Концентрированная модель сетевого взаимодействия

Технологические аспекты проектирования моделей сетевого взаимодействия организаций в ходе реализации дополнительных образовательных программ

Сетевое взаимодействие в настоящее время является предметом педагогического менеджмента, ориентированного на обеспечение перспектив развития современной системы образования посредством реализации технологии проектной деятельности.

В настоящее время регулирование отношений в сфере сетевого взаимодействия организаций в системе образования закреплено на законодательном уровне и освещается рядом нормативных документов:

1.Федеральный Закон № 273-Фз «Закон об образовании в РФ» (статья 15) освещает вопросы регламентации взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования в части организации образовательной деятельности с применением сетевой формы реализации образовательных программ.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в разделе организация внеурочной деятельности указывается на возможность использования образовательным учреждением ресурсов образовательных учреждений дополнительного образования детей.

3. В приложении к письму Минобрнауки РФ от 12.05. 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при ведении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» рекомендуется для обеспечения максимального учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся ориентация на развитие открытого образовательного пространства на основе современных информационно-коммуникационных технологий посредством сетевого взаимодействия образовательных учреждений различных типов и видов.

4. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). В Концепции развития дополнительного образования детей межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе, организация сетевого взаимодействия учреждений различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем, создание интегрированных (или комплексных) организаций социальной сферы рассматриваются как основные механизмы развития системы дополнительного образования детей.

Важной отличительной чертой дополнительного образования согласно Концепции должна стать открытость, которая предполагает взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности; возможность для участников образовательной деятельности приобретения опыта проживания и рефлексии актуальных явлений социокультурной реальности, создание благоприятных условий для разработки и реализации социально значимых проектов.

Сетевая организация – это форма, децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путем включения все новых и новых звеньев (структур, объединений, учреждений), что придает данной форме гибкость и динамичность. Быть узлом сети – значит иметь собственное авторское содержание относительно общей проблематики сети, иметь собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления своего содержания, понимать, что это содержание частично и за счет других узлов сети приобретать дополнительные ресурсы.

Читайте также:  Как правильно называется компьютерная сеть

Сетевая организация – это установка на преодоление автономности и закрытости всех учреждений; взаимодействие на принципах социального партнерства; выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей не столько между профессиональными командами, работающими над общими проблемами; когда порядок задается не процедурами, а общими действиями, их логикой.

В настоящее время наибольший интерес представляют две основные модели организации сетевого взаимодействия организаций: «концентрированная сеть» и «распределенная сеть».

Модель «Концентрированная сеть» предполагает наличие центра. В качестве центра может выступать либо существующая образовательная организация, либо вновь организуемый центр.

«Концентрированная сеть» может выражаться в двух основных вариантах – ресурсная и координационная.

Центральным звеном ресурсной концентрированной сети будет выступать ресурсный центр, к которому могут обратиться все участники сетевого взаимодействия, и который предназначен аккумулировать и распределять необходимые ресурсы (кадровые, информационные и пр.).

Координационная концентрированная сеть ориентирована на создание регулирующего центра, который направляет и координирует деятельность по достижению общей цели.

В Тамбовской области статус Регионального ресурсного центра присвоено Тамбовскому областному государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Областная детско-юношеская спортивная школа».

Основной целью деятельности Регионального ресурсного центра является координационное, информационно-организационное, научно-методическое сопровождение процессов развития дополнительного образования детей на уровне субъекта, продвижение нового содержания, технологий, методов и форм организации дополнительного образования и воспитания детей.

Основные направления деятельности Регионального ресурсного центра:

1. Содействие реализации стратегических направлений развития региональной системы дополнительного образования детей;

2. Аналитическая деятельность;

3. Формирование ресурсной сети региональной системы дополнительного образования детей;

4.Научно-методическое сопровождение деятельности образовательных организаций области в части дополнительного образования детей;

5. Содействие повышению уровня профессиональной компетентности педагогических работников региональной системы дополнительного образования детей;

6. Работа с передовым педагогическим опытом в сфере дополнительного образования детей;

7.Оранизация конкурсного движения и проведение массовых мероприятий для детей на областном уровне.

Вторая модель «Распределенная сеть» — в ней центр как таковой отсутствует, а каждый участник имеет возможность создать свою собственную траекторию жизнедеятельности и развития. В модели распределенной сети участники договариваются о сотрудничестве в достижении своих образовательных целей, создавая возможность пользоваться при необходимости ресурсами друг друга.

Читайте также:  Какие протоколы относятся к сетевому уровню модели osi связь открытых систем

Распределенная модель сети может выражаться в двух вариантах – инструментальная и идентичная.

Инструментальная распределенная сеть создается исключительно для обмена ресурсами, если каждая в отдельности организация не может решить задачи самостоятельно. При этом у каждого участника сети свои цели и задачи.

Идентичная распределенная сеть создается на основе формулирования

общей цели и задач ее участниками на основе совместного использования ресурсов.

Миссия дополнительного образования состоит в максимальном привлечении школьников в специально организованную, благоприятную среду в свободное от школы время. Решая данную проблему, необходимо помочь ребенку на начальном этапе выявить способности, которые помогут ему самоопределиться и занять свое место в социуме.

Говоря о сетевой модели взаимодействия ДЮСШ № 2 с организациями города, в первую очередь необходимо сказать об организации совместной работы с общеобразовательными учреждениями. Специфика данной модели взаимодействия заключается в том, что ДЮСШ № 2 участвует в организации внеурочной деятельности на базе общеобразовательных учреждений города. Тем самым, помогая школам решать проблему недостатка ресурсов для организации внеурочной деятельности: кадровых, финансовых.

ДЮСШ № 2 проводит тренировочную и воспитательную работу на базах 5 общеобразовательных учреждений.

В настоящее время на базе школ № 22, 31, 35, лицея 21, центра образования № 13 функционируют секции спортивной направленности: настольный теннис, велоспорт, пауэрлифтинга. В них занимается 288 учащихся, что составляет 43% от общего количества детей, посещающих спортивную школу.

Основные направления совместной работы ДЮСШ и общеобразовательных учреждений:

— организация секционной работы на базе СОШ;

— организация и проведение совместных мероприятий физкультурно-спортивной направленности;

— комплектование сборных команд города из учащихся общеобразовательных учреждений для участия в соревнованиях по различным видам спорта.

В качестве содержательных механизмов такого взаимодействия мы рассматриваем:

— реализацию доступности образовательных услуг;

— увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

— развитие массового спорта;

— формирование у детей и подростков основ ЗОЖ.

В качестве организационных механизмов выступают:

— разработка и осуществление дополнительных общеобразовательных программ;

Читайте также:  Топологии компьютерных сетей программное и аппаратное обеспечение компьютерной сети

— кооперация ресурсов и обмен ресурсами учреждений общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);

— предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);

— взаимообучение, обмен опытом;

— совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

Ежегодно в августе происходит совместное планирование массовых физкультурно-спортивных мероприятий для учащихся образовательных учреждений города. Традиционным является организация и проведение соревнований по видам спорта и спортивно-массовых мероприятий для учащихся образовательных учреждений. Ежегодно наблюдается увеличение количества проводимых мероприятий и участников, повышение качества их организации и проведения.

Не прекращается работа с воспитанниками спортивных отделений и в летний период. Ежегодно на базах детских оздоровительных лагерей при общеобразовательных школах города организуются спортивные отряды с дневным пребыванием детей по видам спорта.

Педагоги системы дополнительного образования должны стать важным компонентом образовательных сетей, которые:

-реализуют программы дополнительного образования детей, исследовательские проекты;

-обеспечивают социальные практики обучающихся, ведут профилактико — коррекционную работу;

-принимают участие в новой системе оценивания (оценка личностных качеств, формирования универсальных учебных действий);

-формируют портфолио достижений обучающихся.

Это позволит существенно расширить спектр новых форм образовательного процесса, повысить качество и эффективность общего образования.

Детско-юношеская спортивная школа № 2работает в тесном контакте не только с общеобразовательными учреждениями города. Школа успешно взаимодействует с такими общественными организациями как Федерация настольного тенниса, Федерация велосипедного спорта, Федерация пауэрлифтинга. Основные направления сотрудничества: помощь со стороны федераций в проведении соревнований, финансирование выездных спортивных соревнований, аттестация судей, присвоение спортивных разрядов, организация и проведение мастер-классов, оказание помощи в учебно-тренировочных сборах, семинаров для педагогических работников, судей и т.д.

Также ДЮСШ № 2 сотрудничает с: комитетом образования администрации города Тамбова, управлением по физической культуре и спорту Тамбовской области, комитетом по молодежной политике, физической культуре и спорту, учреждениями дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности , областным физкультурно-врачебном диспансером,

Таким образом, сетевое взаимодействие рассматривается как механизм реализации новых воспитательных программ, как непременный атрибут образовательной деятельности, как целостный механизм достижения нового качества образования и как способ проектирования образовательной системы в целом.

Проектирование сетевого взаимодействия организаций – это перспектива настоящего, на основе которой возможно развитие современной системы дополнительного образования.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector