Компьютерные сети это в дистанционном обучении

Компьютерные сети и их использование в учебном процессе

На сегодняшний день в мире существует более 140 миллионов компьютеров. Более 85 % из них объединены в различные компьютерные сети от малых локальных сетей в офисах до глобальных сетей типа Internet.

Всемирная тенденция к объединению компьютеров в сети обусловлена рядом важных причин, таких как ускорение передачи информационных сообщений, возможность быстрого обмена информацией между пользователями, получение и передача сообщений не отходя от рабочего места, возможность мгновенного получения любой информации из любой точки земного шара, а так же оперативный обмен информацией между компьютерами внутри учреждения, совместное использование обобщенных баз данных, электронный документооборот.

Такие огромные потенциальные возможности, которые несет в себе компьютерная сеть и тот новый потенциальный подъем, который при этом испытывает информационный комплекс, а так же значительное ускорение учебных и других информационных процессов не дают право игнорировать и не применять их в учебном процессе на практике.

Актуальными задачами учебных заведений на сегодняшний день являются:

  • создание единой информационной среды образовательного учреждения;
  • разработка принципов и методик использования современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в образовательный процесс с целью повышения качества образования.
  • анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, аудиовизуальные программы, электронную почту; организация информационных потоков;
  • формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров.
  • подготовка пользователей единой информационной системы.

Телепроекты, телеконференции, дистанционное обучение – виды компьютерных телекоммуникаций, получившие распространение в последние годы.

Телекоммуникации – передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения, компьютера и т.п.)

Компьютерные телекоммуникации внедряются в образование, например, для координации научных исследований, оперативного обмена информацией между участниками проектов, обучения на расстоянии, проведения консультаций.

Электронная почта используется для следующих целей:

— пересылка сообщений одному или нескольким пользователям;

— рассылка сообщений в несколько организаций;

— пересылка различных файлов;

— передача по сети новостей и объявлений;

Телеконференции – это обмен мнениями с помощью электронных писем по поводу тех или иных тем. Каждый пользователь персонально компьютера может подписаться на интересующие его телеконференции. Телеконференции проводятся в реальном времени или отсроченные по времени.

Служба компьютерной сети – серверы новостей – рассылает новости по тем или иным темам в виде электронных писем

Файловые серверы – хранилища файлов (программ, документов, книг и т.д.)

Читайте также:  Разработка модулей программного обеспечения для компьютерных сетей

Службы поиска позволяют найти необходимую информацию по любой интересующей теме.

Организовать совместную работу над документами участников некоторой группы можно с помощью он-лайн сервисов, которые получили название «он-лайн офисы». Их использование дает возможность людям со всего мира в удобное для них время работать над общими документами (проектами), хранить их на удаленном компьютере в сети, и иметь доступ к своим материалам, где бы эти лица не находились.

В Интернет на украинских и зарубежных сайтах можно найти много материалов, которые могут быть полезными для углубления и расширения знаний по разным предметам и выполнения разнообразных учебных заданий.

В помощь при изучении отдельных предметов разработаны сайты, содержащие подборки информационных материалов по предмету.

В Интернет представлено большое количество веб-энциклопедий и энциклопедических словарей, как по отдельным предметным отраслям, так и универсальных, охватывающих различные отрасли знаний.

Дистанционное обучение – это форма организации обучения с использованием компьютерных сетей. Это обучение обеспечивает интерактивное взаимодействие преподавателей и учеников на разных этапах обучения и самостоятельную работу учащихся с материалами, размещенными в сети.

Такая форма обучения обеспечивает возможность выбора места, времени и темпа обучения, получение им учебных материалов и консультаций от преподавателя, осуществление контроля над уровнем усвоения знаний.

Компьютерная сеть может предоставить неограниченные возможности, чтобы решить проблемы дистанционного обучения не только отдаленных регионов, городских, сельских учебных заведений, но и для больных детей, детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать учебные заведения.

Источник

Применение компьютерных сетей в дистанционном обучении

Основные требования к компьютерным сетям (КС) со стороны системы высшего образования состоят в предоставлении:

дистанционого доступа к библиотечным каталогам и файлам электронных библиотек;

дистанционного доступа к пользовательским файлам;

удаленного доступа к базам данных и знаний;

дистанционное использования удаленных вычислительных ресурсов;

обмена учебными программами, курсами лекций, обучающими системами по избранным направлениям;

организации телесовещаний, телеконференций и телеконсультаций с целью кооперирования работ по научной тематике, координации работы коллегиальных рабочих групп, совместных публикаций авторов;

обмена информацией заданного объема в конфиденциальной форме.

Телекоммуникации являются важным направлением использования средств новых информационных технологий в образовании.

Компьютерные сети (КС) позволяют вести обучение на расстоянии. Они создают эффективную систему оперативных дистанционных консультаций по различным вопросам, обеспечивают свободный доступ к имеющимся и разрабатываемым базам данных и обмен текстовой и графической информацией абонентов внутри страны, а также за рубежом, решают проблемы обучающихся, связанные не только с познавательной, но и с их социальной деятельностью. КС позволяют успешно решать актуальные задачи образования, возникающие в связи с невозможностью непосредственного контакта обучающего и обучаемого в специфическом педагогическом процессе СДО. Это особенно является актуальным в системе переподготовки и повышения квалификации, обучении людей с физическими недостатками и инвалидов, не имеющих возможности получить образование в учебных заведениях традиционными способами.

Читайте также:  Имитационные модели компьютерных сетей

При сетевом обучении с помощью КС студент после оформления всех необходимых документов получает доступ к учебно-методическим материалам в электронном виде. Он может сделать их распечатку на своем принтере (без права коммерческого использования), читать полученный учебно-методический материал непосредственно с экрана. Кроме того, в процессе обучения слушатель может самостоятельно и автономно обращаться к базе данных по тематике обучения, которая имеется в Центре дистанционного обучения образовательного учреждения или в другом месте по имеющимся в учебных материалах ссылках. Это существенно поможет ему углубить и расширить знания по дисциплине. После изучения порции материала слушатель может в письменной форме (по электронной почте) задать вопросы преподавателю и получить на них ответы. Далее, как продолжение процесса обучения, для проверки качества усвоения материала преподаватель может задать ряд контрольных вопросов, послав их слушателю также с помощью КС, по электронной почте. Экзамен, в конечном счете, желательно сдать в прямом контакте с преподавателем или доверенным лицом в традиционной форме: билет — вопрос — ответ. Здесь достигается и идентификация личности сдающего экзамен, и есть более выверенная психологическая и профессиональная оценка качества знаний обучаемого.

Образовательная среда СДО — это совокупность информационных, технологических и административно-организационных компонент, взаимосвязанных с целью реализации одной целевой функции — обеспечения качественного образовательного процесса на значительном от базового вуза расстоянии. Организационными компонентами данной структуры являются подразделения институт дистанционного обучения (ИДО), региональные центры (РЦ) и территориальные пункты доступа (ТПД) (рис. 3). Информационными компонентами системы являются:

средства корпоративной информационной системы (КИС), а именно сервер базы данных (БД) КИС, автоматизированные рабочие места, обеспеченные специальным программным обеспечением;

сервер с электронной библиотекой учебно-методических материалов, рабочие станции (РС) территориальных пунктов доступа и студентов, рабочие станции НИИ ДО.

Для решения вопросов организации оперативного документооборота, необходимо обеспечить:

формирование комплекта документов на студентов и тьюторов;

Читайте также:  Адресация в компьютерных сетях физический и логический адреса

контроль проведения занятий и тестовых испытаний (экзаменов);

организацию обеспечения учебного процесса методическими и иными материалами;

контроль проведения взаиморасчетов РЦ с ИДО;

рассылку нормативной документации и информации по РЦ и целый ряд других функций, направленных на повышение качества организации учебного процесса в сети РЦ.

Система сетевого дистанционного обучения имеется целый ряд особенностей, связанных со средой Интернет. Они характеризуются реализацией следующих функций:

защита от несанкционированного доступа;

структуризация пользователей по категориям и наделение каждой категории определенными полномочиями;

формирование каталога информационных ресурсов, находящихся в данной программной среде и др.

На рисунке 4 представлена схема, отражающая структуру пользователей системы сетевого ДО (категории) и доступные им возможности. Программное обеспечение системы сетевого ДО разделено на две части,

Рисунок 3 — Образовательная среда сетевого обучения в СДО

которые находятся в открытой и закрытой БД. Открытая часть доступна любому пользователю Интернет и обеспечивает получение информации о системе и правилах обучения любому посетителю. Закрытая же часть доступна лишь администратору системы.

Все учебные курсы представляются в виде гипертекстовых материалов (HTML), объединяющих:

текстовую часть с графическими иллюстрациями;

систему промежуточного тестирования, реализованную по принципу выбора правильного ответа из предлагаемого списка ответов;

итоговое тестирование, обеспечивающий ввод ответов на естественном

Рисунок 4 — Структура пользователей системы сетевого ДО и доступные им возможности.

языке для последующей их передачи на проверку тьютору.

Учебные курсы имеют одинаковую структуру и состоят из набора тематических разделов, каждый из которых сопровождается тренировочными заданиями с ответами и промежуточным тестом. Завершается изучение курса итоговым тестом. Каждый курс обязательно снабжен списком дополнительной учебной и научной литературы, а также словарем терминов.

В учебном процессе используются учебно-практические пособия, подготовленные специально для ДО, дополненные по необходимости учебным материалом на аудиокассетах и учебным материалом на CD-ROM. В сетевом варианте все учебные материалы находятся в электронной библиотеке в гипертекстовом варианте. Часть таких пособий имеют аудиовставки (например, учебники иностранного языка). Средствами интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей являются электронная почта и система группового общения (ЧАТ).

Графическое оформление учебно-методических материалов в системе сетевого ДО, как правило, не регламентируется и является отражением творческого процесса создателя гипертекстовой версии. Однако рубрикация (формализованная структура) курса является строго заданной и определяется на уровне корпоративного стандарта (инструкции по разработке учебно-практического пособия для СДО).

Источник

Оцените статью
Adblock
detector