ПЛЮС ОДИН
Ну ладно, не пропадать же мысли, раз пришла. В общем, в интернетах манифест согласия – «плюс один». Согласия неистового и неукротимого — +100500. Так, вроде, нигде не обсчитался?
Предмет сегодняшних записок – цифровой звуковой процессор MD.Lab DSP8+. Просто 8, без плюса, у нас был прямо-таки ровно год назад. Что плюсуем? Собственно, для опытного глаза уже по групповому фото комплекта примерно ясно, что. В дополнение к тому, что не может не быть основным блоком и блоком дистанционного управления, появилось нечто, укомплектованное миниатюрной антенной. Но пойдём, всё же, по порядку, а то я собьюсь.
Основной блок стал выглядеть строже и изысканнее, личное вкусовое, разумеется, но и спорить трудно: теперь это не комбинация металла с полимерами, а очень хорошо обработанный анодированный алюминий. На верхней грани появилось окошко с двумя индикаторами: включения и перегрузки, по второму будет отдельная лабораторная работа.
Размеры корпуса в плане (высота – 42 мм). Крепёжные лапы почти (не совсем) скрываются под крышкой (видно на фото в ракурсе), отсюда мы их убрали, чтобы не нарушать гармонию форм. Есть ведь, что нарушать, правда? Вот и не будем нарушать.
Панель входов. Из 20 контактов System Connector восемь отданы входам высокого уровня, в видах интеграции в OEM систему. Остальное – питание, включение и, поскольку с плюсом – подключение блока с антенной. Стереовход RCA назван AUX, сиречь – вспомогательным. По отношению, надо полагать, не к высокому уровню, а к следующему в ряду разъёмов – оптическому S/PDIF. Замыкает ряд «сетевой» RJ45, к которому подключается блок дистанционного управления (ждёт своей очереди). И, чтобы не забыть: единственный аналоговый регулятор (чувствительности) тоже здесь. Позже окажется, что в совершенно цифровом устройстве он очень немаловажен.
Панель выходов – это почти одни выходы. Современным цифровым процессорам свойственно множить сущности внутри себя, вот и здесь при стереовходе – восемь отдельных выходов. Кроме них здесь только мини-USB для настройки с компьютера.
Блок ДУ. Главное назначение ручки – регулировка громкости (M., как нам кажется, означает Main. 40 – это громкость на максимуме). Короткое нажатие на кнопку будет означать приглушение звука (практически – совсем, на дисплее при этом будут мигать три нуля), если на неё нажать и держать секунды две, блок перейдет в режим управления сабвуфером. В нашей конфигурации это означает возможность регулировки уровня в каналах G и H от 0 (по умолчанию) до -24 дБ.
Остальное – кнопками. INPUT циклически перебирает между CD (это – входы высокого уровня, типа – штатное радио, которое уж точно с CD), AUX – вы уже знаете, что, SPD – это оптика. MODE – это выбор пресетов. Пока они не записаны в память устройства, на дисплее ничего не появляется.
Размеры утопленной части ДУ. Вдруг вы уже побежали прикидывать, куда ставить. Отнесёмся с пониманием, дело хорошее. Только не торопитесь: второе значение глубины – это с кабелем, довольно основательно закреплённым на корпусе. Если очень надо, выдернуть разъём можно, не на сварке, но на это конструкторы, видимо, не рассчитывали. Всё, можно бежать на стоянку со штангенциркулем.
Вот же смешной: убежал, а у нас – самая потеха. Которая плюс. Обратили внимание: на корпусе основного блока написано DSP8 без дальнейших арифметических знаков. В DSP8+ устройство превращается после присоединения этого блока, WiFi интерфейса AM-WF. Ах, вы уже прочли… Какие все сегодня стремительные…
Габариты вайфайного модуля. Высота корпуса – на 5 мм меньше, чем у основного блока.
Всё, кроме антенны на радиочастотном коаксиальном разъёме, сосредоточилось на этой торцевой панели. В многоконтактный разъём втыкается короткое, 20 см, ответвление от того же жгута, что включается в System Connector основного блока, то есть стоять беспроводному модулю предписано неподалёку. Аналоговый выход (мини-джек) говорит о том, что там, внутри, свой ЦАП. Зачем нужен WiFi модулю линейный выход – вопрос не к нам. А те, к кому этот вопрос, намекают: готовится версия с отдельным жгутом питания, которую можно присоединить к любой системе именно что как WiFi интерфейс. За что купили… Однако вернёмся. Есть тут ещё кнопки ОЙ ВСЁ RESET и MODE. Последняя переключает между режимами AirPlay (у кого яблоки – основное блюдо в меню) и Client (универсальный режим без предрассудков). На верхней панели (вы уже видели) есть индикатор, где AirPlay обозначен AP и тогда горит красным; а Client (так в описании) – буквами STA. Ну правильно, а как иначе… STA-Client индицируется универсальным голубым цветом индикатора.
Теперь соберём всё это вместе (минутное дело), подключим к компьютеру и приготовим бубен – на всякий случай.
С такими устройствами первое соло для бубна обычно начинается либо с установки драйверов (обошлось), либо при поиске нужного COM порта, у теперешних компьютеров их до дури сколько. Наш подопечный согласился на третий. Когда кликнули, чтобы старт (как было велено), появилось следующее меню.
У прошлой модификации DSP8 тоже было такое, но в полтора раза меньше, на два варианта конфигурации системы, а не на три. Предложенные варианты видятся так: первый – это трёхполосный поканальный фронт и два сабвуферных канала с урезанной полосностью эквалайзера, второй – это двухполосный фронт, тыл и снова два сабвуфера, в третьем сабвуфер оставлен один, но появился выход, пригодный для центрального канала. Так нам показалось.
Главный интерфейс, через который делается всё. У предыдущей версии четвёртый вход назывался PHONE, у нынешней – WIFI. Как и раньше, можно выбрать общее усиление, индивидуальное каждого канала, во всех можно включить ФНЧ и ФВЧ вместе или по отдельности, частоту среза можно ввести движками или прямо забив нужные цифры, причём – с очень высокой точностью, 90 и 91 Гц для DSP8 – разные частоты. 500 и 501 – тоже. А можно просто двигать мышью вертикальные линии, обозначающие частоты среза. Набор значений крутизны фильтров – исчерпывающий (мягко говоря): от 6 до 48 дБ/окт. без пропусков. Добротность, правда, только одна, Баттерворт.
У эквалайзера фиксированные частоты, уровень регулируется движками или прямым числовым вводом, добротность – только прямым числовым. Настройку, сделанную в одном канале, можно переносить в другой, парный ему, с последующей индивидуальной корректировкой.
В каналах, в начальной конфигурации расписанных как сабвуферные, оставлено по 11 полос эквалайзера, до 200 Гц включительно, но на частоты среза фильтров никаких ограничений не накладывается (вот как у нас показано). Временные задержки по всем каналам вводятся в заранее выбранных единицах (мс или см), в ходе сессии поменять это нельзя, раньше надо было думать. Вводить требуемое значение можно, опять, движками, можно (опять опять) руками, забивая в окно нужные цифры. Шаг времени задержки раньше был 0,05 мс, однако, как нам сказали представители фирмы, по просьбе какого-то супер-установщика из Дании шаг был изменён и теперь составляет 0,021 мс. Будем проверять.
Те, кто передал нам этот девайс, выразили ряд пожеланий. Типа – договоритесь с каким-нибудь хай-энд салоном, пусть всё прогреют хотя бы дня два, подключите и послушайте отдельно по оптике, отдельно по WiFi, отдельно (разумеется) – хайрезы какие-нибудь. Им же самим интересно будет, хайэндщикам-то…
Мы поблагодарили и поступили по-своему. Домашний «Харман» с S/PDIF и RCA, iPad и безымянный планшет с требуемой версией Android. Требуемая – выше 4.0, потому что яблоки играют напрямую, а для зелёных человечков требуется установка плеера с труднопроизносимым именем BubbleUPnP, по счастью – бесплатного. С выхода – на усилитель и наушники AKG k271.
А то хайэндщиков им подавай… Алена Делона…
Процессор, когда не занят своим основным делом, должен делать что? Вот именно, ничего, будто его и нет. В этом отношении нынешняя версия показала себя профессионально: память подсказала, что у прошлой мы отмечали не то, чтобы глуховатость, но некоторую зажатость звучания. У нынешней – не отметили. Звучание оставалось нейтральным по всем доступным нам каналам, радиус действия WiFi до появления сбоев составил метров 15 со стеной из газобетонных блоков где-то на пути. Цифровой шум на слух не обнаруживался даже при основательной частотной коррекции.
Здесь уместно спросить: а как переключить вход на WiFi, на блоке ДУ такой позиции, вроде, нет. Оказывается, всё случается само собой. Логика такая: раз вы завели себе WiFi интерфейс, значит, это для вас важно. А раз так, то и устройство будет это считать важным. Переключение в режим приёма аудио по WiFi происходит, когда вы включите воспроизведение на WiFi источнике. Предварительно его, разумеется, надо познакомить с AM-WF по обычной в таких случаях вайфайной процедуре, с паролем. Чтобы вы слушали свой репертуар, а не блондинки из машины в соседнем ряду. При этом действует правило «чьи тапки» наоборот. Непонятно? Это значит: кто последний включил WiFi источник на воспроизведение, на того и переключается интерфейс. Когда такие источники (и пароль) есть более чем у одного (лучше двух) в компании, получается интересная игра…
Звучание по оптике и по WiFi еле уловимо отличается (возможно, на уровне самовнушения). Но отдать явное предпочтение одному из способов нельзя – оба хороши. Да и сама возможность построить высококачественную систему с беспроводным подключением основного источника сигнала в буквальном смысле развязывает руки.
Начнём вот с чего. С чувствительности. На верхней грани корпуса, как было отмечено, появился индикатор клипа.
Вот он, справа, красненький такой. Он у нас загорелся при уровне сигнала на выходе 3,7 В RMS, на входе при этом было ровно 2 В. По-настоящему же клипирование сигнала начинается, когда на выходе уровень доходит до 5,0 В (на входе – 2,7 В). То есть тут есть некий запас. Но здесь вот, что важно: перегрузка фиксируется индикатором и, собственно, возникает до начала цифрового тракта, регуляторы уровня в окне интерфейса никак на этот процесс не влияют. Радикально уровень сигнала регулируется аналоговым потенциометром, тем самым, единственным, на панели входов. В приведенных измерениях он стоял на максимуме. На минимуме напряжение на входе, вызывающее загорание индикатора перегрузки, составит 7,3 В, реальное ограничение наступает при напряжении на входе почти ровно 10 В.
Причина более открытого звучания открылась на АЧХ в позиции всех корректоров «в ноль». Спад на самом верху диапазона есть, но раньше он был вдвое (в децибелах) больше. Фильтры мы настроили на две произвольные частоты (на самом деле 91 и 1633 Гц, только как вы это заметите?) и прогнали все значения крутизны.
У эквалайзера регулировка в минус больше, чем в плюс, что правильно, хотя даже меньшее значение – от души. По умолчанию все регуляторы установлены на добротность 5,8. Если ввести несуразно большое значение, скажем, 30, оно будет сброшено на наибольшее из имеющихся, 9. Если несуразно низкое, скажем – 0,1, произойдёт аналогичная подмена на 0,5. Внутри этого диапазона шаг – 0,1, что точнее, чем может понадобиться на практике.
При нулевой временной задержке сигнал путешествует в мозгах DSP8 чуть больше 3 миллисекунд, на графике – реакция на ступенчатое изменение напряжения на входе, step-response, если проще. Минимальное значение задержки, которое можно ввести (что и есть шаг) – действительно 0,021 мс. Это – 0,7 см, против 1,7, которые были в прошлой версии. Ничего себе там в Дании миллиметровщики с ушами. Максимальная величина задержки – 14,99 мс, или 510 см. Должно хватить…
Аппарат, в целом нам знакомый, в ходе эволюции похорошел внешне, завёл себе интерфейс побогаче, улучшил АЧХ, но главное – приобрёл новую профессию, самую сегодня востребованную: беспроводное аудио. Решение разработчиков использовать для этого не Bluetooth, как делают сегодня многие, а WiFi представляется оправданным: BT изначально создавался для передачи речевой информации на совсем малые дистанции, типа от кармана до уха. WiFi – изначально очень широкополосная связь на существенно большие расстояния, поэтому надпись на модуле AM-WF “Music Loss-free WiFi” по существу справедлива. Не потому что здесь WiFi какой-то особенный, а потому что это заложено в стандарт передачи данных. Так что итоги модернизации – не +1, а ближе к 100. Или даже к 500…