Создание сетевых папок в LinuxMint
Легко и быстро открываем доступ к сетевым папкам в дистрибутиве Linux для новичков с помощью графического интерфейса + доступ с Windows или Android устройств.
Подготовка
Установка ПО
Чтобы воспользоваться всеми возможностями GUI, установим необходимые пакеты:
Изменение рабочей группы
Данный пункт актуален для тех, кто использует рабочую группу, отличную от WORKGROUP . Если вы не знаете что это такое, пропустите данный пункт!
Найдите в конфигурационном файле /etc/samba/smb.conf строку » workgroup = WORKGROUP » и отредактируйте её в соответствии с вашими потребностями:
Доступ к сетевым ресурсам
Внешние ресурсы
После завершения установки уже можем подключиться к общим сетевым ресурсам по протоколу smb (используется в Windows по умолчанию):
Некоторые компьютеры с ОС Windows могут не отображаться в файловом менеджере. Чтобы подключиться к таким устройствам, введите IP-адрес ПК (если у вас в сети есть DNS-сервер, можете указать имя хоста), например:
Настройка общего доступа к папке
Чтобы разрешить доступ к папке, проделаем следующие действия:
- Клик по папке правой клавишей мыши.
- Выбираем пункт «Общий доступ».
- Активируем ползунок «Открыть общий доступ к этой папке».
- Нажимаем на «Создать ресурс».
В списке сетевых ресурсов должна появиться папка, к которой только что был открыт доступ:
Если Вы попробуете подключиться, появится запрос на ввод имени пользователя и пароля. Попробуйте указать данные от вашей учётной записи в LinuxMint:
Если не срабатывает, следующий пункт для вас:
Создание аккаунта samba
Создадим учётную запись samba, чтобы иметь возможность подключаться к сетевым ресурсам. Для этого запускаем терминал и выполняем команду:
*anykey — имя пользователя, под которым я работаю в системе LinuxMint. У вас оно будет отличаться!
Теперь активируем нашу учётную запись и перезапустим сервис самбы:
Подключитесь к сетевому ресурсу ещё раз, указав свои учётные данные. Если всё сделано верно, подключение пройдёт успешно:
Подключение из других операционных систем
Чтобы подключиться к созданному ресурсу из Windows, введите в проводнике имя ПК или его IP-адрес, а затем укажите данные от вашей учётной записи Linux Mint:
С устройств Android подключение выполняется аналогично, но необходимо, чтобы ваш файловый менеджер поддерживал протокол smb.
Заключение
В данной статье рассмотрена базовая настройка общего доступа. Если вам необходимо предоставить доступ для стороннего человека, крайне рекомендую создать для него отдельную учётную запись и выдать ей права доступа к этой папке.
Я подробно рассмотрю процесс разграничения доступа в одной из следующих статей, а пока ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы не упустить что-нибудь интересное!)
Настройка Samba
Пожалуй нет ни одного офиса, в котором не применялись бы общие ресурсы локальной сети, будь то папки или принтеры. Крупные и средние компании используют возможности Active Directory, компании поменьше – используют штатные средства ОС Windows или Samba, но на серверах под управлением ОС Linux. Рассмотрим все случаи, как настроить Samba.
Что такое Samba?
Samba – серверное приложение, реализующее доступ клиентских терминалов к папкам, принтерам и дискам про протоколу SMB/CIFS.
Настройка общих папок в Linux
Установка и настройка Samba-сервер для Ubuntu выполняется следующими этапами.
Обновляем информацию о репозиториях и устанавливаем обновления для существующих пакетов в системе:
Устанавливаем пакет Samba:
Создадим резервную копию файла конфигурации:
Создадим директории для файлов, например в каталоге /media:
Важно! По умолчанию, директория /media располагается в корне системы /, для нее редко создается свой раздел. По этой причине возможно переполнение корневого раздела. Во избежание этой неприятной ситуации, рекомендуем монтировать отдельный жесткий диск в /media/samba.
Создаем каталог для всех пользователей:
Изменим права доступа к каталогу:
Также следует воспользоваться командой chown для смены владельца и/или группы.
Создаем директорию для ограниченного круга лиц:
С помощью системных инструментов создадим группу пользователей:
Добавляем пользователей Samba:
Созданных пользователей добавляем в группу:
Изменим группу, которой принадлежит приватная директория:
С помощью инструментов Samba создадим пароль для добавленного пользователя:
С помощью текстового редактора, например, nano, редактируем конфигурационный файл samba:
Удаляем все строки из файла. Вставляем следующие:
[global]
workgroup = WORKGROUP
security = user
map to guest = bad user
wins support = no
dns proxy = no
[public]
path = /media/samba/public
guest ok = yes
force user = nobody
browsable = yes
writable = yes
[private]
path = /media/samba/private
valid users = @smbgrp
guest ok = no
browsable = yes
writable = yes
Сохраняем используя сочетание Ctrl + X, затем нажимаем Y и Enter.
Объясним значения строк. конфигурационный файл состоит из трех секций:
global – данная секция отвечает за общие настройки Samba-сервера;
public и private – секции описания настроек директорий общего доступа.
В секции global присутствуют пять параметров:
- workgroup – рабочая группа. Для упрощения работы пользователей WORKGROUP указывается, как группа по умолчанию. Если в вашей сети имя рабочей группы изменено, то следует изменить это значение и для Samba;
- security – уровень безопасности сервера. Значение user означает авторизацию по паре логин/пароль;
- map to guest – параметр определяет способ обработки запросов. Значение bad user означает, что запросы с неправильным паролем будут отклонены, даже если такое имя пользователя существует;
- wins support – включить или выключить поддержку WINS;
- dns proxy – возможность проксирования запросов к DNS.
Настройки директорий выполняются в соответствующих секциях:
path – полный путь до директории на жестком диске;
guest ok – возможность доступа к каталогу без пароля (гостевой);
browsable – показывать ли каталог (“шару”) на сервере среди прочих. Если параметр установлен как “no”, то доступ будет возможен по полному пути, например ip-addresshidden_directory;
force user – пользователь от которого ведется работа с каталогом. Для повышения безопасности сервера, обычно используют nobody. Главное, не использовать пользователя root – это небезопасно.
writable – установка значения как “yes” позволяет пользователю выполнять действия над файлами внутри каталога – переименование, добавление, удаление, перемещение в подкаталог и копирование;
valid users – список пользователей у которых есть доступ к каталогу. Если пользователей несколько, их имена указываются через запятую. Если необходим доступ для пользователей принадлежащих группе, перед именем группы устанавливается символ ”at” @ (“собака”).
Важно! Имя директории общего доступа, отображаемое пользователям, равно имени секции в которой оно описано.
Проверяем настройки с помощью команды: