Компьютерные сети и их использование в учебном процессе
На сегодняшний день в мире существует более 140 миллионов компьютеров. Более 85 % из них объединены в различные компьютерные сети от малых локальных сетей в офисах до глобальных сетей типа Internet.
Всемирная тенденция к объединению компьютеров в сети обусловлена рядом важных причин, таких как ускорение передачи информационных сообщений, возможность быстрого обмена информацией между пользователями, получение и передача сообщений не отходя от рабочего места, возможность мгновенного получения любой информации из любой точки земного шара, а так же оперативный обмен информацией между компьютерами внутри учреждения, совместное использование обобщенных баз данных, электронный документооборот.
Такие огромные потенциальные возможности, которые несет в себе компьютерная сеть и тот новый потенциальный подъем, который при этом испытывает информационный комплекс, а так же значительное ускорение учебных и других информационных процессов не дают право игнорировать и не применять их в учебном процессе на практике.
Актуальными задачами учебных заведений на сегодняшний день являются:
- создание единой информационной среды образовательного учреждения;
- разработка принципов и методик использования современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в образовательный процесс с целью повышения качества образования.
- анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, аудиовизуальные программы, электронную почту; организация информационных потоков;
- формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров.
- подготовка пользователей единой информационной системы.
Телепроекты, телеконференции, дистанционное обучение – виды компьютерных телекоммуникаций, получившие распространение в последние годы.
Телекоммуникации – передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения, компьютера и т.п.)
Компьютерные телекоммуникации внедряются в образование, например, для координации научных исследований, оперативного обмена информацией между участниками проектов, обучения на расстоянии, проведения консультаций.
Электронная почта используется для следующих целей:
— пересылка сообщений одному или нескольким пользователям;
— рассылка сообщений в несколько организаций;
— пересылка различных файлов;
— передача по сети новостей и объявлений;
Телеконференции – это обмен мнениями с помощью электронных писем по поводу тех или иных тем. Каждый пользователь персонально компьютера может подписаться на интересующие его телеконференции. Телеконференции проводятся в реальном времени или отсроченные по времени.
Служба компьютерной сети – серверы новостей – рассылает новости по тем или иным темам в виде электронных писем
Файловые серверы – хранилища файлов (программ, документов, книг и т.д.)
Службы поиска позволяют найти необходимую информацию по любой интересующей теме.
Организовать совместную работу над документами участников некоторой группы можно с помощью он-лайн сервисов, которые получили название «он-лайн офисы». Их использование дает возможность людям со всего мира в удобное для них время работать над общими документами (проектами), хранить их на удаленном компьютере в сети, и иметь доступ к своим материалам, где бы эти лица не находились.
В Интернет на украинских и зарубежных сайтах можно найти много материалов, которые могут быть полезными для углубления и расширения знаний по разным предметам и выполнения разнообразных учебных заданий.
В помощь при изучении отдельных предметов разработаны сайты, содержащие подборки информационных материалов по предмету.
В Интернет представлено большое количество веб-энциклопедий и энциклопедических словарей, как по отдельным предметным отраслям, так и универсальных, охватывающих различные отрасли знаний.
Дистанционное обучение – это форма организации обучения с использованием компьютерных сетей. Это обучение обеспечивает интерактивное взаимодействие преподавателей и учеников на разных этапах обучения и самостоятельную работу учащихся с материалами, размещенными в сети.
Такая форма обучения обеспечивает возможность выбора места, времени и темпа обучения, получение им учебных материалов и консультаций от преподавателя, осуществление контроля над уровнем усвоения знаний.
Компьютерная сеть может предоставить неограниченные возможности, чтобы решить проблемы дистанционного обучения не только отдаленных регионов, городских, сельских учебных заведений, но и для больных детей, детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать учебные заведения.
Применение компьютерных сетей в дистанционном обучении
Основные требования к компьютерным сетям (КС) со стороны системы высшего образования состоят в предоставлении:
дистанционого доступа к библиотечным каталогам и файлам электронных библиотек;
дистанционного доступа к пользовательским файлам;
удаленного доступа к базам данных и знаний;
дистанционное использования удаленных вычислительных ресурсов;
обмена учебными программами, курсами лекций, обучающими системами по избранным направлениям;
организации телесовещаний, телеконференций и телеконсультаций с целью кооперирования работ по научной тематике, координации работы коллегиальных рабочих групп, совместных публикаций авторов;
обмена информацией заданного объема в конфиденциальной форме.
Телекоммуникации являются важным направлением использования средств новых информационных технологий в образовании.
Компьютерные сети (КС) позволяют вести обучение на расстоянии. Они создают эффективную систему оперативных дистанционных консультаций по различным вопросам, обеспечивают свободный доступ к имеющимся и разрабатываемым базам данных и обмен текстовой и графической информацией абонентов внутри страны, а также за рубежом, решают проблемы обучающихся, связанные не только с познавательной, но и с их социальной деятельностью. КС позволяют успешно решать актуальные задачи образования, возникающие в связи с невозможностью непосредственного контакта обучающего и обучаемого в специфическом педагогическом процессе СДО. Это особенно является актуальным в системе переподготовки и повышения квалификации, обучении людей с физическими недостатками и инвалидов, не имеющих возможности получить образование в учебных заведениях традиционными способами.
При сетевом обучении с помощью КС студент после оформления всех необходимых документов получает доступ к учебно-методическим материалам в электронном виде. Он может сделать их распечатку на своем принтере (без права коммерческого использования), читать полученный учебно-методический материал непосредственно с экрана. Кроме того, в процессе обучения слушатель может самостоятельно и автономно обращаться к базе данных по тематике обучения, которая имеется в Центре дистанционного обучения образовательного учреждения или в другом месте по имеющимся в учебных материалах ссылках. Это существенно поможет ему углубить и расширить знания по дисциплине. После изучения порции материала слушатель может в письменной форме (по электронной почте) задать вопросы преподавателю и получить на них ответы. Далее, как продолжение процесса обучения, для проверки качества усвоения материала преподаватель может задать ряд контрольных вопросов, послав их слушателю также с помощью КС, по электронной почте. Экзамен, в конечном счете, желательно сдать в прямом контакте с преподавателем или доверенным лицом в традиционной форме: билет — вопрос — ответ. Здесь достигается и идентификация личности сдающего экзамен, и есть более выверенная психологическая и профессиональная оценка качества знаний обучаемого.
Образовательная среда СДО — это совокупность информационных, технологических и административно-организационных компонент, взаимосвязанных с целью реализации одной целевой функции — обеспечения качественного образовательного процесса на значительном от базового вуза расстоянии. Организационными компонентами данной структуры являются подразделения институт дистанционного обучения (ИДО), региональные центры (РЦ) и территориальные пункты доступа (ТПД) (рис. 3). Информационными компонентами системы являются:
средства корпоративной информационной системы (КИС), а именно сервер базы данных (БД) КИС, автоматизированные рабочие места, обеспеченные специальным программным обеспечением;
сервер с электронной библиотекой учебно-методических материалов, рабочие станции (РС) территориальных пунктов доступа и студентов, рабочие станции НИИ ДО.
Для решения вопросов организации оперативного документооборота, необходимо обеспечить:
формирование комплекта документов на студентов и тьюторов;
контроль проведения занятий и тестовых испытаний (экзаменов);
организацию обеспечения учебного процесса методическими и иными материалами;
контроль проведения взаиморасчетов РЦ с ИДО;
рассылку нормативной документации и информации по РЦ и целый ряд других функций, направленных на повышение качества организации учебного процесса в сети РЦ.
Система сетевого дистанционного обучения имеется целый ряд особенностей, связанных со средой Интернет. Они характеризуются реализацией следующих функций:
защита от несанкционированного доступа;
структуризация пользователей по категориям и наделение каждой категории определенными полномочиями;
формирование каталога информационных ресурсов, находящихся в данной программной среде и др.
На рисунке 4 представлена схема, отражающая структуру пользователей системы сетевого ДО (категории) и доступные им возможности. Программное обеспечение системы сетевого ДО разделено на две части,
Рисунок 3 — Образовательная среда сетевого обучения в СДО
которые находятся в открытой и закрытой БД. Открытая часть доступна любому пользователю Интернет и обеспечивает получение информации о системе и правилах обучения любому посетителю. Закрытая же часть доступна лишь администратору системы.
Все учебные курсы представляются в виде гипертекстовых материалов (HTML), объединяющих:
текстовую часть с графическими иллюстрациями;
систему промежуточного тестирования, реализованную по принципу выбора правильного ответа из предлагаемого списка ответов;
итоговое тестирование, обеспечивающий ввод ответов на естественном
Рисунок 4 — Структура пользователей системы сетевого ДО и доступные им возможности.
языке для последующей их передачи на проверку тьютору.
Учебные курсы имеют одинаковую структуру и состоят из набора тематических разделов, каждый из которых сопровождается тренировочными заданиями с ответами и промежуточным тестом. Завершается изучение курса итоговым тестом. Каждый курс обязательно снабжен списком дополнительной учебной и научной литературы, а также словарем терминов.
В учебном процессе используются учебно-практические пособия, подготовленные специально для ДО, дополненные по необходимости учебным материалом на аудиокассетах и учебным материалом на CD-ROM. В сетевом варианте все учебные материалы находятся в электронной библиотеке в гипертекстовом варианте. Часть таких пособий имеют аудиовставки (например, учебники иностранного языка). Средствами интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей являются электронная почта и система группового общения (ЧАТ).
Графическое оформление учебно-методических материалов в системе сетевого ДО, как правило, не регламентируется и является отражением творческого процесса создателя гипертекстовой версии. Однако рубрикация (формализованная структура) курса является строго заданной и определяется на уровне корпоративного стандарта (инструкции по разработке учебно-практического пособия для СДО).