- Почему не работает бортовой компьютер ВАЗ 2114 и как устранить неисправности
- Неисправности бортового компьютера
- Причины неисправностей
- Диагностика
- Проверка состояния контактов
- Измерение напряжения питания на разъеме
- Проверка сигналов датчиков
- Проверка цепей управления дополнительных устройств
- Проверка бортового компьютера на заведомо исправной «ВАЗ 2114»
- Пробная установка заведомо исправного маршрутника для проверки
- Устранение неисправностей
- Заключение
Почему не работает бортовой компьютер ВАЗ 2114 и как устранить неисправности
Если не работает бортовой компьютер «ВАЗ 2114», то этому всегда есть объективная причина, например, неисправность датчика или окисление клемм. Чтобы восстановить работоспособность девайса, определите и устраните причину.
С момента своего появления «Четырка» (ВАЗ 2114: описание, плюсы и минусы, класс машины) сразу же завоевала любовь россиян, ведь она не только была наследницей легендарной «Девятки» (Как выглядит машина “девятка”, история легендарных советских автомобилей ВАЗ 2109), но и по уровню комфорта была сопоставима с бюджетными иномарками. Однако эпоха «Четырки» давно закончилась, возраст первых моделей превысил 20 лет, поэтому не удивительна ситуация, когда не работает бортовой компьютер «ВАЗ 2114 (инжектор)», а неопытный владелец авто не знает, что ему делать.
Так выглядит бортовой компьютер автомобиля «ВАЗ 2114»
Неисправности бортового компьютера
Вот неисправности бортового компьютера (карпьютера, бортовика, маршрутного компьютера, маршрутника, МК):
- показывает не всю информацию;
- дает неверные показания (чаще всего о расходе топлива);
- перестал выполнять какие-то функции;
- не работает вообще.
Более подробно обо всех этих неисправностях мы рассказывали тут (почему бортовой компьютер не показывает).
Причины неисправностей
Существуют всего 3 причины, по которым бортовой компьютер не работает или функционирует неправильно:
- неисправность маршрутника;
- неисправность каких-то датчиков или блоков автомобиля;
- дефекты проводки (плохой контакт, обрыв или замыкание).
Чтобы установить, а затем устранить причину дефекта, нужно провести полноценную диагностику. Благодаря устаревшей конструкции и минимуму электроники на этой машине, в большинстве случаев для этого хватает светодиодного пробника и обычного тестера (мультиметра), но, для более точной проверки потребуется осциллограф и диагностический сканер.
Диагностика
Вне зависимости от типа неисправности, мы рекомендуем проводить полный цикл диагностики, который включает в себя проверку:
- состояния всех клемм контактов, включая удаленные от бортового компьютера «ВАЗ 2114»;
- напряжения питания на разъеме;
- сигналов дополнительных датчиков;
- цепи управления дополнительных устройств
Такой порядок действий, а также установка заведомо исправного карпьютера на вашу машину или вашего маршрутника на заведомо исправную «ВАЗ 2114» поможет обнаружить причину любой неисправности. Алгоритм применим к любому маршрутнику, однако, номера контактов в колодке соответствуют БК 2114-3857010, который устанавливали на часть автомобилей «ВАЗ 2114» с инжекторными моторами на заводе. Если у вас другой карпьютер, ориентируйтесь на распиновку его колодок, эта информация есть в паспорте прибора или инструкции по эксплуатации.
Распиновка колодки бортового компьютера
Проверка состояния контактов
Поскольку именно окисление поверхности контактной группы является наиболее частой причиной, по которой не работает бортовой компьютер «ВАЗ 2114», ведь даже самым свежим моделям уже почти 10 лет, да и качество изготовления контактных групп, которые применял АвтоВАЗ, было невысоким. Чтобы проверить состояние контактов, сделайте следующее:
- отключите аккумулятор, сняв с него клемму;
- вытащите штатную магнитолу;
- просуньте руку в отверстие, где стояла магнитола и разомкните разъем жгута проводов, идущий к маршрутнику, затем отщелкните защелки, которые удерживают БК в гнезде;
- вытащите карпьютер с проводами и колодкой наружу;
- через гнездо магнитолы выведите наружу вторую часть колодки;
- осмотрите контактные группы на обоих частях колодки, уделяйте внимание как контактной поверхности, так и месту крепления каждой клеммы к проводу.
Помните, изменение цвета контактной поверхности, в том числе радужные разводы, говорит о серьезной коррозии, результатом которой стало появление пленки с низкой электропроводностью и увеличение электрического сопротивления контакта.
Если же провод болтается в клемме, скорее всего, он оборван и держится на одной жилке или кусочке изоляции, а значит, стабильного контакта в этом месте быть не может.
Так выглядит контактная колодка бортового компьютера
Если же на контактной поверхности ржавчина, то ищите утечку антифриза, которая может быть довольно далеко от колодки. Охлаждающая жидкость, попав в салон, испаряется, а утром, когда солнце нагревает кузов и детали в нем, выпадает в виде конденсата, что приводит к коррозии.
Чтобы устранить эту неисправность, очистите контакты любым подходящим средством, а также обожмите или переустановите клеммы, провода в которых оборваны.
Измерение напряжения питания на разъеме
Отсутствие напряжения на соответствующей клемме приводит к тому, что бортовой компьютер, установленный на «ВАЗ 2114», не работает вообще, а вот недостаточное напряжение, например, не 12–14, а 3–5 V, нередко приводит к тому, что это устройство начинает глючить, зависать и сообщать неверную информацию. На подавляющем большинстве БК, совместимых с «ВАЗ 2114», питающее напряжение приходит на клеммы:
Остальные клеммы подключены к различным датчикам и электронным устройствам, благодаря чему бортовой компьютер получает максимально полную информацию о работе автомобиля.
Для измерения напряжения применяйте мультиметр
Чтобы проверить питающее напряжение, сделайте следующее:
- из двухваттного резистора, например, МЛТ-2, сопротивлением 70–80 Ом, сделайте имитатор нагрузки;
- подключите АКБ;
- вставьте имитатор между клеммами 5 и 7, затем измерьте напряжение на ножках резистора, если оно превышает 12 V (при полностью заряженном аккумуляторе), то эта цепь питания исправна, если же напряжение меньше, ищите плохой контакт;
- вставьте нагрузку между клеммами 3 и 7, включите замок зажигания и измерьте напряжение, если оно ниже, чем 12V, ищите плохой контакт.
Помните, измерение напряжения без нагрузки, равно как и снятие этого параметра между плюсовым проводом и «землей» АКБ или корпусом автомобиля, гораздо менее информативно, ведь так вы не сможете обнаружить плохой контакт и его причину. Вольтметр покажет, что питание есть, но под нагрузкой произойдет падение напряжения, которое приводит к тому, что бортовой компьютер «ВАЗ 2114» не работает или функционирует неправильно.
Проверка сигналов датчиков
Чтобы проверить сигналы датчиков, необходимо понимать, как они работают и в каком формате посылают сигналы. К примеру, датчик внешней температуры (ДТВ) – обычный терморезистор, который изменяет свое сопротивление в зависимости от того, насколько тепло вокруг автомобиля. Датчик скорости (ДС) работает на эффекте Холла и посылает импульсы с определенной частотой, зависящей от скорости вращения шестерни дифференциала, а значит, ведущих колес. Датчики уровня топлива (ДУТ) и температуры двигателя (ДТ) тоже являются терморезисторами.
Основная проблема, возникающая при проверке датчиков, связана с необходимостью проверки правильности их показаний, ведь любой плохой контакт в цепи терморезистора меняет его показания. Производители терморезисторов предоставляют таблицы сопротивлений при различных температурах, поэтому зная температуру в месте измерения, можно проверить, правильные ли показания доходят до бортового компьютера «ВАЗ 2114».
Кроме того, на некоторых моделях БК показания ДТ и ДС передают по К-линии, тогда как для ДТВ всегда прокладывают отдельный провод. Подключение ДУТ зависит от модели электронного блока управления двигателем, поэтому на части «Четырок» информация на бортовой компьютер «ВАЗ 2114» поступает по К или Л-линии, на других же для этого датчика выделена отдельная клемма на колодке.
Датчик внешней температуры ВАЗ 2114
Поэтому проверяйте сигналы датчиков лишь в том случае, если вы понимаете, как они работают и знаете их параметры, а проверку К или Л-линий выполняйте лишь в том случае, если у вас есть осциллограф с функцией памяти и сканер, а также понимание принципов работы таких линий и используемых протоколов. Если же вы разбираетесь в этом посредственно и не понимаете, чем отличаются SAE-J1850 и ISO 14230, доверьте проверку опытному диагносту.
Если же вы уверены в своих силах, то для проверки терморезисторов подключите тестер в режиме измерения сопротивления к соответствующим клеммам на колодке и сравните показания с таблицей. Разница в ±20% допустима, если же больше, нужно проверять, что является причиной отклонений, неправильная работа датчика или плохой контакт. Чтобы проверить ДУТ, сравните соответствующий сопротивлению уровень топлива и показания индикатора на панели приборов.
Чтобы проверить ДС, вывесьте любое переднее колесо, заведите машину и поочередно включая разные передачи, сравните, соответствуют ли сигналы скорости движения, отображаемой штатным спидометром, а также измерьте напряжение импульсов и сравните его с указанной в документации к датчику.
Проверка цепей управления дополнительных устройств
Часть бортовых компьютеров, которые устанавливали на «ВАЗ 2114», оснащены функцией принудительного включения вентилятора охлаждения при достижении определенной температуры, благодаря чему можно регулировать температурный режим двигателя. Чтобы проверить цепь управления, подайте на соответствующую клемму напряжение +12 V, если вентилятор включится, то все нормально. Такую же проверку сделайте и в отношении цепей управления остальных устройств, если они есть. Если цепь питания не работает, ищите обрыв или другой дефект.
Проверка бортового компьютера на заведомо исправной «ВАЗ 2114»
Если вы считаете, что причиной, по которой бортовой компьютер работает неправильно или вообще не работает на «ВАЗ 2114», то снимите его и установите на заведомо исправный автомобиль. Правильная работа на заведомо исправном автомобиле подтвердит ваши подозрения, однако, если и там БК не работает, то причина в чем-то другом и ее необходимо сначала найти, затем устранить.
Пробная установка заведомо исправного маршрутника для проверки
Если у кого-то из ваших знакомых есть заведомо исправный бортовой компьютер той же модели и установленный на «ВАЗ 2114», то попросите одолжить его вам на несколько часов. Установите БК на свой автомобиль, если он функционирует правильно, значит, причина в том, что не работает как надо ваш бортовик и его необходимо менять или чинить. Если же он ведет себя так же, как и ваш бортовой компьютер, то причиной, по которой БК нормально не работает, является какой-то дефект авто.
Устранение неисправностей
Чаще всего, причиной того, что бортовой компьютер, установленный на «ВАЗ 2114», не работает вообще, или функционирует неправильно, является какой-то дефект автомобильной проводки, от окисленных клемм до оборванного или оголенного провода. Если у вас именно такая ситуация, то мы рекомендуем провести полную проверку всего электрооборудования автомобиля, ведь подобные дефекты могут быть и в других местах, что потенциально опасно для бортовой электроники и может привести к пожару. Восстановите нарушенные контакты (включая скрутки проводов) и изолируйте все оголенные участки, после чего карпьютер и «Четырка» будут служить еще много лет.
Окисленные контакты – главная причина плохой работы бортового компьютера
Если же причиной, по которой бортовой компьютер на вашей «ВАЗ 2114» не работает, является дефект датчика или исполнительного устройства, то замените поврежденные детали, после чего правильное функционирование маршрутника полностью восстановится.
Если же причиной неправильной работы является дефект бортовика, то, ориентируйтесь на стоимость ремонта и решите, что предпочтительней, восстановить старое устройство или установить новый карпьютер. Второй вариант позволяет выбрать более продвинутую и функциональную модель, которая обеспечит более высокий уровень контроля над автомобилем.
Заключение
Если не работает бортовой компьютер «ВАЗ 2114», то этому всегда есть объективная причина, например, неисправность датчика или окисление клемм. Чтобы восстановить работоспособность девайса, определите и устраните причину. Если вы не знаете, как проверить какую-то цепь или устройство, не экспериментируйте и обратитесь к специалисту, который сможет не только разобраться, почему бортовой компьютер на «ВАЗ 2114» не работает как положено, но и устранить неисправность.