Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования
1. Название публикации: Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования.
2. Хмарук Наталья Виленовна , malinasvet @ rambler . ru
3. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 6» г. Воркуты.
4. Аннотация к докладу.
В данной работе представлена модель организации внеурочной деятельности в соответствии с внедрением ФГОС НОО и ФГОС ООО в образовательном учреждении. В работе описывается опыт организации внеурочной деятельности МОУ «Гимназия № 6» г. Воркуты с учетом интеграции общего и дополнительного образования с привлечением ресурсов социальных партнеров (учреждений культуры, спорта, дополнительного образования детей).
Модель организации внеурочной деятельности
«Самостоятельность + сотрудничество»
Организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в гимназии и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Заинтересованность гимназии в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования универсальных учебных действий.
Основная идея модели: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации гимназистов во внеурочной деятельности.
Цель: разработка механизмов организации внеурочной деятельности гимназистов.
Основные задачи:
Ø выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
Ø создание условий для формирования, развития и закрепления УУД
Ø развитие опыта общения, взаимодействия, сотрудничества; адаптация в социуме.
Организация внеурочной деятельности осуществляется по следующим принципам:
1. Планирование внеурочной деятельности начинается от результата – конкретного УУД. Внеурочная деятельность не может быть внеучебной. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены на развитие УУД. Содержание занятий по программам должно быть ориентированно на формирование, закрепление УУД.
2. Воспитание охватывает учебную и внеурочную деятельность. Совместная деятельность всех участников образовательного процесса.
Описание модели внеурочной деятельности
Учебный план в части формирования учебного образовательного процесса
Учреждение дополнительного образования, культуры
«Волейбол и баскетбол» (ДЮСШ «Смена»)
Годовой круг праздников и традиций
Программа воспитательной работы класса
Планы работы вожатой, социального педагога, педагога — психолога
Программа «Лестница успеха»
Научное общество учащихся «Новая волна» (1-4)
«Мир растений и животных» (ДТДиМ)
Я выбираю свой путь (ДТДиМ)
«Мы исследователи» «Компьютерный гений»
Генератор идей и проектов (ДТДиМ)
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы и ресурсы учреждений дополнительного образования.
Мы заключаем договоры с учреждениями дополнительного образования: МОУДОД «ДТДиМ», «Детская школа искусств», «ДЮСШ Олимпийский резерв», «ДЮСШ Смена». В этом учебном году специалисты МОУДОД «ДТДиМ» специально под программу «Лестница успеха» разработали программы дополнительного образования.
Время, отводимое на внеурочную деятельность мы определяем самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов основной образовательной программы и на основании запросов обучающихся и родителей, а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий, главное, чтобы были реализованы индивидуальные потребности обучающихся.
Каждый год в мае мы проводим презентацию кружков и секций, которые можем предложить по всем основным направлениям ФГОС и проводим анкету для родителей, анализ которой нам позволяет более полно удовлетворить потребности учащихся.
Реализация внеурочной деятельности также осуществляется через годовой круг праздников и традиций. Общегимназические дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общегимназическом мероприятии позволят ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общегимназических делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.
Годовой круг праздников и традиций представляет собой комплексный педагогический прием, основная идея которого – непрерывность в ожидании и осуществлении радостных событий и дел, наполнение школьной жизни устойчивыми элементами положительного эмоционального отношения к происходящему в гимназии. При этом мы говорим «круг», подчеркивая непрерывность, логическую обусловленность, связанность происходящих событий, а не ограниченность выбора возможных форм и идей.
В основе создания модели внеурочной деятельности заложена программа интеграции основного и дополнительного образования «Лестница успеха», которая является подпрограммой инновационной программы развития гимназии «Качество-развитие-успех». Программа предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.
Программа решает актуальные общепедагогические проблемы, такие как:
1) интеграция основного и дополнительного образования;
2) построение единой надпредметной программы формирования познавательно-исследовательской и социальной культуры учащихся, обеспечивающей преемственный переход с этапа на этап обучения;
3) учет достижений учащихся во внеурочной сфере в основном образовательном процессе.
Программа интеграции основного и дополнительного образования состоит из нескольких образовательных проектов с 1 по 11 класс: Портфель достижений семьи. 1-4 класс, П утешествие по океану знаний. 1-4 класс, Семь коллегий, Интеллектуальный турнир. Исследовательские и социальные лаборатории, Предметная неделя. 1-11 классы, Церемония награждения медалью «За вклад в развитие гимназического образования».
В каждом проекте разработаны соответствующие возрасту и целям формы предъявления результатов достижения учащихся и мониторинг результативности. Кроме того, все проекты реализуют направления развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Управлять воспитательным процессом нужно по результатам. Надо знать проблемы для того, чтобы знать, куда идти дальше.
1. Методика «Личностный рост»
Вожатая, психолог, социальный педагог
2. Методика «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин). Методика социометрии
3. Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя
Руководители МО классных руководителей, заместитель директора по ВР
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (Стандарты второго поколения) / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)