Модель сетевого взаимодействия сельской школы

Статья по педагогике «Сетевое взаимодействие основного и дополнительного образования в условиях сельской местности»

Ключевые слова: сеть, сетевое взаимодействие, педагогическое взаимодействие, воспитательное пространство, дополнительное образование.

На современном этапе развития общества сетевое взаимодействие все активнее входит в нашу жизнь, затрагивая все ступени образования. Особенно актуальным оно стало с введением государственных стандартов второго поколения и с выходом нового Закона «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 года), в котором закрепляется сетевая форма реализации сетевых программ.

Инновационное развитие российской системы образования предполагает взаимодействие общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования муниципального и регионального уровней в единое образовательное пространство, где каждое учреждение является уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности.

В Концепции развития дополнительного образования детей межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе, организация сетевого взаимодействия учреждений различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем, создание интегрированных (или комплексных) организаций социальной сферы рассматриваются как основные механизмы развития системы дополнительного образования детей

В настоящее время под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий. Сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений.

Сеть помогает найти прецеденты, получить экспертизу собственных разработок, расширить перечень образовательных услуг для обучающихся, в том числе, посредством реализации образовательных программ в сетевой форме.

Следует отметить, что сеть создается на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети. Таким образом, сеть всегда является результатом проектного замысла, поскольку участники должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности. Сетевое взаимодействие в системе образования строится в разнообразных организационно-правовых формах: образовательный округ, школьный округ, ресурсный центр, паритетная (автономная) кооперация общеобразовательных организаций, ресурсный центр, свободная академическая сеть, социокультурный комплекс, филиальная сеть и пр.

Основными направлениями развития сетевого взаимодействия являются:

1. нормативно-правовое сопровождение;

2. научно-методическое сопровождение, включая:

— формирование содержания сетевых программ с выстраиванием индивидуальных образовательных траекторий;

— наращивание кадрового потенциала (повышение квалификации педагогических работников, проведение стажировок по использованию инновационного оборудования);

— отработка механизмов коллективного использования сетевых ресурсов;

3. информационное сопровождение: — формирование единого информационного пространства и образовательной среды.

4. управленческое сопровождение:

— уточнение номенклатуры реализуемых в дополнительном образовании и обучении программ;

— реструктуризация сети образовательных организаций;

Читайте также:  Технические средства глобальных компьютерных сетей

— развитие системы независимой оценки качества дополнительного образования;

При выстраивании сетевого взаимодействиядополнительного и основного образования в сельской местности необходимо:

— определить цели и задачи выстраивания системы, анализ рисков и

преимуществ сетевого взаимодействия.

— создание единого информационного портала и реструктуризация ресурсов каждой образовательной организации;

— мониторинг состояния дополнительного образования на сегодняшний день;

— создание механизма взаимодействия сетевых ОО с целью совместного использования ресурсов;

— формирование системы оценки эффективности сетевого взаимодействия (рейтингование ОО, система независимой оценки качества и т.д.);

— оформление нормативно-правовых документов сопровождающих процесс выстраивания сетевого взаимодействия дополнительного и основного образования в сельской местности.

Дополнительное образование в современных условиях — это работа трёх составляющих компонентов: лицензия на оказание дополнительного образования, педагог дополнительного образования и программа дополнительного образования. К сожалению, в условиях сельской местности, где кадровый голод явление привычное, одно из условий зачастую не исполняется. Для этого взаимодействие основного и дополнительного образования в условиях сельской местности становится не просто актуальным, но и жизненно необходимым. Иначе отсутствие дополнительного образования в сельской местности влечет за собой ни что иное как неисполнение майских указов президента российской Федерации В.В. Путина.

Указы Президента Российской Федерации сформулировали задачи по увеличению охвата детей дополнительным образованием и определили, что к 2020 году до 75 процентов детей от 5 до 18 лет должны быть охвачены программами дополнительного образования. Поэтому в отдельно взятом муниципальном районе сельского типа просто невозможно разрешить проблему развития дополнительного образования детей: она предполагает использование ресурсов всего муниципального района.

На сегодняшний день разработаны и успешно реализуются разновариантные концепции развития муниципальной образовательной сети, связанные с: подготовкой педагогов и управленцев к инновационной деятельности и управления ею (Л. М. Звезда, В. А. Сарапулов и др.); повышением качества образования (А. Н. Томазова и др.); совершенствованием деятельности муниципальных методических служб (М. В. Галанина, Т. С. Лаухина и др.); организацией проведения мониторинговых исследований в муниципальных системах образования (Н. А. Улитенкова и др.); модернизацией управления образованием в сельском районе (Н. М. Багаутдинов) и др.

Взаимодействие общей и дополнительной образовательной системы является средством реализации вариативного обучения детей, включающего овладение ими универсальными компетенциями, развитие творческих способностей и задатков, удовлетворение индивидуальных потребностей, социальную адаптацию и идентификацию, становление личности. Особая значимость в интеграции двух образовательных системы отражена в Законе об образовании, Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, Национальной стратегии действий в интересах детей, Концепции развития дополнительного образования. В основных нормативных документах дополнительное образование предполагает вариативное обучение учащихся как универсальную форму развития ребенка, основанную на его свободном выборе различных видов образовательной и творческой деятельности, в которых активно формируется его личностное и профессиональное самоопределение[2].

