5.5. Коммуникационные характеристики среды Интернет.
Появление сети Internet и ее дальнейшее развитие внесли принципиальные изменения во взгляд на средства коммуникации. Internet объединила в себе интерактивный характер коммуникации, гипермедийную природу и возможность персонализации взаимодействия.
5.5.1. Модели коммуникации.
Упрощенная модель коммуникации для традиционных средств массовой информации может быть отображена следующим оьразом: Организация – СМИ — Потребитель информации
В основе коммуникационной модели традиционных СМИ лежит процесс «Один – ко — многим», где организация передает информацию СМИ, а те группе потребителей информации (аудитории). В зависимости от средства коммуникации информация может быть представлена в статическом (текст, графика) или динамическом (аудио, видео, анимация) виде. При этом, как правило, от-
сутствует интерактивное взаимодействие. Говоря, как правило, нельзя забывать об опыте проведения телепередач, в которых руководители города или региона отвечают на вопросы аудитории, или о работе радиостанций, чья основная деятельность связана с удовлетворением музыкальных заявок слушателей. Однако и в этом случае, несмотря на наличие «обратной связи» с аудиторией по настоящему интерактивным может считаться диалоговый режим, предпола-
гающий возможность многократной реакции человека на информацию, сообщаемую ему СМИ в короткий промежуток времени.
5.5.2. Отличия Internet.
1. При коммуникации в Internet взаимодействие происходит через информационную среду, которая вносит значительный вклад в происходящее взаимодействие.
Модель с использованием коммуникационной среды в качестве посредника: Отправитель информации – Информационная Среда – Получатель информации
Данная модель подчеркивает, что первоначальное общение происходит не между отправителем и получателем информации, а между пользователем и
коммуникационной средой (коммуникационным пространством), причем оба
участника диалога являются как отправителями, так и получателями информа-
2. Internet поддерживает многонаправленную коммуникационную модель «многие – ко – многим», в которой каждый абонент сети имеет возможность обращаться к другим отдельным абонентам или группам либо от своего имени, либо от имени группы.
Потребитель Средство информации Организация
В данной модели средством коммуникации является распределенная компьютерная сеть, а информация, наряду с обычным представлением, может быть представлена в гипермедийном виде. Интерактивное взаимодействие возможно как с другими пользователями Internet (межличностные взаимодействия), так и с самой средой непосредственно (взаимодействие со средой), причем последний вид взаимодействия превалирует.
5.6. Сравнительный анализ традиционных сми и Internet, а также различных сервисов Internet.
Проводя сравнительный анализ необходимо прежде всего выделить критерии, по которым будут сравниваться рассматриваемые явления. Определим эти критерии как некоторые коммуникационные характеристики. Коммуникационные характеристики традиционных СМИ и Internet, используемые для сравнительного анализа:
• Возможность интерактивного взаимодействия;
• Возможность контроля над получением информации со стороны потребителей;
• Гибкость СМИ (способность охватить требуемый объем аудитории (местный, региональный, национальный, международный)).
• Масштабируемость (возможность без существенного увеличения вкладываемых средств значительно увеличить аудиторию);
1.2. Модели коммуникации Интернета и их отличия от традиционных сми
Для наглядного анализастепени влияния средств массовой информации на свою аудиторию, их деятельность обычно представляют в виде некоторой модели, в рамках которой фирма воздействует на свою более или менее широкую аудиторию посредством приемов маркетинга, преследуя цели сбыта своей продукции или услуг, стимулирования спроса, расширения доли рынка и т. д.
Фактически все основные процессы взаимодействия современных СМИ с аудиторией описываются представленной моделью:
На рис. 1 представлена упрощенная модель коммуникации, характерная для традиционных средств массовой информации. Фактически все основные процессы взаимодействия современных СМИ со своей аудиторией укладываются в ее рамки.
Рис. 1. Модель, отражающая коммуникационные процессы традиционных СМИ
В основе коммуникационной модели традиционных СМИ лежит процесс «один ко многим», при котором фирма передает информацию группе потребителей, используя средство коммуникации. В зависимости от выбора этого средства информация может быть представлена в статическом (текст, графика) и/или динамическом (аудио, видеоизображение, анимация) виде. Главной особенностью, лежащей в основе взаимодействия традиционных средств массовой информации с потребителями, является отсутствие интерактивного взаимодействия.
В отличие от этой модели, в основе Интернета лежат два совершенно других принципа.
Во-первых, при коммуникации в Интернете взаимодействие происходит через специфическую среду, которая вносит значительный вклад в происходящее взаимодействие. Это хорошо иллюстрирует рис. 2.
Рис. 2. Модель коммуникации с использованием информационной среды в качестве посредника
Эта модель подчеркивает, что первоначальное общение происходит не между отправителем и получателем информации, а скорее между пользователем и некой средой, коммуникационным пространством, причем оба участника диалога являются как отправителями, так и получателями информации. В данной модели сделан шаг от простого обмена данными между «передатчиком» и «приемником» к созданию информационной среды, которая воспринимается и, возможно, модифицируется участниками диалога.
Во-вторых, Интернет представляет собой многонаправленную коммуникативную модель «многие ко многим», в которой каждый абонент сети имеет возможность обращаться к другим отдельным абонентам или группам либо от своего имени, либо от имени группы (рис. 3). С точки зрения бизнесмена, такая демократизация общения, освобождающая его от всяческого контроля со стороны, предполагает новые правила игры и дает возможность вступить в нее новым участникам.
Рис. 3. Модель, отражающая коммуникативные процессы, протекающие в Интернете
В представленной модели средством коммуникации является распределенная компьютерная сеть, а информация может быть представлена как обычным способом, так и в виде средств гипермедиа. В рамках данной модели интерактивное взаимодействие возможно как с другими пользователями Интернета (межличностное взаимодействие), так и с самой средой непосредственно (взаимодействие со средой), причем последний вид является превалирующим. Благодаря этому передатчик информации одновременно является и ее потребителем. Информация не просто передается от отправителя к потребителю, но и сама среда создается и видоизменяется под ее воздействием и уже в новом преобразованном виде воспринимается всеми ее участниками. Интернет при этом становится не просто местом моделирования реальной среды, а ее альтернативой и основой для построения новой виртуальной сферы ведения коммерции.
Представленная модель охватывает широкий диапазон возможных видов коммуникационного взаимодействия. Основные из них следующие:
- Пользователи, при помощи навигационного программного обеспечения, могут взаимодействовать со средой Интернета и исследовать информационное содержание WWW;
- Пользователи могут представлять информацию о себе, своих потребностях, участвовать в обсуждении различных вопросов, высказывать свое мнение и т. д.;
- Фирмы могут взаимодействовать со средой Интернета, что дает возможность осуществить контакт как между ними, так и с информацией, представленной в Сети;
- Фирмы могут представлять информацию о себе в среде Интернета при помощи собственного web-сайта или за счет размещения информации на других web-серверах;
- Пользователи и фирмы могут напрямую взаимодействовать друг с другом, например, посредством электронной почты, телеконференций, непосредственно в чатах или программах моментального обмена сообщениями.
- Мультимедиа— Интернет имеет возможность объединить визуальные, звуковые, печатные и видео-аспекты других СМИ, цена пересылки письма по электронной почте гораздо ниже пересылки с помощью обычной почты.
- Персонализация— Интернет обеспечивает необходимой информацией на любом уровне заинтересованности индивидуумов или групп людей; в данном случае доставка может быть обеспечена согласно предпочтению пользователей через персонализацию содержания, рассылку по электронной почте и кабельному телевидению.
- Интерактивность— Интернет предполагает диалог, а не монолог, который подразумевают традиционные СМИ. Взаимодействие, диалог и обратная связь между сотнями пользователей возможны через электронную почту, информационные табло, форумы, чаты и телеконференции.
- Отсутствие посредников— Интернет дает возможность прямого доступа правительства к населению и наоборот, населения к власти, без вмешательства и манипуляции со стороны СМИ.