Метод скользящего окна в компьютерных сетях

В поисках утерянного гигабита или немного про окна в TCP

Поводом для написания этой статьи послужила лень, которая, как известно, двигатель прогресса и свидетель появления на свет невероятно облегчающих жизнь вещей.

В моём случае это была лень объяснять в тысячный раз клиенту, почему он арендовал канал точка-точка и в договоре чёрным по белому написано Ethernet 1Гбит/с, а он как ни измеряет, но чуть-чуть да меньше получается.

Где остальное? Почему недобор? Куда девался интернет из провода? А может его и вовсе страшно обманули?

Ну что ж, давайте искать, а заодно напишем заметку, которую будет не стыдно показать тысяче первому клиенту, у которого будет недосдача скорости.

Важно

Если вы сетевой инженер, то не читайте эту статью. Она оскорбит все ваши чувства т.к. написана максимально простым и доступным языком с множеством упущений.

История про окна. Мир до окон

Итак, чтобы понять, где скорость, нам придётся разобраться в том, как работает TCP в плане обеспечения надежности соединения.

Как нам всем известно, у ТСР есть финт последней надежды, когда все ухищрения доставить кадр до получателя не сработали, он просто заново отправляет испорченный или утерянный кадр.

Как это выглядит в простейшем случае:

  • Кадр отправляется передатчиком. На передатчике включается таймер, в течении которого от получателя должно быть получено подтверждение АСК об успешном получении кадра или явное указание, что кадр был испорчен/утерян в пути — NACK
  • Если по истечении таймера АСК не получен, пакет отправляется ещё раз
  • Если приходит NACK, источник повторяет отправку кадра
  • А если АСК получен, источник отправляет следующий кадр

Графически этот алгоритм легко представляется на временной шкале:

Называется этот алгоритм методом простоя источника, что сразу даёт нам понять его главный минус: катастрофически неэффективное использование канала связи. Технически, ничего не мешает передатчику сразу после отправки первого кадра отправлять второй, но мы принуждаем его ждать прихода ACK/NACK или истечения таймера.

Поэтому важно понимать, что процессы отправки и получения ACKов могут идти независимо друг от друга. На этой идее и был рождён метод скользящего окна.

Окно первое. Скользящее. Теоретическое.

После осознания минусов предыдущего метода, в голову приходит идея разрешить источнику передавать пакеты в максимально возможном для него темпе, без ожидания подтверждения от приёмника. Но не бесконечное их количество, а ограниченное неким буфером, который называется окном, а его размер указывает на количество кадров которое разрешено передать без ожидания подтверждений.

Для наглядности рассмотрим окно размером К кадров, в котором находятся пакеты (1. N) в некий момент времени, т.е. у нас была отправлена пачка кадров, каждый кадр по мере своей возможности достиг получателя, тот их обработал и отправил подтверждение для каждого.

Читайте также:  Хост для компьютерных сетей

Теперь усложняем ситуацию, включив время.

В момент прихода АСК на первый кадр, последний ещё не был даже отправлен, но поскольку мы знаем об успешности доставки, в окно можно добавить следующий по порядку кадр, т.е. окно сдвигается и теперь включает в себя кадры 2. N+1. Когда приходит ACK на 2-й кадр, окно снова сдвигается: 3. N+2. И так далее. Получается, что окно как-бы «скользит» по потоку пакетов. Или пакеты через него, тут кому как удобней представлять.

Таким образом, все кадры глобально делятся на три вида:

  • Прошлое.Были отправлены, были получены подтверждения
  • Суровое настоящее. Состоит из отправленных кадров, но без полученных подтверждений и тех, кто уже в окне, но стоит в очереди на отправку
  • Светлое будущее. Кадры в очереди на попадание в окно.

И как это влияет на скорость связи? – спросите вы.

Как мы видим из графика, необходимым условием для максимальной утилизации канала связи является регулярное поступление подтверждений в рамках действия окна. АСК не обязаны приходить в чётком порядке, главное чтобы АСК на первый кадр в окне пришёл раньше, чем будет отправлен последний кадр, иначе сработает таймер неответа, кадр будет отправлен заново, а движение окна прекратится.

Также, стоит отметить, что в большинстве реализаций алгоритма скользящего окна, подтверждения приходят не на каждый пакет, а сразу на всю принятую пачку (называется Selective Ack). Это позволяет ещё больше увеличить эффективную утилизацию канала за счёт снижения объёма служебной информации.

Итак, что же мы имеем в сухом остатке? Какие параметры имеют существенное влияние на эффективность передачи данных между двумя точками?

  • Размер окна, который выбирается меньшим из двух: окно, объявленное получателем (размер его буфера) или CWND — размер, определяемый отправителем на основе RTT
  • Само RTT: время приёма-передачи, равное времени, затраченному на отправку сигнала, плюс время необходимое для подтверждения о приёме.

И мы не должны передать больше, чем готов принять получатель или пропустить сеть.

Давайте представим, что у нас супер надёжная сеть, где пакеты практически никогда не теряются и не бьются. В такой сети нам выгодно иметь окно максимально возможного размера, что позволит нам минимизировать паузы между отправкой кадров.

В плохой же сети ситуация обратная — при частых потерях и большом количестве битых пакетов нам важно доставить каждый из них в целости и сохранности, поэтому мы уменьшаем окно так, чтобы трафик как можно меньше терялся и мы избежали фатальных переотправок. Жертвовать в этом случае приходится скоростью.

И как нам всем известно, реальность — это смесь двух крайних случаев, поэтому в реальной сети размер окна величина переменная. Причём он может быть изменён, как в одностороннем порядке на любой стороне, так и по согласованию.

Промежуточное резюме. Как мы видим, даже без привязки к конкретным протоколам, чисто технически крайне сложно утилизировать канал на все 100%, т.к. хотим мы того или нет, но даже в лабораторных условиях между кадрами будут минимальные, но задержки, которые и не дадут нам достичь заветных 100% утилизации полосы пропускания.

Читайте также:  Конфигурация топология локальной компьютерной сети звезда

А что уж говорить про реальные сети? Вот во второй части мы и рассмотрим одну из реализаций на примере TCP.

Окно второе. Реализация в TCP

Чем замечателен ТСР? На основе ненадёжных дейтаграмм IP, он позволяет обеспечить надежную доставку сообщений.

При установлении логического соединения модули ТСР обмениваются между собой следующими параметрами:

  • Размер буфера получателя — это верхнее ограничение размера окна
  • Начальный порядковый номер байта, с которого начнётся отсчёт потока данных в рамках этой сессии

Сразу запоминаем важную особенность — в ТСР окно оперирует не количеством кадров, а количеством байт. Это значит, что окно представляет из себя множество нумерованных байт неструктурированного потока данных от верхних протоколов. Звучит громоздко, но проще написать не получается.

Итак, ТСР протокол дуплексный, а значит каждая сторона в любой момент времени выступает и как отправитель, и как получатель. Следовательно с каждой стороны должен быть буфер для приёма сегментов и буфер для ещё не отправленных сегментов. Но кроме того, должен быть ещё и буфер для копий уже отправленных сегментов, на которые ещё не получили подтверждения о приёме.

Кстати, отсюда следует упускаемая многими особенность: в двух направлениях условия сети могут быть разными, а значит разный размер окон и разная пропускная способность.

В такой ситуации пляска ведётся от возможностей получателя. При установлении соединения, обе стороны высылают друг другу окна приёма. Получатель запоминает его размер и понимает сколько байт можно отправить, не дожидаясь АСК.

Дальше включаются механизмы описанные в первой главе. Отправка сегментов, ожидание подтверждение, повторная отправка в случае необходимости и т.д. Важное отличие от теоретических изысканий — это комбинирование различных методик. Так например, получение нескольких сегментов, пришедших по порядку, происходит автоматически, прерываясь, только если сбивается очередность поступления. Это одна из функций буфера получателя — восстановить порядок сегментов. И то, если в потоке обнаруживается разрыв, ТСР модуль может повторить запрос потерянного сегмента.

Пара слов про буфер копий на отправителе. У всех сегментов, лежащих в этом буфере, работает таймер. Если за время таймера приходит соответствующий АСК, сегмент удаляется. Если нет — отправляется заново. Возможна такая ситуация, что по таймеру сегмент будет отправлен ещё раз до того, как придёт АСК, но в этом случае повторный сегмент просто будет отброшен получателем.

И вот от этого тайм-аута на ожидание и зависит производительность ТСР. Будет слишком короткий — появятся избыточные переотправки пакетов. Слишком длинный — получим простои из-за ожидания несуществующих АСК.

На самом деле ТСР определяет размер тайм-аута по сложному адаптивному алгоритму, где учитываются скорость, надежность, протяжённость линии и множество других факторов. Но в общих чертах он таков:

  • При отправке каждого сегмента замеряется время до прихода АСК.
  • Получаемые значения усредняются с весовыми коэффициентами, возрастающими от прошлого к будущему. Это позволяет более новым данным оказывать большее влияние на итоговый результат.
  • Затем считается среднее значение от усреднений на предыдущем шаге и получается величина таймаута.Но если разброс величин очень велик, то учитывается ещё и дисперсия.
Читайте также:  Что такое услуги компьютерной сети

Но что-то мы всё больше про окно отправки, хотя окно приёма представляет из себя более интересную сущность. На разных концах соединения окна, обычно, имеют разный размер. В мире победивших клиент-серверных технологий, не приходится ожидать, что клиент будет готов оперировать окном того же размера, который может обрабатывать сервер.

Точно так же размер его может меняться динамически, в зависимости от состояния сети, но здесь неправильный выбор подразумевает уже “двойную” ответственность. В случае получения данных бОльших, чем может обработать ТСР модуль, они будут отброшены, на источнике сработает таймер, он переотправит данные, они опять не попадут в размер окна и т.д.

С другой стороны, установка слишком маленького окна приведёт к использованию канала на скорости равной скорости передачи одного сегмента.Поэтому разработчики ТСР предложили схему, в которой при установлении соединения размер окна устанавливается относительно большим и в случае проблем начинает сокращаться в два раза за шаг. Это действительно выглядит странно, поэтому были созданы реализации ТСР повторяющие привычную нам логику: начать с малого окна и, если сеть справляется, то начать его увеличивать.

Но на размер окна приёма может влиять не только принимающая сторона, но и отправитель данных. Если мы видим, что АСК регулярно приходят позже таймеров, что приходится часто переотправлять сегменты, то источник может выставить своё значение окна приёма и будет действовать правило наименьшего — будет принято самое маленькое значение, кто бы его ни назначил.

Остаётся рассмотреть ещё один вариант развития событий, а именно перегрузку ТСР-соединения. Это состояние сети характеризуется тем, что на на промежуточных и оконечных узлах возникают очереди пакетов. В данном случае у приёмника есть два варианта:

Хотя полностью закрыть соединение таким образом нельзя. Существует специальный указатель срочности, который принуждает порт принять сегмент данных, даже если для этого придётся очистить существующий буфер. А принявший нулевой размер окна отправитель не теряет надежды и периодически отправляет контрольные запросы на приёмник и, если тот уже готов для принятия новых данных, то в ответ он получит новый, не нулевой, размер окна.

Итого

Капитан подсказывает — если одна TCP сессия в принципе не может обеспечивать 100% утилизацию канала, то используй две. Если мы говорим про клиента, который взял в аренду канал точка-точка и поднял в нём GRE туннель, то пусть поднимет второй. Дабы они не дрались за полосу, заворачиваем в первый важный трафик, во второй — всякую ерунду и страшно зарезаем ему скорость. Этого как раз хватит на то, чтобы выбрать остатки полосы, которую первая сессия не может взять чисто технически.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector