- Модели организации профильного обучения
- Возможные формы организации профильного обучения
- 1) Модель внутришкольной профилизации
- 2) Модель сетевой организации
- Модели профильного обучения
- Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании
- Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров
- Определение целевой аудитории
- Описание презентации по отдельным слайдам:
Модели организации профильного обучения
В рамках профильного обучения предполагается несколько моделей организации обучения :
— модель внутришкольной профилизации;
— модель сетевой организации: реальная и виртуальная (дистанционная);
— смешанная модель и другие модели.
При реализации модели внутришкольной профилизации школа предоставляет возможные ресурсно-обеспеченные и востребованные учащимися профили.
В модели сетевой организации профильное обучение учащихся конкретной школы проводится за счет привлечения образовательных ресурсов других образовательных учреждений, например, других школ, высших учебных заведений и т.д. В муниципальной образовательной сети можно осуществлять объединение нескольких образовательных учреждений вокруг наиболее сильного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, выполняющего роль «ресурсного центра». В этом случае каждая школа данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых предметов и ту часть профильного обучения, которую она способна реализовывать. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».
В рамках профильного обучения возможна кооперация общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечение дополнительных ресурсов.
Возможны варианты организации профильного обучения, когда часть курсов реализуется в очной форме на базе школы или «ресурсного центра», а другая часть реализуется дистантно, по средством сетевого взаимодействия или в заочной форме.
Кроме того, у учащихся есть право не выбирать профиль, а остаться в обычном классе, и при этом посещать курсы по выбору.
Следует иметь в виду, что общеобразовательное учреждение может стать однопрофильным (реализовывать только один профиль) и многопрофильным (реализовывать несколько профилей обучения). Предполагается сохранение непрофильных (универсальных) старших классов и целых школ.
Возможные формы организации профильного обучения
Предлагаемая концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации.
Возможна такая организация образовательных учреждений различных уровней, при которой реализуется не только содержание выбранного профиля, но и предоставляется учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание из других профильных предметов. Такая возможность может быть реализована как посредством разнообразных форм организации образовательного процесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счет кооперации (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного, начального и среднего профессионального образования и др.). Это позволит старшекласснику одного общеобразовательного учреждения при необходимости воспользоваться образовательными услугами других учреждений общего, начального и среднего профессионального образования, обеспечивающей наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей учащихся.
Таким образом, можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения.
1) Модель внутришкольной профилизации
Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).
Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам (в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.
2) Модель сетевой организации
В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.
Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».
Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).
Предложенный подход не исключает возможности существования и дальнейшего развития универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.).
Решение об организации профильного обучения в конкретном образовательном учреждении принимает его учредитель по представлению администрации образовательного учреждения и органов его общественного самоуправления.
Модели профильного обучения
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.135 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.135 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс профессиональной переподготовки
Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.135 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Определение целевой аудитории
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Модели профильного обучения
Модель внутришкольной
профилизации
Модель сетевой
организации
однопрофильная
многопрофильная
Ресурсный
центр
Кооперация ОУ
Один избранный
профиль
Несколько
профилей
обучения
Объединение
нескольких ОУ
УДПО высшего,
среднего,
начального
Цели профильного обучения
Углубленное
изучение
отдельных
предметов
программы
полного
общего
образования
Обеспечение
преемственно-
сти между
общим и
профессио-
нальным
образованием
Равный
доступ к
полноценному
образованию
разным
категориям
обучающихся
Дифференциа-
ция содержания
обучения
старшекласс-
ников.
Индивидуаль-
ные образова-
тельные
программы
Концепция модернизации российского образования до 2010 года
3 слайд Направления профилизации
Базовые
общеобразовательные
предметы
Элективные курсы
Профильные
общеобразовательные
предметы
являются обязательными для
всех учащихся во всех
профилях обучения
являются обязательными для
всех учащихся, выбравших
данный профиль
Элективные курсы
являются обязательными для
посещения курсов по выбору
учащихся
4 слайд Направления профилей
— информационно — экономический
— психолого – гуманитарный
— химико – биологический
— медико — биологический
— социально – экономический
— гуманитарно – филологический
— физико – математический
— художественный
Формы профильного обучения
Проектирование индивидуальных учебных планов:
1-й вариант – экстерн готовится к экзаменам самостоятельно, согласовывая сроки аттестации.
2-й вариант – экстерн проходит подготовку по отдельным предметам в группах по 5- 8 человек.
3-й вариант – экстерн обучается в особой группе по всем общеобразовательным предметам.
Бесклассно-курсовая подготовка
Здоровьесберегающая технология организации учебного процесса в старшей школе.
Ориентирована на повышенный уровень подготовки учащихся.
6 слайд Профильные курсы
Состав курсов:
курсы, углубляющие содержание базовых общеобразовательных предметов;
курсы, представленные совокупностью отдельных профильных курсов(русский язык, литература, МХК, журналистика…);
могут быть не представлены на профильном уровне.
Задачи профильных курсов:
определяются основным мотивом учащихся – подготовка к поступлению в вуз, получение высшего профессионального образования.
7 слайд Элективные курсы
Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы
Функции:
«поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильном стандартном уровне;
служить для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.
Количество элективных курсов должно быть избыточно (5-6). Соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20
8 слайд Структура программы
Пояснительная записка
Содержание
Учебно-тематический план
Титульный лист
Перечень рекомендуемой литературы
Учебно-методическое обеспечение курса
Программа курса
Аннотация, место курса в образовательном процессе, цели и задачи изучения курса, основные компоненты содержания, методы и формы обучения, результаты изучения, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки, тематический план, дополнительные обучающие материалы.
Элективные курсы по русскому языку и литературе
1.Соловьева Т.Н. Элективные курсы по русскому языку и литературе для профильной подготовки , (часть I-V).
2.Обернихина Г.А. Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров.
3.Канакина Г.И. Язык русских пословиц.
4. Макушева С.В. Практическая стилистика. Деловой русский язык.
5. Скоробогатова В.И. Мастерство красноречия.
6. Самсонова Л.И. Стилистика в курсе русского языка.
7. Бондаренко Л.А. Мастерство публичного выступления.
8. Дерябина Л.А. Мир природы в русской поэзии.
9. Каспражак А.Г. Сборник элективных курсов.
Русский язык для говорения и письма.
Формы художественного мышления в русской литературе ХХв.
Деловой русский язык.
10. Шипкова А.Г. Культура речевого общения.- РЯ, №18
10 слайд 11. Сборник. Элективные курсы в профильном обучении.
-М.: Вита- Пресс, 2004
Русский язык для говорения и письма.
Деловой русский язык.
Практическая стилистика.
Условия успешной коммуникациии.
Русский язык в диалоге культур.
12. Сборник. Элективные курсы. Литература. Профильное обучение (10-11 классы). –М.: Дрофа, 2006
13. Сборники программ курсов по выбору. Предпрофильная подготовка. (9 класс). – Краснодар, 2004, 2005
14. Орфографический практикум по русскому языку. Интерактивное учебное пособие. Московский лингвистический институт.
15. Львова С.И. Практикум по русскому языку.
16. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Практикум по русскому языку. Орфография.
17. Червинская А.И. Практикум по русскому языку.