Модель сетевого взаимодействия доу и школы

Статья «Модель сетевого взаимодействия детского сада и начальной школы в решении проблемы преемственности через проектную деятельность

Необходимость обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием – проблема давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе совершенствования образования. Классики дошкольной педагогики говорили о том, что содержанием образования для дошкольников должна стать амплификация развития, т.е. обогащение, максимально полное проживание и расширение возможностей самого дошкольного детства. Л. С. Выготский писал: «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

Воспитанники нашего детского сада проживают в основном в нашем микрорайоне, поэтому школа № 6 для многих является очень близкой по расположению. Администрация, педагоги и специалисты детского сада использовали следующие формы преемственного взаимодействия со школой: взаимопосещения педагогами занятий в детском саду и уроков в начальных классах школы, приглашение учителей и специалистов школы на родительские собрания в детском саду, совместные круглые столы по адаптации выпускников. При этом педагоги детского сада и школы не владели информацией о документах, регламентирующие деятельность образовательного учреждения другого уровня, не были знакомы с программами и технологиями. Побеседовав с администрацией школы, с учителями начальных классов, к которым идут наши выпускники, мы решили перестроить наши взаимоотношения.

Для перестройки взаимоотношений нами была создана модель сетевого взаимодействия, которая включает в себя следующие блоки: блок участников сетевого взаимодействия, концептуальный блок (цели, задачи, идеи, принципы и условия), блок достижения результата – это система мероприятий, мониторинг и прогнозирование. Для реализации модели нами был выбран проектный метод – инновационная педагогическая технология, основой которой является самостоятельная деятельность дошкольников и младших школьников – исследовательская, познавательная, продуктивная, игровая, коммуникативная, где дети познают окружающий мир и воплощают новые знания в реальные продукты. Так же данный метод позволяет педагогам и специалистам детского сада и начальной школы изучить программы, технологии, используемые в образовательных организациях и выстроить их преемственность.

Читайте также:  Понятие о компьютерных сетях объединение компьютеров в локальную сеть

В течение долгого времени наш детский сад сотрудничает с Ярославским педагогическим университетом им. К.Д.Ушинского, а именно с кафедрой методики преподавания филологических дисциплин в начальной школе, используя в качестве парциальной авторскую программу С.Г.Макеевой и Е.Н.Мартыновой «Обучение грамоте в процессе предшкольной подготовки на основе вариативного подхода». В программе, кроме задачи формирования устной и основ письменной речи (чтение, письмо) ставится задача введения ребенка в мир книг, привитие интереса и привычки к их чтению. Поэтому для развития дальнейших преемственных связей со школой, реализации модели сетевого взаимодействия, педагоги и специалисты детского сада и начальной школы выбрали проект «Как хорошо уметь читать!». Актуальность этого проекта неоспорима: книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. Использование проектной деятельности по данной теме дает важное преимущество. Дошкольники и младшие школьники являются не пассивными объектами формирования знаний о книгах, — они становятся их активными добытчиками. Такие знания эмоционально окрашены, личностно значимы для ребенка, а значит и отношение, формируемое на их основе, носит более осознанный характер, оно глубже, индивидуальнее. Дети, активно участвуя в реализации проекта, обязательно станут настоящими, увлечёнными читателями .

Педагогами детского сада и начальной школы было проведено анкетирование родителей с целью определения места книги в жизни ребенка, которое показало, что 70% детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. Только 30 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Педагоги и специалисты детского сада и школы поняли, что без вовлечения родителей в проектную деятельность решить задачу воспитания у дошкольников и младших школьников любви к книге невозможно. Родители приняли активное участие в выставке совместных работ родителей и детей «Волшебные сказки», в группах детского сада были созданы «Уголки семейного чтения», школьники оформили компьютерную презентацию и фотоальбом «Книги наших пап и мам», макет «Герои сказочной страны». В детском саду уже в течение трех лет функционирует семейный читательский клуб «Теремок», который родители старших и подготовительных групп активно посещают. На заседаниях клуба родители знакомятся с жанрами фольклора и литературы, биографией и произведениями детских писателей и поэтов, совместно с педагогами и библиотекарями обсуждают важные вопросы детского чтения. Родители совместно с детьми принимают активное участие в драматизациях русских народных сказок, помогают в изготовлении декораций и пошиве костюмов. Мы отметили, что родители научились творчески подходить к привитию у детей интереса к книге, способствуют поддержанию традиций семейного чтения.

Читайте также:  Договор на создание компьютерной сети

В ходе реализации проектов были проведены следующие совместные мероприятия: акция «Книжкина больница», драматизация сказки «Гуси – лебеди», викторина «Сказки водят хоровод». Итоговым мероприятием проекта стал праздник, посвященный Дню детской книги. Нами было отмечено, что у детей – дошкольников выявлено положительное отношение к сотрудничеству, как со взрослыми, так и со сверстниками и школьниками, умение слушать и слышать других. Дети выражали готовность к сотрудничеству, проявляли товарищество и взаимовыручку. В ходе реализации проекта отмечено развитие речевых умений, интерес и положительное отношение к речевому творчеству. В ходе проектной деятельности у детей сформировался устойчивый интерес к книге – как источнику знаний, потребность в общении с книгой.

Все это говорит о том, что у дошкольников развиты предпосылки коммуникативных универсальных учебных действий.

Эффективной формой работы над проектом и развития традиций семейного чтения оказалась организация групповых библиотечек. Для их работы каждая семья принесла свои любимые книги, которые читаются и обсуждаются не только в детском саду. Воспитатели изготовили книжный каталог и формуляры, организовали книжную выставку и теперь каждая семья может взять и почитать книги, любимые в других семьях, обменяться мнениями, оставить отзывы в рукописном журнале.

Активное участие в совместной проектной деятельности принимает детская библиотека – филиал № 6. Дошкольники и школьники начальных классов побывали в детской библиотеке на совместной экскурсии «Наш друг – книга». Работники библиотеки присутствуют на заседании семейного читательского клуба, организуют в детском саду и школе передвижную библиотеку, тематические выставки детской литературы («Новый год», «День Победы», «Волшебные сказки», «К нам пришло лето», «Сказочные животные наших лесов») дети старших и подготовительных групп детского сада ежемесячно посещают библиотеку с экскурсиями.

Читайте также:  Основные задачи решаемые компьютерной сетью

Также воспитанники детского сада побывали на экскурсии в музее – усадьбе «Карабиха», где познакомились с творчеством поэта Н.А.Некрасова, участвовали в интерактивной игре «В гостях у дедушки Мазая».

Для педагогов и специалистов эта работа тоже явилась очень значимой. Она позволила усилить взаимопомощь между педагогами детского сада и школы, углубить понимание проблемы преемственности и расширить границы действий благодаря объединению организаций с различными возможностями. У детского сада и школы появилась возможность оказывать влияние на другие организации и учреждения – как внутри сети, так и за ее пределами, а также обеспечивать обмен идеями, мнением, опытом и технологиями.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector