11 Проведения опросов в Интернете.
Одним из эффективных инструментом сбора первичной информации в сети Интернет являются интернет-опросы.
Высокая эффективность метода проведения опросов в Интернете связана с тем, что благодаря своим коммуникативным свойствам, он максимально «сближает» анкетируемого и интервьюера.
К числу отличительных особенностей проведения опросов с использованием Интернета также относится их невысокая стоимость, автоматизация процесса опроса и анализа его результатов, и возможность сосредоточения опроса на целевой аудитории.
Основным условием, обеспечивающим эффективность анкетирования через Интернет, является существование в его среде целевой аудитории.
Одним из ключевых вопросов при проведении интернет-опроса является формирования выборки, то есть определение контактной аудитории, на которой будет проводиться исследование. Важными аспектами в данном случае являются репрезентативность выборки (т.е. соответствие характеристик выборки характеристикам генеральной совокупности) и ее несмещенность.
Опрос может проводиться путем размещения анкеты на сайтах, посещаемых целевой аудиторией, ее рассылки по электронной почте, предложения заполнить ее в телеконференциях.
Основным элементом при проведении опросов является анкета.
Анкета — представляет собой набор вопросов, на которые должны быть получены ответы от респондентов, то есть лиц, отобранных для анкетирования.
Разрабатывая анкету, необходимо обращать внимание на характер вопросов, их последовательность, форму, выбор слов.
При разработке анкеты могут использоваться следующие рекомендации:
• формулировка вопросов должна быть конкретной, ясной и однозначной;
• анкета должна быть лаконичной и содержать оптимальное количество вопросов;
• анкета не должна содержать лишних вопросов;
• в тексте анкеты должна использоваться общепризнанная терминология;
• все вопросы должны быть сгруппированы в определенные блоки в соответствии с логикой исследования;
• в анкете необходимо использовать контрольные вопросы, предназначенные для проверки искренности и последовательности опрашиваемых;
• трудные и личные вопросы рекомендуется помещать в конце анкеты.
12 Сбор маркетинговой информации о пользователях Интернета.
Наблюдение является одним из методов проведения первичных маркетинговых исследований. Этот метод применяется фирмами при наличии у них собственного web-сайта. Исследования, проводимые в его рамках, состоят в сборе и последующем анализе данных, получаемых из файлов журналов (log files) web-сервера или из файлов cookie. Эти данные могут относиться к поведению посетителей, очередности их переходов по страницам или статистике посещений web-сервера. В случае размещения на сайте поисковой системы дополнительно могут собираться и анализироваться вводимые пользователями запросы.
Главным отличительным свойством и преимуществом этого вида маркетингового исследования над традиционными методами наблюдения и интернет-опросами, требующими активного участия респондентов, является возможность сбора ценной информации без привлечения посетителей к активным действиям.
Существует три основных способа идентификации пользователей:
· по IP-адресу компьютера посетителя — данный метод обладает максимальной погрешностью по сравнению с остальными. Эта погрешность определяется прежде всего тем, что сайт могут посетить несколько пользователей с одним и тем же IP-адресом, например, работающие через прокси-сервер;
· по файлам cookies — небольшим файлам с данными, которые web-сервер при его посещении через браузер оставляет на компьютере пользователя. Таким образом, во время следующего визита сервер знает, что данный пользователь уже был его посетителем ранее. Это знание используется, например, при рекламе, когда ему не показывается баннер, который он уже видел. В более сложных системах при помощи файлов cookies возможно проводить изучение пристрастий посетителя и при каждом визите показывать ему соответствующую рекламу. Основная погрешность при применении этого метода создается из-за того, что файлы cookies идентифицируют именно браузер пользователя, а не конкретного человека.
· при обязательной регистрации пользователей — в этом случае при посещении сайта или обращении к одной из служб Интернета, пользователь вводит свое имя и пароль, и система в течение всего визита может однозначно идентифицировать его. Этот способ несет в себе меньше всего погрешностей при подсчете пользователей и их повторных визитов, но, к сожалению, применим, в основном, лишь к отдельным службам Интернета, для доступа к которым требуется проведение их аутентификации.
Другим методом получения информации о посетителях сайта является использование статистики, получаемой поставщиком услуг Интернета. Поставщик услуг поддерживает файлы журналов, в которых содержится информация по каждому запросу Web-страницы или графического объекта с сервера. В файле журнала обычно содержится следующая информация: IP-адрес посетителя, дата и время посещения, команда, запрошенный файл, ссылка, по которой он попал на сервер, используемые браузер и платформа. В нем не хранится информация об электронном адресе посетителя, только IP-адрес, по которому можно определить домен пользователя. Домен может представлять значительный интерес, например, если характеризует географический регион пользователя. Большой информативностью обладает источник, откуда посетитель попал на сервер, так как это позволяет анализировать эффективность различных источников доступа к web-сайту.
Анкета пользователя Интернет
Просим Вас ответить на вопросы следующей анкеты для исследования предпочтений пользователей сети Интернет. Заполнить анкету очень просто: если Ваше мнение совпадает с одним или несколькими из предлагаемых вариантов ответов, то отметьте выбранные вами варианты. Если же ни один из приведенных вариантов вашей точке зрения не соответствует, то изложите свое мнение на свободных строках.
Опрос анонимный, фамилию и имя указывать не нужно.
Заранее благодарим Вас за сотрудничество.
Часть 1. Для пользователей сети Интернет
1. Какой опыт работы в Интернет Вы имеете?
2. Откуда Вы имеете доступ в Интернет? (Выберете один или несколько вариантов ответа)
- Дом.
- Работа.
- Место учебы.
- Интернет-кафе.
- Друзья.
- Другое место _____________________________ (Укажите какое).
3. Какая Ваша основная цель использования Интернет? (Выберете один вариант ответа)
- Время провождение (Развлечения, общение и т.д.).
- Получение информации для личного пользования.
- Получение информации для профессиональной деятельности.
- Профессиональная деятельность в Интернет (Разработка и поддержка web-ресурсов, электронная коммерция, Интернет-маркетинг и т.д.).
- Другая __________________________________ (Укажите какая).
4. Какая в среднем продолжительность Вашей работы в Интернет? (Выберете один вариант ответа)
- 20 ч. в неделю и более.
- 10 ч. в неделю и более.
- 5 ч. в неделю и более.
- 1 ч. в неделю и более.
- Менее 1 ч. в неделю.
5. Какие сервисы Вы используете? (Выберете один или несколько вариантов ответа)
- электронная почта (e-mail)
- телеконференции
- www
- ftp
- ICQ
- другие __________________________________ (Укажите какие)
6. Какая информационная техника имеется у вас дома? (Выберете один или несколько вариантов)
- Телефон.
- Мобильный телефон.
- Компьютер.
- Модем.
- Выход в Интернет.
7. Планируете ли Вы подключиться в ближайшее время к Интернет из дома? (Если Вы имеете выход в Интернет из дома, то пропустите данный вопрос)
8. Если вы не планируете подключится к Интернет из дома, то укажите причины? (Выберете один или несколько вариантов ответа. Если Вы имеете выход в Интернет из дома или планируете подключится к Интернет, то пропустите данный вопрос)
- Нет дома компьютера.
- Нет телефона / не проведена связь.
- Это слишком сложно.
- Нет времени обучиться.
- Нет времени пользоваться.
- Слишком дорого.
- Это не нужно.
Часть 2. Для пользователей, имеющих доступ к Интернет из дома
9. Услугами какого провайдера (поставщика Интернет-услуг) Вы пользуетесь?
- ТУЭС ОАО «Ростовэлектросвязь».
- ОАО «ИнфоТеКС Таганрог Телеком».
- ЗАО ИНИТ.
- РОЦНИТ ТРТУ.
- Компания Мегалинк.
- ООО «БИКОМ».
- ОАО «Софт Дизайн».
- Другой__________________(Укажите какой)
10. Какой способ подключения к Интернет Вы используете?
- Подключение по коммутируемым телефонным линиям.
- Подключение по выделенным линиям.
- Другой______________________(Укажите какой)
11. Оцените по степени важности для Вас каждый критерий, указанный в таблице, при выборе провайдера. (Поставьте напротив каждого варианта ответа цифру от 1 — наиболее важный — до 8 — наименее важный).