- В МТС новые поборы. Оператор обложит россиян «данью» за оплату интернета, телефона и ТВ
- Ухудшение условий
- Больше комиссий – больше заработок
- Конечное число абонентов
- Когда никто не хочет брать пример
- В Москве подорожал домашний интернет. Расценки
- В 2023 г. – с подорожавшим интернетом
- Вынужденная мера
- Позиция антимонопольщиков
- Регионам достанется тоже
- Мобильная связь не отстает
В МТС новые поборы. Оператор обложит россиян «данью» за оплату интернета, телефона и ТВ
МТС вводит комиссию за пополнение счета домашнего интернета, фиксированной телефонии и телевидения – менее чем через полгода после появления поборов за внесение средств на баланс мобильного телефона. Ни у одного другого оператора подобных условий оплаты нет.
Ухудшение условий
Оператор связи МТС, входящий в четверку крупнейших телеком-операторов в России, вводит новые поборы. Как пишут «Ведомости», абоненты компании будут вынуждены платить ей комиссию в размере 1% за каждое пополнение счета проводного интернета, телевидения и домашнего телефона. Для примера, если перечислить МТС 500 руб. на оплату любой из перечисленных услуг, то до баланса доберутся лишь 495 руб. – 5 руб. оператор оставит себе.
В данном случае МТС идет по проверенной им же схеме – как сообщал CNews, в начале 2023 г. оператор ввел аналогичную комиссию за пополнение баланса мобильного телефона, почти не оставив абонентам удобного способа обхода этого ограничения – чтобы не дарить МТС часть своих денег, россиянам придется либо привязывать к своему счету банковскую карту для автоплатежа, либо выпускать карту в «МТС банке», либо идти в ближайший салон оператора – иные способы пополнения счета отныне с комиссией.
Отдавать оператору часть денег за оплату интернета, телефона или телевидения придется с 27 июля 2023 г. На сайте МТС сказано, что будут действовать те же условия, что и для мобильных абонентов.
Больше комиссий – больше заработок
По официальным данным МТС, суммарный размер абонентской базы оператора на середину июля 2023 г. составлял в пределах 88 млн человек. При этом некоторые из них могут пользоваться сразу несколькими услугами оператора, что увеличивает нагрузку на их кошелек.
Статистика оператора гласит, что к концу I квартала 2023 г. телефонной (не мобильной) связью МТС пользовались 2,2 млн домохозяйств, а число абонентов телевидения и домашнего интернета составляло 3,6 млн и 4,5 млн соответственно.
Причины, по которым МТС решил отбирать у своих абонентов интернета, ТВ и телефона часть их денег, те же, что и в случае с мобильной связью. «Пополнение баланса рядом способов влечет для МТС возникновение дополнительных расходов», – говорится на сайте оператора.
Отчет компании за II квартал 2023 г. пока не опубликован, но в документации за первую четверть 2023 г. статистика приведена более чем радужная. За этот период выручка компании подскочила на 5,8% год к году, составив 139,6 млрд руб. а чистая прибыль продемонстрировала феноменальный трехкратный рост, достигнув 12,7 млрд руб.
МТС не забывает регулярно повышать тарифы на свои услуги. CNews писал, что в октябре 2022 г. оператор получил от Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) требование о снижении цен – антимонопольное дело против него было заведено в феврале 2022 г., когда стало известно об «индексации» тарифов на 9,5% для 28 млн абонентов, но это не остановило МТС от накрутки расценок в августе, сентябре и октябре 2022 г. В итоге цены выросли в сумме на 20%, что и привлекло очень пристальное внимание ФАС.
Конечное число абонентов
По оценкам опрошенных «Ведомостями» экспертов, новая комиссия МТС может затронуть в пределах 3 млн его абонентов. Другие собеседники издания полагают, что ухудшения условий оплаты для абонентов – это попытка МТС компенсировать свои затраты на банковский эквайринг, который в настоящее время может достигать 2,5% и зависит от выбранного банка, региона работы компании и вида ее деятельности. Также они видят в этом попытку МТС завлечь как можно больше людей в свою экосистему – на июль 2023 г., по их данным, лишь около 5% абонентов компании пользовались услугами «МТС банка». А поскольку пополнение баланса через этот банк лишено комиссии, это может увеличить число его клиентов.
При всем этом масштабного оттока абонентов собеседники издания пока не ждут. Такого мнения придерживается, в частности, аналитик iKS-Consulting Максим Савватин – он сообщил изданию, что люди едва ли массово побегут разрывать договора с МТС, но при этом действия оператора наверняка повлияют на снижение их лояльности к нему.
Когда никто не хочет брать пример
К моменту выпуска материала МТС был единственным оператором из «Большой четверки», который нагружает своих абонентов комиссиями за пополнение счета. Ни «Билайн», ни «Мегафон», ни Tele2 не спешат идти на столь непопулярные меры, хотя последний, стоит отметить, был в шаге от внедрения таких же поборов.
Конкуренты МТС на рынках телевидения и домашнего интернета тоже пока не намерены следовать примеру этого оператора. Как сообщил изданию представитель оператора спутникового ТВ «Орион» (бренд «Телекарта»), поборов за пополнение счета у него нет. В «Ростелекоме» рассказали CNews, что комиссии за внесение денег на баланс у оператора тоже нет. «“Ростелеком” не взимает комиссию за оплату услуг и вводить ее не планирует», – сообщили редакции в компании. Однако, некоторые платежные агенты могут брать процент за транзакцию. Оплатить услуги гарантированно без комиссии наши клиенты могут в личном кабинете на сайте или в мобильном приложении».
В Москве подорожал домашний интернет. Расценки
Телеком-операторы Москвы подняли абонентскую плату за услуги домашнего интернета в среднем на 10% из-за роста расходов на обслуживание сетевой инфраструктуры. ФАС в курсе изменений цен; о них регулятору, в частности, докладывали «Ростелеком» и МТС. По мнению экспертов, в регионах корректировка тарифов под новые экономические условия также состоится.
В 2023 г. – с подорожавшим интернетом
Московские интернет-провайдеры начали поднимать цены на услуги доступа в интернет для домашних пользователей, пишут «Ведомости».
С повышением тарифов, в частности, столкнулось сразу несколько сотрудников издания. Среди них абоненты МГТС (группа МТС), «Онлайм» («Ростелеком») и «Акадо» («Эр-телеком», недавно выкупивший долю в провайдере у «Ростеха»).
Так, один из частных клиентов МГТС сообщил, что размер тарифа на используемом им плане, включающем несколько услуг (телефония и мобильная связь), увеличился до 625 руб. в октябре 2022 г. При этом еще в начале того же года ежемесячный платеж абонента не превышал 570 руб. То есть услуги связи в этом случае продемонстрировали рост на уровне 10%. О повышении цен абонент узнал из платежного документа.
Оператор связи «Онлайм», по информации источника, уведомил пользователей домашнего интернета о росте тарифов посредством личного кабинета. «С 26 декабря 2022 г. для ряда тарифных планов с услугой «Домашний интернет» изменяется размер ежемесячной платы», – цитируют сообщение «Ведомости». Собеседник издания утверждает, что услуги провайдера подорожали с 500 до 520 руб. в месяц или на 4% ровно.
Абонент «Акадо» обратил внимание на увеличение размера «рекомендуемой суммы к оплате» на 10% – до 581 руб. с прежних 531 руб. Изменение вступило в силу в январе 2023 г. и затронуло тариф «И-100 D», включающий услугу домашнего интернета.
Вынужденная мера
Представители телекоммуникационных компаний, опрошенные «Ведомостями», не стали отрицать рост стоимости тарифных планов в отдельных категориях. Повышение цен – вынужденная мера.
В МТС изданию заявили о подорожании некоторых архивных предложений, в том числе пакетных, включающих, помимо доступа в интернет, услуги цифрового телевидения. Абонентская плата выросла в среднем на 60 руб. и затронула не более 20% клиентов оператора. В то же время все актуальные тарифы остаются без изменений, подчеркнул собеседник издания. По словам представителя МТС, незначительный скачок стоимости услуг провайдера связан с увеличением расходов на обслуживание принадлежащей ему инфраструктуры сетей.
Представитель «Ростелекома» в разговоре с «Ведомостями»» также подтвердил изменение стоимости некоторых более недоступных для подключения планов. По его словам, ближе к концу 2022 г. оператором была проведена корректировка архивных тарифов, в результате которой они выросли не более чем на 10,5%. Таким образом, изменение цен в относительных значениях не превысило темпов инфляции. Корректировку тарифов в «Ростелекоме» обосновывают необходимостью поддержания устойчивости работы собственной инфраструктуры в условиях роста цен контрагентов.
Представитель «Билайна» («Вымпелком») не ответил на вопрос издания об изменениях расценок на домашний интернет в период конца 2022 г. – начала 2023 г., подчеркнув, что любое повышение цен происходит в соответствии с тарифной политикой оператора с непременным информированием Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о нем.
В «Эр-телекоме» комментировать повышение тарифов отказались.
Позиция антимонопольщиков
В разговоре с «Ведомостями» представитель ФАС заявил о том, что МТС и «Ростелеком» уведомляли антимонопольного регулятора о повышении цен на домашний интернет.
В случае с МТС увеличение размера абонентской платы в среднем составило 10,5%. В ведомстве подобные изменения сочли обоснованными. «Акадо» же об изменении тарифов в ФАС не сообщал, утверждает представитель службы.
Сообщать ФАС о своем намерении внести изменения в тарифную сетку телеком-операторам предписывали рекомендации Правительства, действие которых прекратилось 31 декабря 2022 г., отмечает издание.
В ФАС также подчеркнули, что в задачи ведомства входит мониторинг деятельности участников рынка телеком-услуг на предмет ее соответствия антимонопольному законодательству, а «ценообразование на услуги доступа в интернет не подлежит госрегулированию».
Регионам достанется тоже
По мнению аналитика iKS-Consulting Максима Савватина, слова которого приводят «Ведомости», скачок абонентской платы за услуги доступа в интернет на себе испытало большинство частных клиентов интернет-провайдеров Москвы и Подмосковья. В дальнейшем, корректировка цен настигнет и абонентов из других регионов России, поскольку крупные федеральные игроки освоили большую часть территории страны, прогнозирует эксперт.
Повышению цен на связь способствуют негативные тенденции, наметившиеся на телеком-рынке, считает Савватин. В частности, это рост цен на оборудование и его нехватка – факторы, затрудняющие развертывание новых и совершенствование уже существующих сетей. Определенную роль играют и регуляторные обязательства, взятые на себя операторами, например, по обеспечению связью социально значимых объектов и местностей с небольшой численностью населения.
Мобильная связь не отстает
В конце декабря 2022 г. CNews писал о том, что российские операторы планируют повысить цены на услуги связи. В частности, сообщалось о том, что МТС с января 2023 г. начнет взимать комиссию за пополнение счета мобильного телефона. На деле же, как выяснилось впоследствии, новый побор в размере до 1% вводится с 1 февраля 2023 г.
Один из первых скачков цен на услуги связи в недавно завершившемся 2022 г. был зафиксирован в апреле 2022 г. Кроме того, весной того же года некоторые операторы принялись избавляться от включенных в тарифный план безлимитных опций.