Модель сетевого взаимодействия школьников

Организация сетевого взаимодействия в образовательной организации

С эволюцией человеческого общества происходит изменение всех форм жизнедеятельности. Глубокие изменения, происходящие в социуме, привели к тому, что образование переживает сегодня кризис, выражающийся не только в материально-финансовом оскудении, но и в неопределенности целей и содержания самого образования.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов инновационного образования, основанного на определенных принципах.

Сеть создается на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети. Сеть всегда является результатом проектного замысла, поскольку участники должны ориентироваться на единое целеполагание, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности.

Повышенный интерес к сетевому взаимодействию в современной образовательной практике связан с появлением «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», в которой выделяются модель внутришкольной профилизации и модель сетевой организации.

Это стало реальностью после выхода нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» в котором закрепляется сетевая форма реализации сетевых программ.

Таким образом, на договорной основе, можно совместно с различными образовательными и другими организациями проектировать и реализовывать образовательные программы в целях обучения, производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности.

Сетевое взаимодействие – развитие связей

Введение федерального компонента государственного образовательного стандарта (базовый и профильный) приводит к возникновению разнообразных моделей организации профильного обучения.

Однако необходимые условия не всегда могут быть созданы в пределах одного общеобразовательного учреждения.

Таким образом, одним из путей достижения указанных целей является организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями.

Однако, сетевое взаимодействие между образовательными организациями сталкивается с целым рядом проблем. Проблематика сильно вариативна, и зависит от многих факторов, начиная от регионально– территориального расположения образовательных организаций, заканчивая инертностью педагогических составов.

На настоящий момент, одним из самых серьезных факторов, препятствующих успешному развитию севетового взаимодействия вертикального направления, является отсутствие нормативно–правовой базы, утвержденного образца, то есть принятого на государственном уровне.

Читайте также:  Компьютерная сеть паутина документов

Сетевое взаимодействие – рекомендации по организации

В статье 15 закона от «Об Образовании» описан только договор, который должны заключить организации, из каких основных пунктов он должен состоять, но не более.

Ряд школ, уже работающих в статусе «пилотных площадок» столкнулись с рядом вопросов, которые приходилось решать по мере апробирования и протекания эксперимента, а именно разные цели воспитания и обучения, разные направленности работы, ценности, даже моральные нормы и многое другое.

Таким образом, основываясь на опыте работы пилотных школ, можно сформировать список нормативных документов, которые необходимо оформить образовательным учреждениям, для вхождения в сетевое взаимодействие, а именно:

1) Положение о порядке организации и регулирования сетевой формы реализации образовательных программ в ОУ

2) Приказ о сетевом взаимодействии на учебный год

3) Договор о сетевом взаимодействии общеобразовательных учреждений

4) Регламент деятельности ответственных за обучение

5) Договор о сетевой форме реализации образовательных программ с ОУ-партнером

6) Заявление-согласие родителей (законных представителей) на участие в сетевом взаимодействии их детей

7) Информация о планируемых формах реализации образовательных запросов обучающихся.

Именно так имеет смысл начинать работу, любому учреждению, желающему вступить в сетевое взаимодействие.

План создание сетевого взаимодействия (обобщенный):

1. Формирование участников сетевого взаимодействия.

2. Подготовка набора соглашений, договоров, положений о проведении сетевых работ участниками сетевого взаимодействия.

3. Подготовка пакета сетевых образовательных услуг.

4. Формирование группы учеников с утвержденными и согласованными, между участниками сетевого взаимодействия, индивидуальными учебными планами.

5. Подготовка бюджета, сетевого графика и расписания пакета сетевых образовательных услуг.

Стоит отметить, что каждый случай сетевого взаимодействия имеет свои тонкости и нюансы, но общая матрица создания прецедента сетевого взаимодействия имеет именно такой вид.

Сетевое взаимодействие субъектов образовательного процесса

На сегодняшний день, когда образовательные учреждения достаточно хорошо оснащены современной компьютерной техникой, большинство из них имеют выход в Интернет по высокоскоростным каналам, возникла новая проблема – эффективное, разумное использование всего этого с целью повышения уровня образования, развития и взаимодействия всех участников образовательного пространства.

Сетевое взаимодействие на примере различных моделей

В работе рассмотрены различные виды сетевого взаимодействия, которые могут быть успешно реализованы внутри отдельно взятого образовательного учреждения.

Важным условием повышения качества работы школы является внедрение в практику образовательного учреждения внутришкольного сетевого взаимодействия.

Читайте также:  Ячеистая полносвязная топология сети

Одним из элементов сетевой активности педагога станет его работа в информационном пространстве.

Использование в работе собственного информационного пространства выводит взаимодействие с другими участниками образовательного процесса на качественно новый уровень.

Существует несколько моделей взаимодействия.

Модель «учитель – ученик»

«учитель – ученик» предполагает наличие информационного пространства у учащихся. В них учащиеся могут размещать выполненные задания, а также информацию о себе, своих интересах, обмениваться актуальной информацией с одноклассниками. Сами задания, а также полезные ссылки на материалы для их выполнения предварительно размещаются на учительском информационном пространстве. Свои замечания к выполненным работам учитель может оставлять в виде комментариев. Такая же возможность есть у учащихся – задать свой вопрос в комментариях к заданию.

На информационном пространстве учащегося со временем формируется портфолио выполненных им работ, что позволит в дальнейшем проанализировать его работу.

Модель «учитель – учитель»

Обмен информацией с коллегами способствует созданию внутришкольного сетевого учительского сообщества, которое даст возможность учителю получить оценку своих материалов и рекомендации по их улучшению, а также позволит выявить инновационные способы работы отдельных учителей и сделать их достоянием всех педагогов школы.

Можно сказать, что сетевое взаимодействие этой модели позволяет расширить возможности для повышения профессиональной компетентности учителя и развития его творческих способностей.

Модель «учитель – класс – родители»

Отдельные составляющие внеклассной работы также можно перенести в сеть путем создания информационного пространства класса. Такой блог будет носить информационный характер для учеников и их родителей, а также содержать фотоальбомы классных мероприятий, дискуссии, планы и так далее.

Также такое информационное пространство сможет решать задачи своевременного интерактивного взаимодействия между классным руководителем и родителями учащихся.

Модель «проект (урок) – учитель – ученик»

Для некоторых уроков могут создаваться отдельные, в том числе коллективные, информационные пространства. Дистанционное взаимодействие посредством информационного пространства позволяет учителю более эффективно работать с часто болеющими учениками и учениками, находящимися на домашнем обучении.

Также учителем или группой учителей могут создаваться информационные пространства в поддержку внутри– или межпредметных проектов.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Модель «учитель – администрация ОУ»

Взаимодействие педагогического коллектива с администрацией образовательного учреждения может происходить посредством внутришкольного информационного пространства, доступ к которому осуществляется по паролю.

Читайте также:  Обслуживание компьютерной сети офиса

На нем могут быть размещены любые документы, любая информация. Такое информационное пространство призвано решать задачи как информационной, так и методической поддержки педагогов.

Данный вид сетевого взаимодействия позволит решать такие задачи как:

— своевременный доступ к информации заинтересованного круга лиц,

— перевод «бумажной» отчетности в электронный вид,

— коллективная работа с документами в совместном доступе

— оптимизация процесса управления.

Использование мультимедиа технологий

Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.

Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а также собственные разработки позволяют учителю повысить эффективность обучения. Можно рекомендовать следующие основные методические особенности организации обучения современного школьника:

1) уроки с применением мультимедийных материалов.;

2) на практических занятиях за каждым обучающимся должен быть закреплён отдельный компьютер;

3) должен использоваться индивидуальный подход, включающий широкое использование индивидуализированных обучающих программ, банка многоуровневых заданий;

4) целесообразно проводить значительную часть занятий в форме деловых игр;

5) в качестве заданий должны выдаваться реальные жизненные многовариантные и непоставленные задачи, особенно те, с которыми обучающиеся могут встречаться в реальной жизни;

6) должен широко использоваться метод проектов;

7) следует шире использовать проблемный метод обучения, предусматривать разработку обучающимися реальных программ (документов, таблиц, баз данных), которые могут быть использованы в процессе обучения.

Сетевое взаимодействие – это мир информации, общения, обмена опытом, это диалог культур. Это возможность услышать и понять друг друга.

В работе были изучены механизмы, методы и формы сетевого взаимодействия между субъектами образовательного процесса; было проведено сравнение двух принципов организации сетевого взаимодействия в организации обучения. По результатам сравнения, были разработаны и предложены методические рекомендации и примерные методики для различных прецедентов сетевого взаимодействия.

Таким образом, в исследовании было рассмотрено развитие организационной культуры педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и выявлено, что эта связь двусторонняя. Формирование нового метода работы происходит под непосредственным влиянием на него организационных культур школ. Сложившиеся отношения в коллективе, личное отношение к инновациям сотрудников школ с той или иной организационной культурой как прямо, так и косвенно оказывает влияние на то, приживется ли новая форма работы или нет.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector