Nokia XpressMusic – рождение нового направления
Компания Nokia на Nokia Open Studio не просто обновила свой модельный ряд смартфонов и представила ряд продуктов в категории Music Edition, с 27 сентября компания официально обновила свой взгляд на направление музыкальных телефонов. До недавнего времени в линейке компании музыкальных моделей было предостаточно, если считать таковыми аппараты с проигрыванием музыки, но без особого количества дополнительных возможностей. Имея на руках широчайший набор продуктов со встроенным FM-радио, возможностью подключения внешних наушников, Nokia проигрывала семейству Walkman по целому ряду параметров. Во-первых, отличалось качество реализации интерфейса телефонов, плеер от Nokia на платформе S40 был весьма аскетичным, с рядом серьезных ограничений по функциональности. К примеру, не было разбиения по категориям, по рейтингам и так далее. Некоторые управляющие элементы создавались вопреки логике и привычкам потребителей. Во-вторых, отличалось позиционирование устройств, для многих далеких от мобильной тематики людей не всегда было понятно, что перед ними именно музыкальное решение, это не явствовало из характеристик продуктов. Торговая марка XPressMusic продвигалась для смартфонов, но продукты, входящие в эту линейку, как правило, были незаметны, исключением была Nokia 3250. Остальные смартфоны, входящие в эту линейку, позиционировались весьма странно, получалось, что марка XPressMusic – всего лишь довесок к другим, более важным функциям. К примеру, логотип Adobe на коробке был виден лучше, чем изображение XPressMusic. За счет такого позиционирования продукты от Nokia не воспринимались зачастую как серьезные музыкальные решения, в этом был их минус. Наконец, в последнюю очередь в компании отсутствовали программы для ПК, с помощью которых можно было бы передавать музыку на устройство, конвертировать существующие диски (аналог Disc2Phone от Sony Ericsson). Все перечисленные причины были лишь верхушкой айсберга, который не давал возможности конкурировать на равных с продуктами от Sony Ericsson семейства Walkman.
Компания Nokia очнулась ото сна и последние полгода активно развивала семейство XPressMusic как для S40-, так и S60-продуктов. На платформе S40 компания проделала большую работу, которая заключается в ином позиционировании устройств, улучшении их функциональности. Давайте окинем взглядом, что же проделала компания на сегодняшний день и что это сулит рынку в будущем.
Список улучшений выглядит прилично, вот основные моменты:
- Ориентация на использование стандартного miniUSB-разъема на всех телефонах серии XPressMusic. Это делает покупку дополнительных кабелей дешевой, стандартизует интерфейс.
- Наличие программы для конвертации мелодий и композиций на ПК, в том числе в формат AAC (качество мр3 при меньшем, примерно на 20-30 процентов, размере файла).
- Обновленный интерфейс плеера – включает в себя логический вид управляющих элементов, обновленный набор эквалайзеров, музыкальную библиотеку, аналогичную продуктам S60 (это набор фильтров по жанру, исполнителю и так далее).
- Стандартно во всех продуктах поддержка A2DP Bluetooth, что позволяет использовать беспроводные стереонаушники (исключение составлять могут только старые продукты, уже представленные на рынке, например, смартфоны на S60, такие, как Nokia 3250).
- Наличие 2.5 мм разъема на корпусах телефонов S40 (возможность использования таких наушников), плюс адаптер для подключения 3.5 мм наушников через этот разъем. Ряд моделей будет комплектоваться изначально разъемом на 3.5 мм на самом корпусе. Сильнейший ход, особенно с учетом нежелания компании Sony Ericsson на массовых моделях серии Walkman стандартизовать разъем, делать его обычным (подключение своих наушников через гарнитуру).
- Аппаратные клавиши для управления плеером на большинстве устройств, основанных на S40. Это сильный ответ для серии Walkman.
- Позиционирование XPressMusic-устройств как музыкальных аппаратов, составление конкуренции торговой марке Walkman.
Некоторые из инноваций выглядят сильными шагами против линейки Walkman (miniUSB-разъем, боковые клавиши, продвижение торговой марки), но не отличаются принципиальной новизной, все это уже было сделано для Walkman в том или ином виде. Набрав критическую массу последователей, Walkman выступает лидирующим музыкальным решением, и Nokia приходится играть непривычную роль догоняющей компании. Но новая линейка XpressMusic-устройств способна выполнить эту задачу, особенно учитывая тот вес, который традиционно имеет производитель номер один среди потребителей. Большие усилия Nokia направлены на развитие серии XPressMusic, и анонсы 27 сентября – только первая ласточка, в течение полугода появится как минимум еще 5-6 устройств этой серии, а их функциональность начнет постепенно расти. В данный момент можно говорить о примерном паритете в функциональности новых моделей XpressMusic и Walkman 1.0 (версия 2.0 предлагает уже больше возможностей пользователям).
Первым объявлением можно считать обновленный Nokia 3250, появилось 5 новых цветов – черный, розовый, серебристый, красный на белом и серый на белом. В компании говорят о том, что этот аппарат уже поддерживает карты памяти microSD объемом 2 Гб, но и оригинальная Nokia 3250 умеет это (просто на момент выхода продукта таких карт не было в продаже). Отсюда мы получаем всего лишь минимальное обновление цвета, комплекта поставки и возросшую за счет этого стоимость продукта. В октябре обновленная Nokia 3250 попадет на прилавки по цене около 400 Евро (без учета налогов, что даст в итоге минимум 450-470 Евро).
Первым аппаратом на S40 в обновленной линии XPressMusic является Cosmo, информация о нем появилась задолго до официального анонса, а некоторые российские дистрибьюторы даже разместили форму предварительного заказа на модель для покупателей. Nokia 5300 имеет неплохой набор характеристик, это продукт, построенный на платформе S40 третьего издания (аналогично Nokia 6131, Nokia 6233).
Размер слайдера типичен – 92.4х48.2х20.7 мм, вес – 106 грамм. Выбор форм-фактора неслучаен, в среднем сегменте у Sony Ericsson нет недорогих слайдеров, компания считает данный форм-фактор сегодня имиджевым и продвигает в нем топовые решения, например, Sony Ericsson W850i.
Разрешение экрана – QVGA, он отображает до 262000 цветов. Визуально экран больше напоминает Nokia 6233, чем Nokia 6131. Он весьма приятен и отличается хорошей цветопередачей.
Батарея в аппарате BL-5B, она литий-ионная емкостью 860 мАч. По заявлению производителя, время работы в режиме прослушивания музыки составит до 12 часов, что неплохо, но уступает современным Walkman (18 часов минимум, в большинстве моделей – около 25-30 часов). В музыкальном плеере поддерживаются такие форматы, как MP3, WMA, M4A, AAC, AAC+, eAAC+. Карта памяти – microSD, ее спрятали под верхней крышкой, но есть возможность для ее «горячей» замены.
Цветовые решения для этого аппарата интересны – красный и темно-серый цвета. В обоих случаях они сочетаются с белым пластиком. Не буду обсуждать дизайн этих продуктов, так как это дело вкуса, но во многом продукты молодежные, они ориентированы на эту аудиторию. В недалеком будущем Nokia 5300 появится в другой инкарнации для взрослой аудитории, ее будет отличать другой форм-фактор и более спокойное классическое решение с позиции дизайна.
Качество пластика корпуса интересно, кнопки, расположенные на боковых сторонах, прорезинены, что создает интересный эффект, чем-то напоминает Sony Ericsson W710i. Вообще же дизайн этого аппарата постоянно оставлял впечатление, что передо мной продукт от Alcatel (нечто смешанное из бюджетных слайдеров и Alcatel S853).
В комплект поставки с аппаратом должна входить карта памяти microSD, ее объем будет отличаться от рынка. Рекомендуемый Nokia размер равен 512 Мб, при этом стоимость такого решения – порядка 250 Евро (без учета налогов, то есть в итоге 275-285 Евро). Исходя из стоимости, модель становится конкурентом для Sony Ericsson W800i, Sony Ericsson W700i, возможно, Sony Ericsson W710i. Выбор форм-фактора делает этот аппарат интересным, создает для него дополнительное пространство для маневра.
К возможным минусам стоит отнести наличие в телефоне весьма бюджетной для этого сегмента камеры, она 1.3-мегапиксельная, с возможностью записи видео с весьма скромным разрешением в 176х144 точки. Совсем забыл сказать, что в модели стандартно присутствует FM-радио.
Из интересных возможностей, которые были обнаружены, стоит отметить наличие SWF-ролика о возможностях телефона, интересные анимационные заставки, которые присутствуют в стандартных темах (вылет нового окна снизу вверх при работе с аппаратом, любопытно), а также наличие изначально настроек для установки мелодии в качестве ringcallback-звонка (функция должна поддерживаться оператором). Модель получилась интересной и если и не станет бестселлером, то будет продаваться в очень ощутимых объемах, станет первым действительно музыкальным решением от Nokia на платформе 40 в этом году.
Невольно может сложиться впечатление, что Nokia 5200 является немного упрощенной версией Nokia 5300 XpressMusic, об этом должен говорить сходный дизайн, наличие аудиоадаптера и таких же наушников в комплекте, а отсутствующая карта должна списываться на стоимость решения. В этой мысли нас должен укрепить тот же интерфейс плеера и ряд инноваций. Но производитель не относит этот продукт к семейству XpressMusic, так как у телефона нет аппаратных клавиш управления плеером (только боковая клавиша его запуска). Модель выпускается в двух цветах – красном и синем (Red, Light Blue).
К урезанным возможностям относится разрешение экрана в 128х160 точек и его тип (cSTN), VGA-камера, отсутствие ряда дополнительных приложений в комплекте поставки. При этом стоимость данного решения всего лишь на 50 Евро меньше, что делает аппарат совсем не дешевым, а очень дорогим. Расчет, видимо, был на то, что при внешней идентичности кто-то будет выбирать более простое решение, не понимая, что оно сильно уступает старшей модели во всем. Модель сильно переоценена, и, на мой взгляд, ее стоимость должна быть не более 170 Евро с учетом всех налогов (вниз от текущей цены 40-50 Евро).
Завершая краткий рассказ о запуске серии XPressMusic (именно серии, а не отдельной модели), с удовольствием должен отметить, что на рынке намечается реальная конкуренция среди музыкальных решений. Это означает появление более дешевых и функциональных продуктов, от чего выиграют все потребители.
Эльдар Муртазин (eldar@mobile-review.com)
Опубликовано 27 сентября 2006 г.