Объединение компьютеров в вычислительный кластер

Вычислительный кластер

Вычислительный кластер – это набор соединенных между собой компьютеров (серверов), которые работают вместе и могут рассматриваться как единая система. В отличие от грид-вычислений, все узлы компьютерного кластера выполняют одну и ту же задачу и управляются одной системой управления.

Серверы кластера обычно соединяются между собой по быстродействующей локальной сети, причем на каждом из серверов работает собственный экземпляр операционной системы. В большинстве случаев все вычислительные узлы кластера используют одинаковое оборудование и одну и ту же операционную систему. Однако в некоторых инсталляциях, например, с использованием платформы приложений для организации кластеров OSCAR (Open Source Cluster Application Resources), могут использоваться различные операционные системы или разное серверное оборудование.

Кластеры обычно развертываются для большей производительности и доступности, чем то, что можно получить от одного компьютера, пусть даже очень мощного. Часто такое решение более экономично, чем отдельные компьютеры.

Компоненты кластера

Вычислительные кластеры обычно состоят из следующих компонентов:

  • узел доступа;
  • вычислительные узлы;
  • файловый сервер;
  • файловая или объектная СХД с общим доступом;
  • локальная сеть LAN.

Компоненты кластера

Виды кластеров

Различают следующие основные виды кластеров:

  • кластеры высокой доступности (High-availability clusters, HA);
  • кластеры с балансировкой нагрузки (Load balancing clusters);
  • высокопроизводительные кластеры (High performance computing clusters, HPC).

Кластеры высокой доступности

Кластеры высокой доступности НА (high-availability cluster) известны также как отказоустойчивые (failover) кластеры, построенные по схеме сети с большой избыточностью (redundancy). Они применяются для критических серверных приложений, например сервера баз данных. Компьютерный кластер может называться НА-кластером, если он обеспечивает доступность приложений не менее, чем «пять девяток», т. е. приложение должно быть доступно (uptime) в течение 99,999 % времени за год.

Чрезвычайно высокая доступность в НА-кластерах достигается за счет использования специального программного обеспечения и аппаратных решений со схемами обнаружения отказов, а также благодаря работе по подготовке к отказам.

ПО для НА-кластеров обычно заблаговременно конфигурирует узел на резервном сервере и запускает на нем приложение в фоновом режиме так, чтобы основной экземпляр приложения мог немедленно переключиться на свою реплику на резервном компьютере при отказе основного.

НА-кластеры обычно используются для терминальных серверов, серверов баз данных, почтовых серверов, а также для серверов общего доступа к файлам. Они могут быть развернуты как на одном местоположении («серверной ферме»), так и в географически разнесенных местоположениях.

Но не следует думать, что технология кластера высокой доступности, или вообще кластеризация, могут служить заменой резервному копированию (backup), а также решениям катастрофоустойчивости (disaster recovery).

Кластеры с балансировкой нагрузки

Балансировка нагрузки – это эффективное распределение входящего сетевого трафика в группе (кластере) серверов.

Современные веб-сайты должны одновременно обслуживать сотни тысяч и даже миллионы запросов от пользователей или клиентов и не слишком задерживать их в получении контента: текста, видео или данных приложений. Чем больше серверов будут обслуживать эти запросы, тем лучше будет качество воспринимаемого сервиса для клиентов. Однако может возникнуть ситуация, когда одни серверы сайта будут работать с перегрузкой, а другие будут почти простаивать.

Читайте также:  Появление стандартной сетевой технологии объединения компьютеров в сеть token ring и fddi

Балансировщик нагрузки направляет запросы клиентов равномерно на все серверы кластера, которые способны ответить на те или иные запросы. Таким образом, балансировщик максимизирует процент использования вычислительной емкости, а также обеспечивает то, что ни один сервер не оказывается перегруженным, вызывая общую деградацию производительности кластера.

Если какой-то сервер отказывает, то балансировщик перенаправляет трафик на оставшиеся серверы. Когда новый сервер добавляется к группе (кластеру), то балансировщик автоматически перераспределяет нагрузку на всех серверах с учетом вновь вступившего в работу.

Таким образом, балансировщик нагрузки выполняет следующие функции:

  • Распределяет запросы клиентов и нагрузку сети эффективным образом в во всем кластере серверов.
  • Обеспечивает высокую доступность и надежность посылкой запросов только на те серверы, которые находятся в режиме онлайн.
  • Обеспечивает гибкость, добавляя или удаляя серверы по мере надобности.

Работа балансировщика нагрузки

Работа балансировщика нагрузки

Алгоритмы балансировки нагрузки

Различные алгоритмы балансировки предназначены для разных целей и достижения разных выгод. Можно назвать следующие алгоритмы балансировки:

  • Round Robin – запросы распределяются по кластеру серверов последовательно.
  • Least Connections – новый запрос посылается на сервер с наименьшим числом подключений клиентов, однако при этом учитывается и вычислительная мощность каждого сервера.
  • Least Time – запросы посылаются на сервер, выбираемый по формуле, которая комбинирует быстроту ответа и наименьшее число активных запросов.
  • Hash – распределяет запросы на основании определяемого пользователем ключа, например, IP-адреса клиента или URL запрашиваемого сайта.
  • Random with Two Choices – выбираются два сервера по методу произвольного выбора и затем запрос посылается на один из них, который выбирается по критерию наименьшего числа подключений.

Программная и аппаратная балансировка нагрузки

Балансировщики нагрузки бывают двух типов: программные и аппаратные. Программные балансировщики можно установить на любой сервер достаточной для задачи емкости. Поставщики аппаратных балансировщиков просто загружают соответствующее программное обеспечение балансировки нагрузки на серверы со специализированными процессорами. Программные балансировщики менее дорогие и более гибкие. Можно также использовать облачные решения сервисов балансировки нагрузки, такие как AWS EC2.

Высокопроизводительные кластеры (HPC)

Высокопроизводительные вычисления HPC (High-performance computing) – это способность обрабатывать данные и выполнять сложные расчеты с высокой скоростью. Это понятие весьма относительное. Например, обычный лэптоп с тактовой частотой процессора в 3 ГГц может производить 3 миллиарда вычислений в секунду. Для обычного человека это очень большая скорость вычислений, однако она меркнет перед решениями HPC, которые могут выполнять квадриллионы вычислений в секунду.

Одно из наиболее известных решений HPC – это суперкомпьютер. Он содержит тысячи вычислительных узлов, которые работают вместе над одной или несколькими задачами, что называется параллельными вычислениями.

HPC очень важны для прогресса в научных, промышленных и общественных областях.

Читайте также:  Расчет надежности компьютерной сети

Такие технологии, как интернет вещей IoT (Internet of Things), искусственный интеллект AI (artificial intelligence), и аддитивное производство (3D imaging), требуют значительных объемов обработки данных, которые экспоненциально растут со временем. Для таких приложений, как живой стриминг спортивных событий в высоком разрешении, отслеживание зарождающихся тайфунов, тестирование новых продуктов, анализ финансовых рынков, – способность быстро обрабатывать большие объемы данных является критической.

Чтобы создать HPC-кластер, необходимо объединить много мощных компьютеров при помощи высокоскоростной сети с широкой полосой пропускания. В этом кластере на многих узлах одновременно работают приложения и алгоритмы, быстро выполняющие различные задачи.

Чтобы поддерживать высокую скорость вычислений, каждый компонент сети должен работать синхронно с другими. Например, компонент системы хранения должен быть способен записывать и извлекать данные так, чтобы не задерживать вычислительный узел. Точно так же и сеть должна быстро передавать данные между компонентами НРС-кластера. Если один компонент будет подтормаживать, он снизит производительность работы всего кластера.

Существует много технических решений построения НРС-кластера для тех или иных приложений. Однако типовая архитектура НРС-кластера выглядит примерно так, как показано на рисунке ниже.

Архитектура НРС-кластера

Примеры реализации вычислительного кластера

В лаборатории вычислительного интеллекта создан вычислительный кластер для решения сложных задач анализа данных, моделирования и оптимизации процессов и систем.

Кластер представляет собой сеть из 11 машин с распределенной файловой системой NFS. Общее число ядер CPU в кластере – 61, из них высокопроизводительных – 48. Максимальное число параллельных высокоуровневых задач (потоков) – 109. Общее число ядер графического процессора CUDA GPU – 1920 (NVidia GTX 1070 DDR5 8Gb).

На оборудовании кластера успешно решены задачи анализа больших данных (Big Data): задача распознавания сигнала от процессов рождения суперсимметричных частиц, задача классификации кристаллических структур по данным порошковой дифракции, задача распределения нагрузки электросетей путем определения выработки электроэнергии тепловыми и гидроэлектростанциями с целью минимизации расходов, задача поиска оптимального расположения массива кольцевых антенн и другие задачи.

