Linux команда выполнения скрипта

Titiaiev / bash-guide-1.md

BASH — Bourne-Again SHell (что может переводится как «перерожденный шел», или «Снова шел Борна(создатель sh)»), самый популярный командный интерпретатор в юниксоподобных системах, в особенности в GNU/Linux. Ниже приведу ряд встроенных команд, которые мы будем использовать для создания своих скриптов.

break выход из цикла for, while или until
continue выполнение следующей итерации цикла for, while или until
echo вывод аргументов, разделенных пробелами, на стандартное устройство вывода
exit выход из оболочки
export отмечает аргументы как переменные для передачи в дочерние процессы в среде
hash запоминает полные имена путей команд, указанных в качестве аргументов, чтобы не искать их при следующем обращении
kill посылает сигнал завершения процессу
pwd выводит текущий рабочий каталог
read читает строку из ввода оболочки и использует ее для присвоения значений указанным переменным.\
return заставляет функцию оболочки выйти с указанным значением
shift перемещает позиционные параметры налево
test вычисляет условное выражение
times выводит имя пользователя и системное время, использованное оболочкой и ее потомками
trap указывает команды, которые должны выполняться при получении оболочкой сигнала
unset вызывает уничтожение переменных оболочки
wait ждет выхода из дочернего процесса и сообщает выходное состояние.

И конечно же кроме встроенных команд мы будем использовать целую кучу внешних, отдельных команд-программ, с которыми мы познакомимся уже в процессе

Что необходимо знать с самого начала

в этой строке после #! указывается путь к bash-интерпретатору, поэтому если он у вас установлен в другом месте(где, вы можете узнать набрав whereis bash ) поменяйте её на ваш путь.

  1. Коментарии начинаются с символа # (кроме первой строки).
  2. В bash переменные не имеют типа(о них речь пойдет ниже)

Переменные и параметры скрипта

Приведу как пример небольшой пример, который мы разберем:

#!/bin/bash #указываем где у нас хранится bash-интерпретатор
#присваиваем переменной parametr1 значение первого параметра скрипта
parametr1=$1
#присваиваем переменной script_name значение имени скрипта
script_name=$0
# команда echo выводит определенную строку, обращение к переменным осуществляется через $имя_переменной.
echo «Вы запустили скрипт с именем $script_name и параметром $parametr1»
# здесь мы видим другие кавычки, разница в том, что в одинарных кавычках не происходит подстановки переменных.
echo ‘Вы запустили скрипт с именем $script_name и параметром $parametr1’
#Выход с кодом 0 (удачное завершение работы скрипта)
exit 0

Результат выполнения скрипта:

ite@ite-desktop:~$ ./test.sh qwerty
Вы запустили скрипт с именем ./test.sh и параметром qwerty
Вы запустили скрипт с именем $script_name и параметром $parametr1

После того как мы познакомились как использовать переменные и передавать скрипту параметры, время познакомиться с зарезервированными переменными:

$DIRSTACK — содержимое вершины стека каталогов
$EDITOR — текстовый редактор по умолчанию
$EUID — Эффективный UID. Если вы использовали программу su для выполнения команд от другого пользователя, то эта переменная содержит UID этого пользователя, в то время как.
$UID — . содержит реальный идентификатор, который устанавливается только при логине.
$FUNCNAME — имя текущей функции в скрипте.
$GROUPS — массив групп к которым принадлежит текущий пользователь
$HOME — домашний каталог пользователя
$HOSTNAME — ваш hostname
$HOSTTYPE — архитектура машины.
$LC_CTYPE — внутренняя переменная, котороя определяет кодировку символов
$OLDPWD — прежний рабочий каталог
$OSTYPE — тип ОС
$PATH — путь поиска программ
$PPID — идентификатор родительского процесса
$SECONDS — время работы скрипта(в сек.)
$# — общее количество параметров переданных скрипту
$* — все аргументы переданыне скрипту(выводятся в строку)
$@ — тоже самое, что и предыдущий, но параметры выводятся в столбик
$! — PID последнего запущенного в фоне процесса
$$ — PID самого скрипта

Условные операторы, думаю, знакомы практически каждому, кто хоть раз пытался на чем-то писать программы. В bash условия пишутся след. образом (как обычно на примере):

#!/bin/bash
#в переменную source засовываем первый параметр скрипта
source=$1
#в переменную dest засовываем второй параметр скрипта
dest=$2

# в ковычках указываем имена переменных для сравнения. -eq — логическое сравнение обозначающие «равны»
if [[ «$source» -eq «$dest» ]]
# если они действительно равны, то
then
#выводим сообщение об ошибке, т.к. $source и $dest у нас равны
echo «Применик $dest и источник $source один и тот же файл!»
# выходим с ошибкой (1 — код ошибки)
exit 1
# если же они не равны
else
# то выполняем команду cp: копируем источник в приемник
cp $source $dest
echo «Удачное копирование!»
fi #обозначаем окончание условия.

Результат выполнения скрипта:

ite@ite-desktop:~$ ./primer2.sh 1 1
Применик 1 и источник 1 один и тот же файл!

ite@ite-desktop:~$ ./primer2.sh 1 2
Удачное копирование!

Структура if-then-else используется следующим образом:

Читайте также:  Консоль linux от админа

В качестве команд возвращающих код возврата могут выступать структуры [[ , [ , test, (( )) или любая другая(или несколько) linux-команда.

test — используется для логического сравнения. после выражения, неоьбходима закрывающая скобка «]»
[ — синоним команды test
[[ — расширенная версия «[» (начиная с версии 2.02)(как в примере), внутри которой могут быть использованы || (или), & (и). Долна иметь закрывающуб скобку «]]»
(( )) — математическое сравнение.

для построения многоярусных условий вида:

для краткости и читаемости кода, можно использовать структуру:

Условия. Множественный выбор

Если необходимо сравнивать какоую-то одну переменную с большим количеством параметров, то целесообразней использовать оператор case.

#!/bin/bash
echo «Выберите редатор для запуска:»
echo «1 Запуск программы nano»
echo «2 Запуск программы vi»
echo «3 Запуск программы emacs»
echo «4 Выход»
#здесь мы читаем в переменную $doing со стандартного ввода
read doing

case $doing in
1)
/usr/bin/nano # если $doing содержит 1, то запустить nano
;;
2)
/usr/bin/vi # если $doing содержит 2, то запустить vi
;;
3)
/usr/bin/emacs # если $doing содержит 3, то запустить emacs
;;
4)
exit 0
;;
*) #если введено с клавиатуры то, что в case не описывается, выполнять следующее:
echo «Введено неправильное действие»

esac #окончание оператора case.

ite@ite-desktop:~$ ./menu2.sh
Выберите редатор для запуска:
1 Запуск программы nano
2 Запуск программы vi
3 Запуск программы emacs
4 Выход

После выбор цифры и нажатия Enter запуститься тот редактор, который вы выбрали(если конечно все пути указаны правильно, и у вас установлены эти редакторы 🙂 )

Прведу список логических операторв, которые используются для конструкции if-then-else-fi:

-z # строка пуста
-n # строка не пуста
=, (==) # строки равны
!= # строки неравны
-eq # равно
-ne # неравно
-lt,( < ) # меньше
-le,( <=) # меньше или равно
-gt,(>) #больше
-ge,(>=) #больше или равно
! #отрицание логического выражения
-a,(&&) #логическое «И»
-o,(||) # логическое «ИЛИ»

С основами языка и условиями мы разобрались, чтобы не перегружать статью, разобью её на несколько частей(допустим на 3). Во второй части разберем операторы цикла и выполнение математических операций.

Читайте также:  Linux kernel build file system

Источник

Выполнение команд через shell-скрипты в Linux

Оболочка — это интерпретатор командной строки, который позволяет пользователю взаимодействовать с системой. Он отвечает за получение входных данных от пользователя и вывод данных.

Сценарии оболочки — это серия команд, записанных в порядке выполнения. Сценарии могут содержать функции, циклы, команды и переменные. Они упрощают сложные серии команд и повторяющиеся задачи.

В этом мануале мы разберем, как создавать и выполнять сценарии оболочки для командной строки в Linux.

Требования

  • Умение пользоваться терминалом.
  • Знание текстового редактора.
  • Знание команд: chmod, mkdir и cd.

Читайте также:

Начало работы

Скрипты оболочки нужно сохранять с расширением .sh.

Файл должен начинаться с шебанга (#!), чтобы система Linux понимала, какой интерпретатор использовать для сценария оболочки.

В этом мануале предполагается, что вы используете среду bash.

В скриптах также могут содержаться комментарии, они нужны для упрощения их читаемости. Удобный сценарий всегда содержит комментарии, которые помогают понять принцип работы скрипта и причины выбора тех или иных команд.

Создание и запуск базового shell-скрипта

Скрипт оболочки можно создать с помощью редактора vi, команды cat или текстового редактора.

Мы будем создавать с помощью vi:

Команда запустит редактор vi и создаст файл basic_script.sh.

Затем нажмите i на клавиатуре для запуска INSERT MODE. Добавьте следующие строки:

Скрипт запускает команды whoami и date. Команда whoami отображает активное имя пользователя, а date — текущую системную метку времени.

Чтобы сохранить и выйти из редактора vi:

Теперь можно запустить сценарий с помощью команды:

root Fri Jun 19 16:59:48 UTC 2020

Первая строка вывода соответствует команде whoami, а вторая команде date.

Можно запустить скрипт без указания bash:

Читайте также:  Linux search files with text

Запуск файла таким образом может потребовать разрешение пользователя. Запуск с помощью bash не требует этого разрешения.

~bash: ./basic_script.sh: Permission denied

Команда bash filename требует только прав на чтение.

Команда ./filename запускает файл как исполняемый и требует разрешения execute.

Для выполнения сценария нужно обновить привилегии.

Эта команда применит chmod и дает права x (исполнение) текущему пользователю.

Использование переменных в скриптах

Скрипты могут включать пользовательские переменные. По мере увеличения размера сценариев важно иметь четко определенные переменные с информативными именами.

Добавьте в скрипт следующие строки:

#!/bin/bash # This is a comment # defining a variable GREETINGS="Hello! How are you" echo $GREETINGS

GREETINGS — это переменная, определенная с помощью символа $ (знак доллара). В строке, в которой переменным присваивается значение, не должно быть пробелов.

На экран выведется присвоенное переменной значение:

Как видите, переменная GREETINGS успешно определена в сценарии и доступна при запуске скрипта.

Чтение ввода из командной строки

Shell-скрипты можно сделать интерактивными с возможностью принимать ввод из командной строки. Сохранить ввод командной строки в переменной можно с помощью команды read.

Добавьте в скрипт следующие строки:

#!/bin/bash # This is a comment # defining a variable echo "What is your name?" # reading input read NAME # defining a variable GREETINGS="Hello! How are you" echo $NAME $GREETINGS

Переменная NAME принимает ввод из командной строки. Этот скрипт ожидает, пока пользователь введет значение NAME. Затем он выводит NAME и GREETINGS.

What is your name? 8host 8host Hello! How are you

В примере пользователь ввел значение 8host.

Определение функций

Пользователи могут определять свои функции в сценариях. Эти функции могут принимать несколько аргументов.

Добавьте в скрипт следующие строки:

#!/bin/bash #This is a comment # defining a variable echo "What is the name of the directory you want to create?" # reading input read NAME echo "Creating $NAME . " mkcd ()   mkdir "$NAME" cd "$NAME" > mkcd echo "You are now in $NAME"

Этот скрипт запрашивает имя каталога. Затем он c помощью mkdir создает требуемый каталог и переходит в него.

What is the name of the directory you want to create? test_dir Creating test_dir . You are now in test_dir

В данном примере мы ввели test_dir. Далее скрипт создаст новый каталог с этим названием. Наконец, скрипт перейдет из текущего рабочего каталога пользователя в test_dir.

Заключение

В этом мануале мы разобрали, как создавать и запускать скрипты оболочки для командной строки в Linux.

Подумайте о повторяющихся или отнимающих много времени задачах, которые вы часто выполняете – возможно, такие команды полезнее заменить скриптами.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector