Компьютерные сети безопасность гигиена эргономика ресурсосбережение

3 Средства информационных и коммуникационных технологий

3.3 Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение

Безопасность при работе с компьютерной техникой

В современной жизни компьютер широко применяется в жизни человека: и дома, и в офисе, и в магазине, и в производстве, и даже в бытовой технике — другими словами, компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь людей и их использование постоянно увеличивается.

Не секрет, что и в офисах компьютеры в основном используются как вспомогательные средства обработки информации, и такое введение компьютерных технологий принципиально изменило характер труда офисных работников и требования к организации и охране труда.

Правила безопасности до начала работы с оборудованием

1. Нельзя заходить в компьютерный класс с продуктами питания, громоздкими вещами, в головных уборах и верхней одежде.

2. Нельзя заходить в компьютерный класс в грязной одежде и обуви.

3. Не разрешается беседовать, отвлекать соседей, шуметь.

4. Запрещается вставать с места, ходить и бегать по классу.

5. Персональные гаджеты обучающихся (мобильные телефоны, планшеты) необходимо отключать и убирать в сумки.

6. Нельзя использовать несколько компьютеров в течение одного учебного занятия.

7. В начале работы каждому обучающемуся следует внимательно осмотреть свой компьютер и проверить, не повреждено ли оборудование. Если да, сразу сообщить преподавателю.

8. Нельзя включать или выключать оборудование компьютерного класса без позволения преподавателя.

9. Обучающимся не разрешается включать/выключать напряжение в сети в классе.

Правила безопасности во время работы

1. Необходимо бережно и аккуратно обращаться с оборудованием. Нельзя стучать по монитору, системному блоку, ударять мышкой о стол и т.д.

2. При выявлении неисправностей в оборудовании, самопроизвольного выключения техники, разного рода поломок незамедлительно сообщить преподавателю, предварительно прекратив работу со сломанной аппаратурой.

3. Не разрешается самостоятельно пытаться починить технику.

4. Разрешено использовать компьютер только для выполнения заданий, данных преподавателем.

5. Необходимо держать правильную осанку, соблюдать оптимальную дистанцию между глазами и экраном компьютера.

6. Нельзя устанавливать в настройках экрана яркость на максимум.

7. Если возникла чрезвычайная ситуация, необходимо сохранять спокойствие и выполнять указания преподавателя.

Санитарно-гигиенические нормы

При работе с компьютером на пользователя воздействует целый ряд вредных факторов. Если не учитывать эти факторы и не соблюдать мер предосторожности и профилактики, то работа за компьютером может нанести ущерб здоровью пользователя.

В числе таких неблагоприятных факторов:

– повышенный уровень электромагнитных излучений и статиче­ского электричества;

– пониженная ионизация воздуха;

– перегрев портативного компьютера;

– специфические физические нагрузки на отдельные мышцы рук, спины и шеи при общей гиподинамии (недостатке движения);

Читайте также:  Характеристика основных компонентов компьютерных сетей

Компьютер и его периферийные устройства представляют собой электрические приборы, при работе которых создаются хотя и достаточно слабые, но существенные при длительном пребывании вблизи них пользователя электромагнитные поля и излучения. Основными их источниками являются:

– блоки питания компьютера и периферийных устройств; блоки беспроводной связи (создание радиоизлучения);

– электрическая схема мониторов на базе ЭЛТ (электронно-лучевой трубки) и сама ЭЛТ;

Основной вред от электромагнитных полей и излучений приносили мониторы на базе ЭЛТ, в составе которых имелись узлы высокого напряжения. В настоящее время вредное воздействие на пользователей компьютера существенно снижено за счёт почти повсеместной замены мониторов на базе ЭЛТ жидкокристалличе­скими.

Конструкторы компьютеров и периферийных устройств пред­принимают специальные меры защиты пользователей от вред­ных излучений, а также стараются так размещать опасные узлы устройств, чтобы направлять вредные излучения не в сторону пользователя. Так, наибольшая мощность излучений обычно на­правлена от задней поверхности системного блока и монитора в сторону, противоположную месторасположению пользовате­ля. Поэтому в компьютерном классе необходимо так размещать компьютеры, чтобы пользователи не оказывались в области воз­действия вредных электромагнитных полей и излучений от другого компьютера.

У ноутбуков создаваемое ими электромагнитное излучение в основном направлено вниз, к поверхности стола. Поэтому крайне не рекомендуется при работе с ноутбуком размещать его на коленях, на бёдрах или на животе. В этом случае кроме электромагнитных излучений вредное воздействие на организм пользователя оказывает также нагрев нижней части корпуса ноутбука, где размещены вентиляционные щели для охлаждения видеокарты и процессора.

Из источников радиоизлучения вредное воздействие могут оказывать передатчики беспроводной связи Wi-Fi (в смартфонах, планшетах, ноутбуках, а также в беспроводных роутерах и точках доступа Wi-Fi) и Bluetooth, а также радиоизлучение при пользовании сотовой телефонной связью. В большинстве случаев это воздействие малоощутимо, но всё же следует ограничивать время разговоров по сотовому телефону (когда источник радиоизлучения располагается рядом с головой пользователя), а в некоторых случаях (при повышенной чувствительности к радиоизлучениям), возможно, придётся отказаться от использова­ния беспроводной сети Wi-Fi в пользу обычной локальной сети Ethernet.

Отдельные требования предъявляются к помещению, в кото­ром установлена компьютерная техника. В их числе требования к освещённости рабочих мест пользователей, к объёму помещения, приходящемуся на одного работающего в нём пользователя, к вентиляции и т.д. Например, особые требования к вентиляции могут быть предъявлены при работе с копировальным оборудованием.

Кроме общей освещённости рабочего места важно учитывать также расположение источников света, чтобы исключить блики от экрана монитора. В подобных случаях также может помочь специальное антибликовое покрытие монитора (чаще всего используется для старых мониторов на базе электронно-лучевой трубки). Другой же опасный фактор — мерцание изображения на экране, которое могло при­водить не только к перенапряжению глаз, но и к эпилепсии, — в современных средствах отображения информации уже практически не проявляется и потому утратил свою остроту.

Читайте также:  Что такое топология сети перечислите их

Требования к рабочему месту.

1. Помещения, в которых сотрудники работают за компьютерами, должны иметь окна с занавесями или жалюзи и защитное заземление.

2. Ежедневная влажная уборка.

3. Систематическое проветривание после каждого часа работы за компьютерами

4. Должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата

Таблица 1 – Оптимальные параметра микроклимата

Источник

Инфофиз

Тетрика - подготовка к ЕГЭ

Урок 08. Лекция 08. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.

Тема: Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.

Цель занятия: раскрыть понятия безопасность, гигиена, эргономика и ресурсосбережение.

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение

Безопасностьсостояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз.

Гигиенанаука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия.

Гигиена труданаука изучающая воздействие производственной среды и факторов производственного процесса на человека.

Эргономика (от греч. érgon — работа и nómos — закон), научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его деятельности в современном производстве. Это наука о том, как люди с их различными физическими данными и особенностями жизнедеятельности взаимодействуют с оборудованием и машинами, которыми они пользуются.

Цель эргономики состоит в том, чтобы обеспечить комфорт, эффективность и безопасность при пользовании компьютерами уже на этапе разработки клавиатур, компьютерных плат, рабочей мебели и др. для устранения физического дискомфорта и проблем со здоровьем на рабочем месте.

Эргономика возникла в 1920-х годах, в связи со значительным усложнением техники, которой должен управлять человек в своей деятельности. Термин «эргономика» был принят в Великобритании в 1949 году/ В СССР в 1920-е годы предлагалось название «эргология».

Современная эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности.

Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера. В процессе изучения информатики надо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего нас мира. В связи с тем, что всё больше людей проводят много времени перед компьютерными мониторами, ученые многих областей, включая анатомию, психологию и охрану окружающей среды, вовлекаются в изучение правильных, с точки зрения эргономики, условий работы.

Главной частью профилактических мероприятий в эргономике является правильная посадка.

Рабочее место.

Чтобы заниматься было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, Вы должны уметь правильно организовать свое рабочее место.

Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.

Правильная посадка за компьютером

Негативные последствия работы за монитором возникают из-за того, что:

  • а) наш глаз предназначен для восприятия отражённого света, а не излучаемого, как в случае с монитором (телевизором)
  • б) пользователю приходится вглядываться в линии и буквы на экране, что приводит к повышенному напряжению глазных
Читайте также:  Для чего протокол мультиплексора сетевого адаптера что это

Система гигиенических требований.

Длительная работа с компьютером может приводить к расстройствам состояния здоровья.

Кратковременная работа с компьютером, установленным с грубыми нарушениям гигиенических норм и правил, приводит к повышенному утомлению.

Вредное воздействие компьютерной системы на организм человека является комплексным:

  • параметры монитора оказывают влияние на органы зрения
  • оборудование рабочего места влияет на органы опорно-двигательной системы
  • характер расположения оборудования в компьютерном классе и режим его использования влияет как на общее психофизиологическое состояние организма, так и им органы зрения.

Правильная рабочая поза

  • Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, немного в перед.
  • Колени — на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц.
  • Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу — это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или полу.
  • Необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.
  • Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
  • Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы
  • Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.

Правильная рабочая поза при работе с компьютером

Ресурсосбережение — это основная результирующая часть НТП (научно-технического прогресса), представляю­щая собой эколого-социально-экономический эффект, полученный за счет рационализации потребления ресурсов.

В настоящее время вопросы ресурсосбережения приобретают особую актуальность. Ресурсосбережение рассматривается в узком смысле как мероприятия по изысканию резервов на основе снижения отходов и потерь. Сущность ресурсосберегающей деятельности заключается в комплексном использовании ресурсов, максимальном устра­нении всех видов потерь, возможно более полном вовлечении в хозяйственный оборот вторичных материальных и энергетических ресурсов. Центральными звеньями ресурсосбережения являются экономика, техника, технология и экология, поскольку ресурсосберегающий подход предполагает реализацию целого комплекса задач, охватывающих эти четыре области знаний:

  1. Экономическая задача: определение эффективных форм организации производства, постоянный учет наличия, движения и расходования ресурсов, управление затратами, внедрение прогрессивных стимулов экономии ресурсов, политики ценообразования и сбыта.
  2. Техническая задача: научно обоснованный выбор ресурсоэкономичных технических средств на стадиях производства и эксплуатации с оптимальными показателями долговечности, безотказности, ремонтопригодности и сохраняемости.
  3. Технологическая задача: разработка безотходных и малооперационных технологий, обеспечивающих при минимальном потреблении ресурсов формирование требуемых ка­чественных характеристик производимой продукции.
  4. Экологическая задача: установление гармоничного взаимодействия агропромышленного производства с окружающей средой на основе восстановления почвенного плодородия, энергоресурсов, водного баланса и минеральных ресурсов.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector