Линукс команды запустить файл

Как запустить программу на Linux

По сути операционная система состоит из ядра и огромного набора программ, которые предназначены для выполнения различных задач, обслуживания системы и удовлетворения потребностей пользователя. Почти все взаимодействие пользователя и операционной системы выполняется с помощью программ. Поэтому новичкам важно понять как запустить программу на Linux, что происходит во время запуска и какие есть способы запуска.

Дальше мы рассмотрим виды программ, их запуск программ на Linux различными способами и другие полезные для новичков вещи, опытным пользователям это все и так уже известно.

Виды программ в Linux

Перед тем, как мы перейдем к запуску программ, нужно сначала понять что представляет из себя программа. В Linux программы отличаются от других файлов только тем, что для них установлен флаг исполняемости. Я уже подробно писал об этом в статье что такое исполняемость поэтому не буду повторяться.

Все программы можно поделить на несколько типов:

  • Бинарные программы — содержат инструкции процессору уже готовые к выполнению, большинство программ находятся в таком формате, они быстрые и выполняются сразу же системой;
  • Программы на байт-коде — это уже не процессорные инструкции, а инструкции определенной виртуальной машины, которая может их выполнять, без виртуальной машины такие команды не могут быть выполнены. Такие программы потребляют больше ресурсов, но тоже достаточно быстрые, их преимущество в том, что они могут выполняться без изменения везде где может работать виртуальная машина. К таким программам можно отнести программы на Java.
  • Скриптовые программы — эти программы состоят из набора команд в виде обычного текста, которые выполняет специальный интерпретатор. Такие программы более медленные, но зато они проще в разработке и их код можно легко и быстро изменить.

А теперь перейдем к запуску программ.

Запуск программ в терминале

Изначально в операционных системах Unix и Linux не было графического интерфейса, поэтому программы запускались командами из терминала. Сейчас это тоже возможно и достаточно активно используется опытными пользователями. Синтаксис запуска программы выглядит таким образом:

/путь/к/файлу/программы параметры

Параметры указываются только, когда они нужны, но всегда оболочка должна знать полный путь к программе. Все что после имени программы и пробела — это параметры. Вы, наверное, уже заметили, что обычно мы не указываем полный путь при выполнении программ. Это было бы очень долго и неудобно.

Разработчики придумали обходной путь. Была создана переменная PATH, в которой хранятся все пути к папкам где обычно находятся программы — /bin, /sbin, /usr/bin, /usr/sbin и так далее. Вы можете посмотреть ее содержимое командой:

Когда вы набираете имя программы система ищет исполняемый файл с таким именем по всем папкам из PATH и если находит — то выполняет. Если же такого файла нет, то выдается сообщение — command not found. Таким образом, чтобы запустить одну из системных программ достаточно набрать имя ее исполняемого файла, например:

Читайте также:  Linux get all dir

И можно передать параметры после пробела:

Когда программа находится не в этих каталогах, нужно указать к ней полный путь:

Если же вы хотите запустить программу через терминал ubuntu, которая находится в текущей папке, то ситуация будет немного другой. Система выполняет только поиск по папкам из переменной PATH, в текущей директории она не ищет. Поэтому, если вы наберете имя исполняемого файла, то получите ошибку. Нужно указывать полный путь, как вы помните путь к текущей папке будет ./:

Иногда возникает необходимость передать программе, какие-либо особые переменные окружения. Например, переменная EDITOR указывает какой текстовый редактор нужно использовать по умолчанию. Вы можете указать имя переменной и ее значение перед именем команды используя синтаксис:

имя_переменной = значение команда

По умолчанию эта команда открывает настройки утилиты sudo в редакторе Vim, но с этой переменной окружения настройки откроются в редакторе nano.

Запуск программ от имени другого пользователя

Вы уже знаете как запустить программу в терминале linux, а что насчет других пользователей? В Windows достаточно часто используется запуск программ от имени администратора чтобы программа могла получить больше прав доступа в системе. В Linux для этого используется утилита sudo. Ее имя можно расшифровать как switchuserdo — изменить пользователя и выполнить. По умолчанию утилита выполняет команду от имени суперпользователя root:

Но с помощью опции -u можно выполнить программу от имени любого пользователя, зарегистрированного в системе:

sudo -u имя_пользователя команда
sudo -u postgres whoami

Команда whoami (кто я) выводит имя текущего пользователя.

Как запустить программу в фоне

Иногда возникает необходимость запустить долго выполняющуюся программу в терминале так, чтобы она не мешала дальше работать. Для этого можно использовать запуск программы в фоновом режиме linux:

dd if=/dev/zero of=~/file count=100000 &

Система выведет PID, уникальный идентификатор программы, который вы потом можете использовать чтобы закрыть ее командой kill:

Как запустить скрипт в Linux

Мы уже говорили, что программы делятся на бинарные и интерпретируемые. Раньше мы говорили только про бинарные программы. Для запуска интерпретируемых нужен непосредственно интерпретатор, к таким программам относятся написанные на таких языках, как Java, Python, Perl, Ruby, PHP, NodeJS и многих других. Синтаксис запуска такой программы отличается:

интерпретатор /путь/к/файлу/программы параметры

Разные интерпретаторы ведут себя по разному, поэтому лучше сразу указывать полный путь к программе. Python обычно подхватывает скрипты из текущей папки без указания полного пути:

А Java программы нужно запускать так:

Для файлов интерпретируемых программ флаг исполняемости необязательный, поскольку они передаются в виде параметра основной программе. Только Bash скрипты составляют исключение. Вы можете запустить скрипт интерпретатором:

Или же просто набрать путь к скрипту:

Оболочка сама определяет свои скрипты по флагу исполняемости и выполняет их. Если флаг исполняемости не установлен, то его стоит добавить:

Читайте также:  Linux сборка пакетов rpm

Поэтому то и для большинства интерпретируемых программ созданы простые sh скрипты которыми их можно быстро запустить.

Запуск программ Linux в графическом интерфейсе

Намного удобнее запускать программы через графический интерфейс. Если консольные программы так запускать невозможно, то для всех графических утилит существуют ярлыки, которые вы можете найти в главном меню системы:

Кроме того, вы можете запустить программу из файлового менеджера, двойным кликом мышью, но тогда для нее обязательно должен быть установлен флаг исполняемости.

Точно так же работает запуск скриптов в графическом интерфейсе. Вы можете найти все ярлыки из меню в каталоге /usr/share/applications/. Любую программу можно запустить двойным щелчком отсюда. Но давайте посмотрим что находится внутри ярлыка, для этого откройте его в текстовом редакторе:

Кроме всего прочего, в строке Exec указана команда, которая выполняет запуск программы linux, когда вы делаете двойной клик на ярлыке. Вы можете взять один из существующих ярлыков и сделать на его основе свой. Здесь указано просто имя программы. Но важно заметить, что лучше указывать полный путь в таких местах, как ярлыки, скрипты, cron и так далее это уменьшит количество ошибок, поскольку вы не можете знать проверяет ли система в этом случае PATH или ищет программу только в текущем каталоге. Теперь вы знаете все о том как запустить программу на linux.

Выводы

В этой статье мы рассмотрели как запустить программу через терминал ubuntu или в других дистрибутивах Linux. Несмотря на то, что это кажется очень простой темой, тут есть свои интересные моменты, которые могут быть полезны. Но вы о них уже знаете. Если у вас остались вопросы, спрашивайте в комментариях!

Обнаружили ошибку в тексте? Сообщите мне об этом. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Выполнение команд через shell-скрипты в Linux

Оболочка — это интерпретатор командной строки, который позволяет пользователю взаимодействовать с системой. Он отвечает за получение входных данных от пользователя и вывод данных.

Сценарии оболочки — это серия команд, записанных в порядке выполнения. Сценарии могут содержать функции, циклы, команды и переменные. Они упрощают сложные серии команд и повторяющиеся задачи.

В этом мануале мы разберем, как создавать и выполнять сценарии оболочки для командной строки в Linux.

Требования

  • Умение пользоваться терминалом.
  • Знание текстового редактора.
  • Знание команд: chmod, mkdir и cd.

Читайте также:

Начало работы

Скрипты оболочки нужно сохранять с расширением .sh.

Файл должен начинаться с шебанга (#!), чтобы система Linux понимала, какой интерпретатор использовать для сценария оболочки.

В этом мануале предполагается, что вы используете среду bash.

В скриптах также могут содержаться комментарии, они нужны для упрощения их читаемости. Удобный сценарий всегда содержит комментарии, которые помогают понять принцип работы скрипта и причины выбора тех или иных команд.

Создание и запуск базового shell-скрипта

Скрипт оболочки можно создать с помощью редактора vi, команды cat или текстового редактора.

Мы будем создавать с помощью vi:

Команда запустит редактор vi и создаст файл basic_script.sh.

Читайте также:  Punto switcher аналоги linux

Затем нажмите i на клавиатуре для запуска INSERT MODE. Добавьте следующие строки:

Скрипт запускает команды whoami и date. Команда whoami отображает активное имя пользователя, а date — текущую системную метку времени.

Чтобы сохранить и выйти из редактора vi:

Теперь можно запустить сценарий с помощью команды:

root Fri Jun 19 16:59:48 UTC 2020

Первая строка вывода соответствует команде whoami, а вторая команде date.

Можно запустить скрипт без указания bash:

Запуск файла таким образом может потребовать разрешение пользователя. Запуск с помощью bash не требует этого разрешения.

~bash: ./basic_script.sh: Permission denied

Команда bash filename требует только прав на чтение.

Команда ./filename запускает файл как исполняемый и требует разрешения execute.

Для выполнения сценария нужно обновить привилегии.

Эта команда применит chmod и дает права x (исполнение) текущему пользователю.

Использование переменных в скриптах

Скрипты могут включать пользовательские переменные. По мере увеличения размера сценариев важно иметь четко определенные переменные с информативными именами.

Добавьте в скрипт следующие строки:

#!/bin/bash # This is a comment # defining a variable GREETINGS="Hello! How are you" echo $GREETINGS

GREETINGS — это переменная, определенная с помощью символа $ (знак доллара). В строке, в которой переменным присваивается значение, не должно быть пробелов.

На экран выведется присвоенное переменной значение:

Как видите, переменная GREETINGS успешно определена в сценарии и доступна при запуске скрипта.

Чтение ввода из командной строки

Shell-скрипты можно сделать интерактивными с возможностью принимать ввод из командной строки. Сохранить ввод командной строки в переменной можно с помощью команды read.

Добавьте в скрипт следующие строки:

#!/bin/bash # This is a comment # defining a variable echo "What is your name?" # reading input read NAME # defining a variable GREETINGS="Hello! How are you" echo $NAME $GREETINGS

Переменная NAME принимает ввод из командной строки. Этот скрипт ожидает, пока пользователь введет значение NAME. Затем он выводит NAME и GREETINGS.

What is your name? 8host 8host Hello! How are you

В примере пользователь ввел значение 8host.

Определение функций

Пользователи могут определять свои функции в сценариях. Эти функции могут принимать несколько аргументов.

Добавьте в скрипт следующие строки:

#!/bin/bash #This is a comment # defining a variable echo "What is the name of the directory you want to create?" # reading input read NAME echo "Creating $NAME . " mkcd ()   mkdir "$NAME" cd "$NAME" > mkcd echo "You are now in $NAME"

Этот скрипт запрашивает имя каталога. Затем он c помощью mkdir создает требуемый каталог и переходит в него.

What is the name of the directory you want to create? test_dir Creating test_dir . You are now in test_dir

В данном примере мы ввели test_dir. Далее скрипт создаст новый каталог с этим названием. Наконец, скрипт перейдет из текущего рабочего каталога пользователя в test_dir.

Заключение

В этом мануале мы разобрали, как создавать и запускать скрипты оболочки для командной строки в Linux.

Подумайте о повторяющихся или отнимающих много времени задачах, которые вы часто выполняете – возможно, такие команды полезнее заменить скриптами.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector