Интернет 2020 в России и мире: статистика и тренды
Цифровая реальность стремительно меняет мир. Сегодня на нашей планете проживает 7,7 миллиарда человек и 4,5 из них используют интернет. Он проникает во все сферы человеческой жизни и становится ее неотъемлемой частью.
Каждый год We Are Social и Hootsuite представляют отчет о состоянии интернет-среды – Digital 2020. Вашему вниманию выдержка из самых любопытных цифр.
Среди наиболее важных цифр глобального отчета Digital 2020 по части распространения интернета в мире следует выделить:
- +298 млн. новых интернет-пользователей в сравнении с данными на январь 2019. Общее количество – 4,54 млрд. Рост +7%;
- +321 млн. новых пользователей в социальных сетях. Аудитория социальных сетей достигла уже более 3,8 млрд. человек. Дело уверенно идет к тому, что вскоре пользоваться социальными сетями будет половина всего человечества;
- +124 млн. обладателей мобильных телефонов. 5,19 млрд. в мире. Рост 2,4%.
В России доступ к интернету имеет 81% всего населения – 118 миллионов человек.
Аудитория соцсетей при этом составляет 70 млн. человек, то есть 48% от всего населения.
По статистике средний пользователь проводит в интернете 6 часов 38 минут ежедневно. В сравнении с прошлым годом этот показатель сократился на 3 минуты, однако это все еще 100 дней в году на человека. Если отбросить восьмичасовой сон, получится, что 40% времени бодрствования мы с вами в онлайн.
Любопытно отметить, что жители разных стран тратят время на интернет по-разному. Больше всего им пользуются филиппинцы – 9 ч. 45 мин., а меньше всех японцы – 4 ч. 22 мин. Россияне ежедневно находятся в сети на протяжении 7 ч. 17 минут.
Ввиду столь глубокого проникновения интернета в жизнь каждого из нас, кажется удивительным, но 40% (3,2 млрд.) человечества все еще не подключены к интернету. 31% «неподключенных» находится в Южной Азии, 27% на территории Африки.
В обозначенных регионах наблюдается взаимосвязь между наличием доступа в сеть и возрастом пользователей. Так, оффлайн находится более половины населения всей Африке в возрасте до 20 лет, а в Южной Азии 460 миллионов детей до 13 лет.
Также определенное значение имеет пол. Согласно данным Международного союза электросвязи (ITU), мужчины чаще имеют доступ к сети, чем женщины. Гендерный разрыв также заметен в социальных сетях. Так, в Южной Азии женщины в три раза реже мужчин используют соцсети.
Чуть больше половины времени в сети проводится при использовании мобильных гаджетов – 50,1%.
Сегодня 92% пользователей имеют возможность находится онлайн с мобильных. Тем не менее 44% всех запросов в интернете, согласно Statcounter, все еще выполняется с десктопов.
Следует отметить, что большинство людей используют сразу несколько устройств для выхода в интернет. Разные устройства используются в разное время и для разных целей. Это говорит о том, что в маркетинговых стратегиях требуется применять сбалансированный подход и в равной степени ориентироваться на все типы устройств.
10 из 11 минут в телефоне мы используем приложения и только 9% времени просматриваем веб-страницы. Приложения используются в самых различных сферах жизни – общение, отдых, развлечения, финансовые вопросы.
За 2019 год пользователями было загружено более 200 млрд. приложений, совокупные затраты на них составили около $120 млрд. Если говорить усредненно, то на каждый смартфон по $21.
Большая часть загрузок и 70% расходов приходится на мобильные игры. Серьезную долю рынка занимают приложения для знакомств. На них люди со всего мира потратили 2,2 миллиарда долларов – в 2 раза больше, чем двумя годами ранее.
Общее время, затрачиваемое на соцсети, составляет 2 часа 24 минуты в день. Статистика по данному пункту сильно варьируется в зависимости от страны. Наиболее активны в соцмедиа жители Филиппин, средний пользователь этой страны в возрасте от 16 до 64 лет тратит на социальные сети 4 часа в день. Наименее здесь активны японцы – только 45 минут в день.
Россиянин проводит на социальных платформах 2 часа 26 минут ежедневно. Наиболее популярны в России WhatsApp, Viber и Вконтакте.
Наиболее популярной сетью в мире остается Facebook, его каждый месяц используют 2,5 млрд. активных пользователей. Но главным открытием 2019 стал TikTok с 800 млн. активных пользователей в месяц. Правда основная аудитория приходится на Китай – 500 млн.
Заметный рост показал Reddit, получивший 100 млн. новых пользователей за прошедший год.
В России наибольшее развитие получил Instagram. Рекламная аудитория платформы на сегодня составляет 44 миллиона человек.
Среди тенденций минувшего года, связанных с увеличением интереса и внимания пользователей в сети, выделим:
- Голосовые технологии. Популярность голосовых интерфейсов выросла на 9%. Ежедневно ими пользуются 43% людей. В России голосовые команды и поиск применяют 25% интернет-пользователей.
- Беспокойство о конфиденциальности. По данным GlobalWebIndex, тем, как компании используют их данные, обеспокоены 64% пользователей интернета. В начале 2019 года это волновало 63%. В России эта проблема волнует 60% пользователей от 16 до 64 лет.
- Снижение доверия. Согласно исследованию Reuters 56% людей обеспокоены достоверностью фактов в интернете. В прошлом году таковых было 54%.
- Недовольство обилием рекламы. Половина всех пользователей в интернете ежемесячно используют блокировщики рекламы. Год назад инструменты блокировки использовали 47%.
- Видеоигры. Общая численность глобального игрового сообщества насчитывает более 3,5 миллиардов человек. 69% играют в игры на смартфонах, 41% используют для этого компьютер, 25% игровые приставки., 21% играет на планшетах. В 2019 на игры геймеры потратили свыше $150 млрд, что на 10% больше, чем в прошлом году.
- YouTube. GlobalWebIndex сообщает, что каждый месяц онлайн-видео сегодня смотрят 90% интернет-пользователей в возрасте от 16 до 64 лет. Наибольшая доля онлайн-потребителей видеоконтента сосредоточена на YouTube. Около 3 млрд. человек смотрят на этой платформе не менее одного видео в месяц.
- Онлайн-шопинг. Три четверти интернет-пользователей каждый месяц что-то покупают в сети. Данные Statista свидетельствуют о том, что расходы на онлайн-шопинг в мире значительно выросли в 2019 году. В России покупки онлайн за последний месяц совершили 60% пользователей интернета. В среднем каждый россиянин в год тратит онлайн 190 долларов.
Не можем не отметить наиболее глобальное изменение интернет-парадигмы 2020.
Google Trends утверждает, что в 2019 году люди стали искать собак почти в два раза чаще, чем кошек.
По данным рекламных инструментов в Twitter, свыше 250 млн. пользователей платформы интересуются собаками, а кошки интересны только 250 тыс. пользователей платформы. То есть в 1000 раз меньше!
Собаки популярнее котиков даже в Instagram. Около 250 млн. постов на платформе имеют хэштег #dog, а #cat стоит под 200 млн. изображений. Мопс по кличке Даг (Doug the Pug) имеет больше подписчиков, чем сердитая кошка Grumpy Cat (R.I.P). Пожалуй, исторический перелом.
Авторы отчета Digital 2020, отталкиваясь от своих исследований, дают ряд советов для формирования более выгодных маркетинговых стратегий:
- Смотрите шире. Привычки, предпочтения и ожидания людей в интернете меняются под влиянием мировых тенденций. Недостаточно смотреть лишь на то, что поблизости. Расширяйте горизонты, черпайте информацию и вдохновение в разных регионах. Соцсети упрощают процесс взаимодействия и получения информации от людей со всего мира. Чтобы быть эффективными важно учитывать как экспертные мнения, так и мнения рядовых пользователей.
- Главный ориентир – человек. Фокусируйтесь на людях, а не на технологиях. Инструменты, площадки, каналы – все это второстепенно. В долгосрочной перспективе успешны только те компании и бренды, которые успешно удовлетворяют желания и потребности людей, а не те, которые запрыгнули в поезд с инновациями, запустили вирусные компании или же бессистемно использовали новинки.
- Сконцентрируйтесь. Маркетологи стремятся всегда быть в курсе всех тенденций, но иногда лучше знать меньше. Иногда лучше остановиться и сконцентрироваться на тщательной проработке проверенных инструментов, чем пытаться осваивать и внедрять новые. Однако не игнорируйте заметные тренды. Игры, голосовые интерфейсы и киберспорт пользуются колоссальной популярностью у аудитории во всем мире, но их все еще достаточно мало освещают в СМИ и недостаточно задействуют в маркетинговых планах и бюджетах брендов.
Значение высоких технологий в нашей жизни достигло новых высот. Все больше людей проводят все больше времени в интернете, решая там свои задачи. Чтобы успешно с ними взаимодействовать, нужно разбираться не только в технологических новшествах, но и в самих людях, учитывая все их разнообразие и многогранность.
Потребление мобильного интернета в России выросло в 1,5 раза
Российские пользователи мобильного интернета побили очередной рекорд – в I квартале 2020 г. трафик данных в сотовых сетях достиг почти 5 млрд Гб. Это следует из опубликованной Минкомсвязи статистики. Таким образом по сравнению с январем – мартом прошлого года потребление мобильного интернета выросло почти в 1,5 раза. Весь российский интернет-трафик в I квартале этого года – 12,8 млрд Гб.
Рост мобильного интернет-трафика подтверждают опрошенные «Ведомостями» представители операторов. В I квартале трафик этого года в сети МТС вырос по сравнению аналогичным периодом 2019 г. на 45–50%, говорит представитель оператора Алексей Меркутов. Он связывает это с увеличением количества смартфонов, которыми пользуются абоненты МТС, ростом аудитории цифровых сервисов, а также и распространением качественного и одновременно «тяжелого» видеоконтента.
Данные «Мегафона» совпадают с данными Минкомсвязи, отмечает его директор по сетевой инфраструктуре Валентин Полозенко. В I квартале 2020 г. интернет-трафик абонентов оператора вырос на 50,3% по сравнению с прошлым годом. Основной вклад в рост трафика, по словам Полозенко, внесли смартфоны. Если в I квартале 2019 г. на этот тип устройств приходилось 85% мобильного трафика «Мегафона», то за аналогичный период этого года смартфоны cформировали уже свыше 90% этого трафика, пояснил Полозенко.
Мобильные абоненты на самоизоляции стали больше говорить друг с другом
Активнее пользоваться мобильным интернетом в I квартале 2020 г. начали и абоненты «Билайна» – показатель MbOU (средний трафик на одного абонента) вырос на 60,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. и составил около 7,5 Гб в месяц, сообщила пресс-служба оператора. Пользователи все активнее используют мобильный интернет для общения с близкими, покупок, получения услуг, а также для развлечений и в образовательных целях и т. д., перечисляет представитель компании. Внес свой вклад в рост трафика и режим самоизоляции, добавил он.
Дата-трафик в сети Tele2 по итогам I квартала этого года вырос в 1,67 раза в сравнении с началом 2019 г., сообщила представитель Tele2 Дарья Колесникова. «Это обусловлено как ростом числа абонентов в целом, так и более активным потреблением услуг передачи данных клиентами, цифровизацией клиентской базы», – объяснила она. По словам Колесниковой, количество активных пользователей мобильного интернета в сети Tele2 в целом увеличилось на 36,1% в сравнении с аналогичным периодом 2019 г.
Эксперты связывают рост потребления мобильного интернета в России с расширением базы пользователей смартфонов, ростом их интереса к трафикоемкому видео, а также с режимом самоизоляции, вызвавшим спрос на онлайн-сервисы и контент. О влиянии на рост потребления трафика противоэпидемических мер и вынужденного пребывания пользователей дома говорит, в частности, гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. При этом, по его словам, ежегодно в России мобильный интернет-трафик растет примерно в 1,7–1,8 раза. Если в 2018 г. среднестатистический пользователь скачивал порядка 4–5 Гб в месяц, то уже в начале 2020 г. этот показатель составлял около 10 Гб, рассказывает Кусков. Это вызвано, в первую очередь, увеличением интереса к видео сверхвысокой четкости, а также развитием сотовых сетей LTE: в них за одно и то же время пользователь может скачать гораздо больше информации, нежели чем через сети предыдущих поколений, отмечает он.
Потребление мобильного дата-трафика растет из года в год – пользователи все больше смотрят видео, общаются, пересылают друг другу медиафайлы, отмечает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. По его мнению, росту способствовали также безлимитные тарифы на интернет. Хотя они были введены ранее, переход на эти тарифы был растянутым во времени процессом, объясняет Анкилов.