Архитектура вычислительного кластера

Архитектура вычислительного кластера

Другой вычислительный НРС-кластер дает возможность выполнять расчеты в любой области физики и проводить многодисциплинарные исследования.

Графические результаты расчета реактивного двигателя, полученные на НРС-клатере (источник: БГТУ «ВОЕНМЕХ»)

Графические результаты расчета реактивного двигателя, полученные на НРС-клатере (источник: БГТУ «ВОЕНМЕХ»)

На рисунке показана визуализация результатов расчета реактивного двигателя, зависимость скорости расчетов и эффективности вычислений от количества ядер процессора.

Источник

Как создать кластер из двух ноутбуков?

Avaya_ERS-5520-48T-PWR-Front.jpg

У меня родилась «гениальная» идея: создать соединить мощности двух компов.
Погуглил, такая технология есть, существует и активно используется людьми со всего мира.
Погуглил ещё, оказывается, что это можно сделать на Windows Server и Linux
Ну и соответственно, вопросы:
1.1 Можно ли комфортно работать на Сервере — играть в игры, отвечать на Тостере, смотреть кино? В том числе на кластеризированном?
1.2 Будет ли на кластеризированном линуксе нормально работать Wine и\или подобные средства запуска windows — программ?
Погуглил еще — оказывается, что скорости моего инета для нормального функционирования кластера не хватит, а надо для таких вещей кабельного сообщения компьютеров.
Ну и вопросы:
2.1 Можно ли просто напрямую соединить два компа каким-нибудь таким lan кабелем?
2.2 Если я захочу к этой бандуре подключить еще нетбук, то можно ли просто всё присоединить к подобному свитчу и радоваться жизни?

Читайте также:  В классификацию компьютерных сетей по ширине охвата пользователей не входят сети

Хар-ки компьютеров:
2.40 Ghz | 2.27 Ghz — оба двухядерные, от intel
4 Gb RAM- одинаково
512 Mb GPU — одинаково, от nvidia
Dell|Asus

Для того, для чего вы хотите — никак не создать.
Кластер — это даже согласно статье из Википедии, которую вы приводите — это слабо связанная вычислительная система.
Попробую объяснить, используя аналогию.
Вы считаете, что компьютеры можно объединять также, как можно объединять усилия людей, наполняющих бочку водой, таская ее ведрами. Один человек наполнит за час, два — за полчаса, и так далее. Но это процесс, который распараллеливается элементарно.

А на самом деле, кластер работает подобно команде сценаристов, которые пишут сценарий сериала из двадцати серий, работая удаленно по бумажной почте: сначала главный сценарист придумывает персонажей и общий сюжет, записывает это, потом ему нужно разбить его на серии и отослать каждому из сценаристов, указав, какую серию тому нужно прописать в подробностях. Если бы он писал все сам, ему бы понадобилось по неделе на серию, итого — двадцать недель. А съемки можно начинать, когда готова первая серия (через неделю). Поскольку съемки одной серии занимают три дня, съемочная группа будет простаивать четыре дня из каждой недели, пока не будет готова следующая серия (деньги во время простоя тоже расходуются, хотя ничего не производится). Съемки будут, таким образом, завершены через 20*7+3=143 дня.

Наемным сценаристам тоже нужно по неделе на написании серий, но начальная работа главного сценариста тоже занимает неделю, плюс — три дня на доставку «каркаса сценария» наемным сценаристам, три дня на доставку сценария серий обратно, еще пять дней на проверку и исправление нестыковок. Итог — начинать съемки можно только через 25 дней, а не через семь, но продолжать их можно уже непрерывно. Съемки будут завершены через 25+3*20=85 дней.

Ровно как здесь нельзя ускорить процесс еще больше, заставив больше сценаристов писать по половине серии (потому что при этом растет сложность стыковки кусков сюжета, которые написаны разными людьми, потому им придется переписываться, теряя время), так и пытаясь запустить на кластере условную игру, придется просадить кучу времени на медленное общение узлов между собой по сети.

Чтобы всё «летало» в реальном времени в игре, вам нужен один мощный компьютер с многоядерным процессором, мощной видеокартой и быстрой шиной, которая всех их объединяет. А собрать кластер из сотни древних ноутов на медленном Ethernet и получить производительность в сто раз больше в играх — это фантастика из дурацких фильмов про хакеров.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector