Основные службы сети Интернет и протоколы
Когда говорят о работе в Интернете или об использовании Интернета, то на самом деле речь идет не об Интернете в целом, а только об одной или нескольких из его многочисленных служб. Служба – это пара программ, взаимодействующих между собой согласно определенным правилам, называемым протоколами. Одна из программ этой пары – сервер, вторая – клиент.
Сервером называют компьютер или программу, которая ожидает запросов на установку соединения, и может выступать в роли поставщика запрошенных ресурсов.
Клиент это другой компьютер (программа), инициирующий соединение с сервером. Одна серверная программа обычно способна обрабатывать запросы от разных клиентов, и притом одновременно.
Основные службы компьютерной сети Интернет:
- Служба World Wide Web (WWW)её называют «Всемирной паутиной» и нередко отождествляют с Интернетом, хотя на самом деле это лишь одна из его многочисленных служб. World Wide Web (Всемирная паутина)– это единое информационное пространство, состоящее из сотен миллионов взаимосвязанных электронных документов, хранящихся на Web-серверах. Отдельные документы, составляющие пространство Web, называют Web-страницами. Количество существующих Web-страниц уже измеряется миллиардами, причем энергичный рост объема World Wide Web продолжается. Группы тематически объединенных Web-страниц отличаются тем, что они оформлены без привязки к конкретному носителю. Электронные Web-документы предназначены для просмотра на экране компьютера, причем заранее не известно, на каком и с какой операционной системой. Поэтому Web-документы не могут иметь «жесткого» форматирования. Оформление выполняется непосредственно во время их воспроизведения на компьютере клиента. Создание Web-страниц осуществляется с помощью языка разметки гипертекста (Hyper Text Markup Language – HTML). Для доступа к Web-страницам используется протокол передачи гипертекста НТТР (Hyper Text Transfer Protocol). При записи протокола после его имени следует двоеточие и два прямых слеша: http://.
Например: http://school.keldysh.ru/info2000/index.htm. Просмотр Web-страниц осуществляется с помощью специальных программ просмотра – браузеров. В настоящее время наиболее распространенными являются браузеры Internet Explorer и Netscape Communicator;
- Электронная почта (E-Mail). Обеспечением данной службы в Интернете занимаются специальные почтовые серверы. Почтовые серверы получают сообщения от клиентов и пересылают их по цепочке к почтовым серверам адресатов, где эти сообщения накапливаются. При установлении соединения между адресатом и его почтовым сервером происходит автоматическая передача поступивших сообщений на компьютер адресата. Преимущество электронного письма в том, что оно может содержать не только текстовое сообщение, но и вложенные файлы (программы, графику, звук и пр.). Однако, чтобы не замедлять работу сети, на некоторых почтовых серверах вводятся ограничения на размер пересылаемых сообщений (обычно почтовый сервер не пропускает сообщения более 2000000 байтов). Существует большое разнообразие клиентских почтовых программ. К ним относится, например, программа Microsoft Outlook Express, входящая в состав операционной системы Windows XP как стандартная. Более мощная программа, Microsoft Outlook, входит в состав пакета Microsoft Office XP. Из специализированных почтовых программ популярны The Bat! и Eudora Pro. Для того, чтобы электронное письмо дошло до адресата, оно, кроме самого сообщения, обязательно должно содержать адрес электронной почты получателя письма. Он записывает в определенном виде и состоит из двух частей, разделенных символом @: user_name@server_name. Первая часть (user_name – имя пользователя) имеет произвольный характер и задается самим пользователем при регистрации почтового ящика. Вторая часть (server_name – имя сервера) является доменным именем почтового сервера, на котором пользователь зарегистрировал свой почтовый ящик. Адрес электронной почты записывается только латинскими буквами и не должен содержать пробелов.
наличие двух партнеров по переписке. Если же партнеров нет, то достаточно большой поток почтовой информации в свой адрес можно обеспечить, подписавшись на списки рассылки – специальные тематические серверы, собирающие информацию по определенным темам и переправляющие ее подписчикам в виде сообщений электронной почты. Списки рассылки позволяют эффективно решать вопросы регулярной доставки данных;
- служба IRC (Internet Relay Chat) предназначена для прямого общения нескольких человек в режиме реального времени. Иногда службу IRC называют чат — конференциями или просто чатом. В отличие от системы телеконференций, в которой общение между участниками открыто всему миру, в системе IRC общение происходит только в пределах одного канала, в работе которого принимают участие обычно лишь несколько человек. Каждый пользователь может создать собственный канал и пригласить в него участников «беседы» или присоединиться к одному из открытых в данный момент каналов. Существует несколько популярных клиентских программ для работы с серверами и сетями, поддерживающими сервис IRC. Одна из наиболее популярных – программа mIRC.exe;
- служба ICQ – одна из нескольких существующих в Интернете служб для мгновенного обмена сообщениями. Если два человека подключены к Интернету одновременно, то, в принципе, им почти ничто не мешает общаться друг с другом напрямую. Единственная проблема – знание сетевого IP – адреса человека, подключенного в данный момент к Интернету. Большинство пользователей не имеет постоянного IP – адреса – он выдается им на временной основе в момент установки соединения. Для пользования службой ICQ надо зарегистрироваться на ее центральном сервере (http://www.icq.com) и получить персональный идентификационный номер UIN (Universal Internet Number). Данный номер можно сообщить партнерам по контактам. Зная номер UIN партнера, но не зная его текущий IP-адрес, можно через центральный сервер службы отправить ему сообщение с предложением установить соединение. После установления контакта связь происходит в режиме, аналогичном сервису IRC.
