- Понятие и классификация социальных сетей в контексте взаимодействия в сети интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»
- Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Демичева Ксения Александровна
- Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Демичева Ксения Александровна
- Текст научной работы на тему «Понятие и классификация социальных сетей в контексте взаимодействия в сети интернет»
Понятие и классификация социальных сетей в контексте взаимодействия в сети интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»
Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Демичева Ксения Александровна
В статье анализируются подходы к определению понятия « социальная сеть » в контексте современных интернет-технологий, а также выявлены характерные черты социальных сетей и приведены классификации современных виртуальных социальных сетей по различным основаниям
Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Демичева Ксения Александровна
Текст научной работы на тему «Понятие и классификация социальных сетей в контексте взаимодействия в сети интернет»
Conception of social networks in contexts of the Internet cooperation Demicheva K. (Russian Federation) Понятие и классификация социальных сетей в контексте взаимодействия в сети Интернет
Демичева К. А. (Российская Федерация)
Демичева Ксения Александровна /Demicheva Kseniya — магистрант, кафедра философии и социологии, факультет государственного и муниципального управления, Волгоградский филиал. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г.
Аннотация: в статье анализируются подходы к определению понятия «социальная сеть» в контексте современных интернет-технологий, а также выявлены характерные черты социальных сетей и приведены классификации современных виртуальных социальных сетей по различным основаниям.
Abstract: in this article, approaches to définition of «social networks» in the context of modern Internet-technologies are analyzed, and also the characteristics of social networks are revealed, and the classifications of modern virtual social networks, for different reasons, are adduced.
Ключевые слова: социальные сети, коммуникации, интернет, виртуальная реальность, технологии. Keywords: social networks, communication, internet, virtual reality, technologies.
Любая сеть является универсальным способом структурирования социального пространства. Назначением социальных сетей является организация коммуникации между людьми и реализация базовых человеческих потребностей. По мнению В. А. Сергодеева, «сетевая коммуникация представляет собой гибрид, полученный в результате скрещивания индивидуальной, групповой и массовой коммуникации» [1].
В рамках изучения Интернета и сопутствующих технологий было сформулировано понятие «виртуальная реальность», которое может рассматриваться в двух аспектах:
— во-первых, как компьютерная модель или имитация реального мира (в качестве примера можно назвать компьютерные произведения искусства и т. д.);
— во-вторых, как обусловленная среда жизнедеятельности человека, в которой он самостоятельно принимает и впоследствии реализует собственные решения, а также удовлетворяет определенные потребности [2].
В настоящее время одним из ключевых понятий в изучении виртуальной реальности с точки зрения социологии является социальная сеть. Как отмечают Шахмартова О. М. и Болтага Е. Ю., среди сетевых ресурсов все большую значимость получают онлайновые социальные сети, выполняющие функции поддержки общения, обмена данными и получения информации их членами [2].
В. А. Сергодеев выделяет ряд специфических черт, характерных для сетевой коммуникации: виртуальность, интерактивность, гипертекстуальность, глобальность, креативность, анонимность и мозаичность. Виртуальность — это характеристика символической реальности, противопоставленной объективному миру и замещающей его с помощью образов и аналогов. Интерактивность связана с ориентацией на индивидуальное и избирательное использование информации. Гипертекстуальность — это возможность пользователя самостоятельно определять, моделировать и организовывать текстовое пространство по своему желанию. Глобальность сетевой коммуникации определена возможностью максимально расширять то пространство, внутри которого происходит коммуникация, а креативность — это характеристика сетевой коммуникации, позволяющая пользователю постоянно изобретать новые способы самопрезентации, тогда как максимально комфортную для этой самопрезентации среду создает такое свойство сетевого взаимодействия, как анонимность. Мозаичность коммуникации основана на отсутствии упорядочивающего центра и упорядочиваемой периферии, в силу чего социокультурное пространство образует хаотичные или мозаичные структуры [1].
Таким образом, по мнению А. В. Сергодеева, можно говорить о том, что социальные сети характеризуются потенциально бесконечным числом независимых центров аккумуляции и распространения информации, что определяет, с одной стороны, глобальность, демократичность и доступность информации, а с другой стороны — ее бесконтрольность [1].
Однако не все Интернет-сайты с возможностью общения пользователей являются социальными сетями. Иными словами, для того, чтобы Интернет-сайт мог называться полноценной социальной сетью, необходимо вычленить его функционал. По мнению А. С. Дужниковой, можно выделить следующие черты, которыми должна обладать социальная сеть:
1. Возможность создания индивидуальных профилей, которые будут содержать основную информацию о пользователе — его имя, семейный статус, интересы и т. д.
2. Возможность взаимодействия пользователей путем просмотра профилей, отправки друг другу личных сообщений, комментариев и т. д.
3. Возможность достижения цели посещения данного Интернет-ресурса — например, поиск знакомых, ведение блога и т. д.
4. Возможность обмена ресурсами: информацией, различными файлами и т. д.
5. Возможность удовлетворения потребностей посредством накопления ресурсов. Например, удовлетворение потребности в общении посредством увеличения количества знакомств в социальных сетях [3].
На основе этого можно сформулировать понятие социальной сети в узком его значении и определить социальную сеть как интерактивный многопользовательский сайт, содержание которого наполняется его посетителями, с возможностью указания какой -либо информации об отдельном человеке, по которой страницу пользователя смогут найти другие участники этой сети [2].
Сложность и многомерность понятия «социальная сеть» в контексте данной работы позволяет классифицировать все социальные сети в зависимости от критерия классификации.
Наиболее общей классификацией социальных сетей является классификация по назначению:
— социальные сети общего назначения, то есть такие социальные сети, для получения доступа к которым нет никаких ограничений, а цели использования данных сетей могут быть совершенно любыми, но не противоречащие действующему законодательству. К таким социальным сетям можно отнести известную российскую социальную сеть «ВКонтакте», которая позволяет пользователям общаться, обмениваться различным контентом, оценивать информацию, поступающую друг от друга и т.д.;
— социальные сети специального назначения, то есть такие социальные сети, получение доступа к которым необходимо для достижения пользователем каких-то конкретных задач (например, различные социальные сети, специализирующиеся на знакомствах или социальные сети профессионального назначения).
По географическому признаку можно разделить все социальные сети на:
— социальные сети, популярные среди пользователей всего мира. В качестве примера можно привести социальную сеть «Фейсбук» («Facebook»), которая первоначально была создана в США, но впоследствии получила распространение и в иных странах мира;
— социальные сети, популярные в определенном регионе мира. К таковым можно отнести социальную сеть «ВКонтакте», которая первоначально была создана в России, но в настоящее время получила широкое распространение в странах СНГ;
— социальные сети, популярные в какой-то определенной стране или среди представителей определенной национальности, например армянская социальная сеть «Hayland.am».
В зависимости от открытости информации выделяют:
— открытые социальные сети, то есть социальные сети, доступные любому пользователю, обладающему доступом к глобальной сети Интернет, например, «Фейсбук» («Facebook») и «ВКонтакте»;
— социальные сети с ограниченным режимом доступа — это, как правило, Интернет-сообщества профессиональной направленности или социальные сети другой направленности, например, социальная сеть «Nextdoor», созданная для поиска и общения с соседями;
— закрытые социальные сети, для получения доступа к которым необходимо выполнение особого условия или соответствие определенным критериям. В качестве примера можно привести социальную сеть «Affluence.org», для получения доступа к которой необходимо соответствие имущественному критерию, а также получение «приглашений» от пяти участников этой социальной сети.
Наиболее распространенной классификацией социальных Интернет-сетей является классификация по типам предоставляемых услуг.
Так, по типам предоставляемых услуг выделяют следующие виды социальных сетей:
— социальные сети, созданные для личного общения пользователей («ВКонтакте», «Одноклассники» и др.);
— социальные сети, созданные для делового общения (например, «LinkedIn»);
— социальные сети — блоггинговые ресурсы (например, «Твиттер» («Twitter») или «Живой Журнал» («Live Journal»)) [4]. Интересную классификацию, которая, по сути, является аналогом предыдущей, предложил в 2008 году Ф. Каваццо, создавший
карту социальных медиа [5]. Социальные сети в ней подразделялись, исходя из базовых действий, которые преимущественно совершают пользователи данных сервисов:
— сервисы для публикации текстов: блог-платформы, микроблоги, новостные ленты, Wiki-сервисы;
— сервисы для того, чтобы делиться контентом различного типа (фотографии, видеозаписи, документы, ссылки, аудиофайлы и т.д.);
— сервисы, связанные с коммерцией;
— собственно социальные сети (для знакомств, профессиональных контактов, «традиционные социальные сети»);
Изложенные выше классификации свидетельствуют о большом количестве факторов, объединяющих людей в социальные сети. Таким образом, появление и развитие социальных сетей способствует развитию новой культуры и всего общества. Такой способ коммуникации выполняет большое количество функций, позволяет человеку самореализоваться, получать новую полезную информацию, самосовершенствоваться и оценивать результаты. Но главной целью человека, использующего социальные сети, является социализация и интеграция, стремление к установлению отношений с другими пользователями с возможностью перехода этих отношений в более реальные. Любая функция социальной сети переплетается с коммуникационной и, в конечном итоге, трансформируется в коммуникацию.
1. Сергодеев В. А. Сетевые интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики [Текст]. / В. А. Сергодеев. // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2013. — Вып. 1. — С. 122-127.
2. Шахмартова О. М., Болтага Е. Ю. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности. // Известия ПГТУ им. В. Г. Белинского. — 2011. — № 24. — с. 1002-1008.
3. Дужникова А. С. Социальные сети: современные тенденции и типы пользования. // Мониторинг общественного мнения. — 2010. -№ 5 (99). — с. 238-251.