Читайте также:  Модели сетевого взаимодействия педагога

В философском, методологическом плане общее и дополнительное образование могут рассматриваться как общее и особенное, общее и частное. При этом общее школьное образование является систематизирующим образованием, охватывающим массы, а дополнительное образование по своей природной изначальной сути является вариативным образованием, ориентированным, прежде всего, на индивидуальное развитие детей. Взаимодополнение этих двух начал является неизбежным, если необходимо обеспечить целостность образовательного процесса. Целесообразность и объективная необходимость взаимодействия, интеграции общего и дополнительного образования может быть выведена также из двойного предназначения человека, заключающегося в познании мира и преобразовании мира. Взаимодействие основного и дополнительного образования неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений.

Оптимальным механизмом развития современного образовательного пространства является интеграция общего и дополнительного образования. Такая интеграция осуществляется как в урочной деятельности, так и на базе организаций дополнительного образования, учреждений культуры, спорта. Это поспособствует гармоничному соединению трех равнозначных сфер: учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования. Такой подход позволит создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы, проблемы интеграции основного и дополнительного образования

Именно взаимопроникновение двух образовательных сфер может обеспечить решение общих проблем педагогов и обучающихся, необходимый уровень знаний и умений, навыков школьников и развитие их эмоциально-образного мышления, формирование духовно-нравственных качеств, достижение определенной стабильности системы, более активное использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей и технологий и целостное и многообразное развитие ребенка.

Интеграция учреждений основного и дополнительного образования детей часто рассматривается в современной педагогике как фактор социального партнерства. Позиция современных исследователей состоит в том, что интеграция основного и дополнительного образования является способом максимальной реализации функции обучения, воспитания и развития детей, которая предполагает, с одной стороны, «внешнюю интеграцию» — подчинение всех компонентов системы единому педагогическому процессу, с другой стороны, «внутреннюю интеграцию» — взаимопроникновение элементов различных направлений образования, приводящих к формированию качественно нового целого.

Эффективность процесса взаимодействия основного и дополнительного образования в сельской местности во многом зависит от целостности организационной структуры, обеспечивающей взаимосвязь различных объектов и является необходимым условием функционирования образовательной системы.

Так, общее количество детей Хабарского района Алтайского края в возрасте от 5 до 18 лет охваченными программами дополнительного образования составляет 1384 человека, а это 58,2% от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Читайте также:  Развитие информационная вычислительная сеть

Для увеличения количества детей в возрасте от 5 до 18 лет охваченными программами дополнительного образования необходимо:

1. Создание условий в образовательных организациях Хабарского района для сетевого взаимодействия основного и дополнительного образования.

2. Увеличение интереса детей к дополнительному образованию за счет открытия новых направлений.

3. Развитие кадрового потенциала.

4. При распределении фонда оплаты труда на 2018 предусмотреть средства на создание кружков и секций в МБОУ «Утянская СОШ», МБОУ «Мартовская СОШ» и МБОУ «Ильинская СОШ».

Из всего вышесказанного следует сделать вывод. Если, имеются плюсы от взаимодействия дополнительного и общего образования, а одним из важнейших плюсов это развитие личной мотивации и удовлетворение интересов обучающихся, то развитие интегрированного дополнительного образования позволит самореализоваться в полной мере не только обучающимся, но и непосредственно педагогам. Если такой подход сохранить и развивать, то повысится педагогический потенциал дополнительного образования, который способен не только влиять на личностное развитие растущего человека, но и на формирование определённого образа жизни ребёнка. Это связано с тем, что во внешкольном дополнительном образовании удовлетворяются не только образовательные, но и иные социальные потребности детей.

Взаимодействие муниципальных систем общего образования — это новый качественный уровень взаимодействия в развитии дополнительного образования детей в условиях сельской местности. Сущность его заключается во взаимосогласованной деятельности совместной работы муниципальных систем общего образования с учетом единых интересов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сетевое взаимодействие в дополнительном образовании является: необходимым условием для дальнейшего развития школы, позволяет повысить образовательный потенциал, ведущий к новому качеству школьной образовательной практики, позволяет преодолеть закрытость учреждений, осуществлять сотрудничество на правах партнёрства, выстраивать прочные и эффективные связи не только между учреждениями, но и между профессиональными командами и педагогами, работающими над общими проблемами.

1 Абанкина И.В. Эффективные модели сетевого межведомственного взаимодействия организаций, реализующих программы дополнительного образования. [электронный ресурс]. URL :

2 Синицын Ю. Н., Хентонен А. Г. Методологические регулятивы разработки педагогической деятельности современного учителя // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: научный журнал. № 12–2. М, 2013. С.280–283.

3 Касьянов, В.В. Обществознание/В.В. Касьянов.-Ростов н/д: Феникс, 2007.-276.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р, ред. от 08.08.2009) // СЗ РФ. 2008. №47. Ст. 5489.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector