Линукс работа с интерфейсом

Работа в Linux в графической оболочке и командной строке

В Linux работа в графическом режиме осуществляется с помощью системы X Window (иксы). Данная система не предоставляет непосредственно графический интерфейс, а предоставляет другим программам средства для работы с видеокартой, монитором, клавиатурой и мышью. На основе этой системы работают графические интегрированные среды KDE и GNOME.

Введение в интерфейс командной строки

имя_команды [короткие_ключи] [длинные_ключи] [аргументы]

имя_команды командой может является любой исполняемый файл (например, ls ).
короткие_ключи короткие ключи состоят из одного символа и начинаются с символа — и указываются через пробел (например, ls -l -a ). Для компактности короткие ключи могут объединяться в один ключ (например, ls -la ).
длинные_ключи длинные ключи состоят из нескольких символов, образующих осмысленные слова и начинаются с двух символов — и указываются через пробел (например, ls —all ). Длинные ключи НЕ МОГУТ объединяться в один ключ.

Краткую справку о команде можно получить вызвом команды с ключом -h или —help . Подробную справку можно получить с помощью справочной системы man :

Перемещение по тексту вниз и вверх с помощью стрелок и клавиш и . Выход нажатием клавиши .

Основные команды для работы с файлами

Команда Описание
pwd текущий каталог
ls список файлов в текущем каталоге
cd сменить каталог
mkdir создать каталог
rmdir удалить каталог
cp копировать файл
mv переименовать/переместить файл
rm удалить файл
cat вывести содержимое файла на консоль
vim редактировать файл
find найти файл
which найти исполняемый файл
exit выйти из системы
shutdown -r now перезагрузить компьютер
shutdown -h now выключить компьютер

Прервать выполнение команд можно с помощью комбинации клавиш .

Имена файлов

Имена файлов и каталогов могут иметь длину до 255 символов.
В именах нельзя использовать символ / и не рекомендуется использовать символы, имеющие специальное значение для командной оболочки:

Служебные (скрытые) файлы начинаются с символа . (точка) и ни чем более не отличаются от обычных файлов.

Типы файлов

Тип файла Описание Обозначение (команда ls)
обычные файлы последовательность байтов (текст, исполняемые программы и т.п.)
каталоги именованные наборы ссылок на другие файлы d
символические ссылки ссылки на другие файлы l
файлы физических устройств 1. блочные устройства
2. символьные устройства
b
c
именованные каналы буферы типа FIFO (First In — First Out, первым вошел — первым вышел) для обмена данными между программами p
сокеты точки сетевого соединения двух программ s
Читайте также:  Linux change apt sources
Каталоги

Каталог создается командой:

При создании каталога в нем создаются два псевдокаталога: . (точка) и .. (две точки).

Файл Описание
. содержит ссылку на этот каталог
.. содержит ссылку на родительский каталог

Для удаления каталога служит команда:

Символические ссылки

Символическая ссылка создается командой:

ln -s имя_файла имя_ссылки

Для просмотра ссылки служит команда:

Ссылка удаляется так же, как и обычный файл:

Файлы физических устройств

Файлы представляют собой последовательность байтов. Исходя из этого, в Linux устройства, обменивающиеся потоками байтов, также представляются в виде файлов. Файлы устройств являются указателями на соответствующие драйверы устройств в ядре. Файл устройства создается командой:

mknod имя_устройства тип_устройства старший_номер младший_номер

Атрибут Описание
тип_устройства в Linux существуют блок-ориентированные и байт-ориентированные устройства. В блочные устройства (например, диски) данные передаются блоками и для обмена необходим буфер. В символьные устройства (например, принтер) данные передаются посимвольно и буфер не требуется.
b — блочное устройство
с — символьное устройство
старший_номер указывает тип устройства. Список старших номеров хранится в файле /proc/devices
младший_номер порядковый номер устройств одного типа (с одинаковым старшим номером)

Файлы наиболее часто используемых устройств.

Файл Устройство
null пустое устройство
tty1 первая консоль
tty2 вторая консоль
tty3 третья консоль
tty4 четвертая консоль
tty5 пятая консоль
tty6 шестая консоль
tty7 седьмая консоль
pts/1 первый виртуальный терминал
mouse0 первая мышь
audio0 первая звуковая плата
ttyS0 первый последовательный порт (COM1 в MS-DOS)
lp0 первый параллельный порт
eth0 первая сетевая карта
fd0 первый дисковод для гибких дисков
cdrom привод CD-ROM
hda первый IDE-диск
sda первый SCSI-диск
ram виртуальный диск
random генератор псевдослучайных чисел
urandom генератор псевдослучайных чисел с учетом информации от клавиатуры и мыши
Именованные каналы

Именованный канал — это буфер типа FIFO (First In — First Out, первым вошел — первым вышел) для обмена данными между программами. Одна программа производит запись в именованный канал, а другая программа считывает эти данные из именованного канала.
Именованный канал создается командой:

Именованный канал удаляется так же, как и обычный файл:

Сокеты

Сокеты создаются программно. Например, код программы на C++ может иметь иметь следующий вид:

#include #include int fd = socket(AF_INET, SOCK_STREAM, IPPROTO_TCP); // Далее действия с созданным сокетом

Потоки ввода-вывода

Каждой выполняющейся программе (процессу) соответствуют три потока:

Поток Название
stdin стандартный ввод
stdout стандартный вывод
stderr стандартный поток сообщений об ошибках
Читайте также:  Linux get device name

По умолчанию потоки ввода-вывода связаны с консолью (клавиатура+монитор):

stdin — с клавиатурой,
stdout — с монитором,
stderr — с монитором.

Стандартные потоки можно перенаправить в файл или стандартный поток другого процесса.

Для перенаправления стандартного вывода служит символ > . Например, стандартный поток вывода можно перенаправить вместо экрана в файл:

Ввод символов с клавиатуры заканчивается нажатием клавиши и затем комбинации клавиш .

В случае, если ведется перенаправление в файл, то можно перенаправляемые данные дописывать к уже существующему файлу (если не существует, то будет создан) с помощью символа >> .

Стандартный ввод перенаправляется символом < .

Стандартный поток сообщений об ошибках перенаправляется символом 2> .

Для перенаправления стандартного вывода одной команды на стандартный ввод другой команды применяется символ | . Это так называемый конвейер команд. Благодаря этому средству можно создавать цепочки команд для обработки данных

Команды-фильтры

Команда Описание
more имя_файла постранично выводит на экран текстовый файл. Перемещение вниз нажатием клавиши . Выход нажатием клавиши .
less имя_файла выводит на экран текстовый файл. Позволяет перемещаться по тексту вниз и вверх с помощью клавиш стрелок и клавиш и .
grep фраза имя_файла выводит на экран строки из текстового файла, в которых присутствует указанная последовательность символов (фраза).

Шаблоны имен файлов

Для задания шаблонов поиска файлов могут использоваться стандартные символы: *, ?, [].

Шаблон Описание
* любое количество любых символов
? только один любой символ
[abc] любой символ из указанных в скобках
[a-c] любой символ из указанного в скобках диапазона символов
[a-cA-C0-9] любой символ из указанных в скобках диапазонов символов

Переменные окружения оболочки bash

Сценарии оболочки bash

При необходимости выполнения последовательности команд их можно записать в текстовый файл (получится сценарий действий), сделать файл исполняемым и вызвать этот файл на исполнение. В первой строке файла сценария указывается путь к интерпретатору команд, а далее следуют команды. Для добавления комментариев используется символ # (диез), кроме первой строки. Например, следующий сценарий создает каталог и записывает в него два файла:

#!/bin/bash mkdir test cd test echo "First file." > file_01.txt echo "Second file." > file_02.txt

Текстовый редактор vim

В текстовом редакторе vim существуют два режима работы: командный и редактирования. При запуске редактор находится в командном режиме, то есть можно вводить специальные команды.

Навигация по тексту
k вверх
j вниз
h влево
l вправо
+ на строку вниз
на строку вверх
w на слово вперед
e на слово назад
0 в начало строки
$ в конец строки
H в начало экрана
L в конец экрана
10G перейти к строке номер 10
$G перейти к последней строке
Читайте также:  Gaming on linux virtual machine

Копирование текста
Вставка текста
Удаление текста
x удалить символ в позиции курсора
X удалить символ перед курсором
dw удалить слово
dd удалить строку
D удалить от курсора и до конца строки

Отмена действий
Поиск и замена текста
/образец искать текст вниз от курсора
?образец искать текст вверх от курсора
n повторить поиск в том же направлении
N повторить поиск в обратном направлении
:%s/текст1/текст2/c найти текст1 и заменить на текст2 каждый раз спрашивая подтверждение

Для перехода в режим редактирования необходимо нажать клавишу i. Для возврата в командный режим нажать клавишу .

Сохранение файла и выход
:w сохранить файл
:w новое_имя сохранить файл под новым именем
:w! новое_имя сохранить файл под новым именем, предварительно удалив одноименный файл
:q выйти из редактора
:wq сохранить и выйти
:q! выйти без сохранения

Начальные сведения о структуре файловой системы

Файловая система представляет собой логическую структуру каталогов и файлов. Структура стандартных каталогов почти одинакова в различных дистрибутивах Linux и координируется группой разработчиков http://www.pathname.com/fhs.

Каталог Описание
/bin основные пользовательские программы
/sbin программы системного администрирования
/boot файлы загрузчика системы
/home каталоги и файлы пользователей
/dev файлы устройств
/etc файлы настроек
/lib системные библиотеки и модули ядра
/lost+found восстановленные части файловой системы после некорректного размонтирования
/media точка монтирования компакт-дисков и flash-карт
/mnt временные точки монтирования
/opt дополнительные пакеты программ
/proc виртуальная файловая система, содержащая файлы с информацией о выполняющихся в данный момент процессах
/root домашний каталог суперпользователя
/tmp временные файлы
/var каталоги данных, файлы журналов, почтовые ящики, очереди печати и т.д.
/usr программы, исходные коды, документация

Полный список основных каталогов можно получить из справочного руководства man hier .

Расположение основных конфигурационных файлов

Имя файла Назначение
/etc/profile стандартные параметры окружения всех пользователей
/etc/bashrc параметры приглашения командной строки и псевдонимы команд. Информация может быть переопределена в пользовательском файле ~/.bashrc
~/.bash_profile параметры окружения пользователя
~/.bashrc параметры приглашения командной строки и псевдонимы команд
~/.bash_logout действия при завершении сеанса работы пользователя
/etc/X11/xorg.conf настройки системы X Window

В файле ~/.bashrc можно задать значения переменных окружения. Например, в конце файла ~/.bashrc могут быть записаны следующие строки:

export PS1="[\u@\h \W]\$ " export TMOUT=600

Работа с протоколами системы

Журналы (логи) работы программ находятся в каталоге /var/log/ . Например, для просмотра последних 10 строк журнала системных сообщений /var/log/messages можно использовать команду:

Для вывода последних 20 строк необходимо выполнить команду:

Для вывода первых 20 строк необходимо выполнить команду:

Источник

Оцените статью
Adblock
detector