Глава 4 телекоммуникационные технологии и интернет-ресурсы для медицины и здравоохранения
Телемедицина и Интернет, не являясь в прямом смысле составными частями медицинской информатики, характеризуются общими тенденциями развития.
Создание региональных и федеральных сетей опирается на достаточно мощные коммуникации. И по мере перехода к высокоскоростным каналам и развитию широкополосного Интернета формируется техническая основа для интеграции ИМС, телемедицины и Интернета, т.е. переход к системе, получившей название e—Health — электронное здравоохранение (см. подразд. 12.5).
Организация медицинских телеконсультаций — стратегически важная задача практического здравоохранения, решение которой «приблизит» высококачественную медицинскую помощь к населению удаленных районов и обеспечит постоянное повышение уровня квалификации врачей.
Телемедицина в России явилась логическим продолжением дистанционного консультирования больных с использованием телефонных и радиоканалов, которые широко применялись в бывшем Советском Союзе в 1960— 1970-х гг. Но в отличие от заочного анализа ограниченного набора поступающих данных (в первую очередь ЭКГ) телемедицина предполагает интерактивный обмен, в том числе мультимедийной информацией (графические изображения, аудио, видео).
По определению ВОЗ телемедицина — это метод предоставления услуг по медицинскому обслуживанию там, где расстояние является критическим фактором. Причем предоставление услуг осуществляется представителями всех медицинских специальностей с использованием информационно-коммуникационных технологий после получения информации, необходимой для диагностики, лечения и профилактики заболевания.
Телемедицина — это не еще одна новая медицинская дисциплина, не новый метод, а способ дистанционного обмена данными в реальном (или условно реальном) времени, встраиваемый в систему практического з/о, образование и медицинскую науку; это высокоспециализированная помощь в любой точке, прямое управление в экстремальных ситуациях и дистанционное телеобучение в целях обеспечения непрерывного повышения квалификации. Полный спектр телемедицинских и интернет-услуг включает:
- консультации больных в целях диагностики, лечения и реабилитации;
- анализ результатов инструментальных, радиологических, функциональных и
- дистанционное обучение и повышение квалификации, освоение новых методов диагностики и лечения без отрыва от производства;
- тиражирование опыта ведущих медицинских центров, в том числе в процессе интерактивного обсуждения больных с ведущими специалистами;
- информационно-методическое обеспечение путем создания web-серверов, содержащих сведения диагностического, лечебного и организационно-методического характера, библиографической информации;
- пропаганду медицинских знаний;
- Информационную поддержку организационных решений для ситуационного управления в администаративно-клинических целях, включая выбор адекватных мер и способов оказания помощи, отвечающих масштабам катастрофы, при чрезвычайных ситуациях;
- выход в интегрированные медицинские сети (территориальные и по разделам медицины) для оперативного доступа ко всей сумме медицинских данных наблюдаемых пациентов.