ярлыки, скрипты, cron и так далее это уменьшит количество ошибок, поскольку вы не можете знать проверяет ли система в этом случае PATH или ищет программу только в текущем каталоге. Теперь вы знаете все о том как запустить программу на linux.
Выводы
В этой статье мы рассмотрели как запустить программу через терминал ubuntu или в других дистрибутивах Linux. Несмотря на то, что это кажется очень простой темой, тут есть свои интересные моменты, которые могут быть полезны. Но вы о них уже знаете. Если у вас остались вопросы, спрашивайте в комментариях!
Обнаружили ошибку в тексте? Сообщите мне об этом. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.