- Форумы (веб-форумы, www-форумы)– это сайты для публичного обмена сообщениями между пользователями.
В основу структуры форума положение треды ( от английского thread – нить). Первое сообщение в треды задает тематику сообщений (тему для обсуждения). Затем идут первые комментарии к теме обсуждения и последовательность ответов.
Для участия в форуме требуется регистрация, а при пользовании форумом необходимо выполнить свод правил, определенных в нем.
- Служба телеконференций (Usenet). Эта служба похожа на циркулярную рассылку электронной почты, в ходе которой одно сообщение отправляется не одному корреспонденту, а большой группе (такие группы называются телеконференциями или группами новостей). Сообщения, направленные на сервер группы новостей, отправляются с него на все серверы, с которыми он связан, если на них данного сообщения еще нет. На каждом из серверов поступившее сообщение хранится ограниченное время (обычно неделю), и все желающие могут с ним в течение этого времени ознакомиться. Распространяясь во все стороны, менее чем за сутки сообщения охватывают весь земной шар. Далее распространение затухает, поскольку на сервер, который уже имеет данное сообщение, повторная передача производится не может. Вся система телеконференций разбита на тематические группы. Сегодня в мире насчитывают порядка 100000 тематических групп новостей. Они охватывают большинство тем, интересующих массы. Основной прием использования групп новостей состоит в том, чтобы задать вопрос, обращаясь ко всему миру, и получить ответ или совет от тех, кто с этим вопросом уже разобрался. При отправке сообщений в телеконференции принято указывать свой адрес электронной почты для обратной связи. В целях избежания переполнения электронного «почтового ящика» корреспонденцией иногда указывают дополнительный адрес. Как правило, такой адрес арендуют на сервере одной из бесплатных анонимных почтовых служб, например www.hotmail.com. Для работы со службой телеконференций существуют специальные клиентские программы. Так, например, приложение Microsoft Outlook Express позволяет работать и со службой телеконференций. Для начала работы надо настроить программу на взаимодействие с сервером групп новостей, оформить «подписку» на определенные группы и периодически получать все сообщения по теме этой группы как обычную электронную почту;
- Служба сетевых новостей (Usenten) которая даст возможность пользователям пересылать сообщения и статьи на специальные электронные форумы и конференции. Посланное пользователем сообщение в соответствующую группу новостей становится доступным всем участникам дискуссии.
Служба сетевых новостей позволяет организовывать списки рассылки. Электронное сообщение, попавшее в список рассылки, затем отправляется всем пользователям сети, подписавшимся на этот список.
Тематика группы новостей обычно определяется ее названием. Примеры некоторых таких названий приведены в таблице׃
Обсуждение интересов компьютерных профессионалов и обычных пользователей
8. Основные сетевые службы
Набор базовых сетевых служб (сервисов) составляют 5 служб (наиболее важными являются первые две):
1) файловый сервис организует хранение, удаленный доступ, совместное использование и синхронизацию изменений, быстрый перенос и тиражирование, архивирование и резервное копирование файлов.
2) сервис печати — сетевые приложения, управляющие доступом к сетевым принтерам и факсимильному оборудованию. Обеспечивается прием заданий для печати, интерпретация форматов этих заданий и конфигураций
принтеров, управление очередями заданий и работа пользователей с сетевыми принтерами.
3) сервис сообщений позволяет организовать обмен сообщениями (текстовыми, графическими, звуковыми, видео) между пользователями сети. Достаточно развитые возможности заложены в одну из реализаций сервиса сообщений — электронную почту.
4) сервис приложений обеспечивает доступ к приложениям и их вызов сетевыми клиентами. Его основная задача — координация программного обеспечения и оборудования сети для оптимального использования их возможностей для решения конкретных задач за счет совместного использования сетевых ресурсов.
5) сервис баз данных предназначен для организации централизованного хранения, более быстрого доступа, поиска и обеспечения защиты данных.
9. Типы топологий локальной вычислительной сети
От конфигурации ЛВС зависит, как размещаются абоненты сети и как эни соединяются между собой. Кабельная система и способы соединения компонент, а также правила передачи бит между компьютерами определяют физическую топологию сети. Существует несколько конфигураций ЛВС: линная, кольцевая, звездообразная, древовидная, полносвязная и гибридная.
Локальные сети кафедр ФКТИ объединены с использованием кольцевой топологии 3 (рис. 10).
3 Схема предоставлена ЦНИТ СПбТЭТУ
Полносвязная (mesh) топология образуется, когда все компоненты сети соединяются друг с другом.
Шинной (рис. 11)называется такая конфигурация сети, при которой к незамкнутому каналу (шине) с некоторым интервалом подключаются отдельные абоненты. Информация от абонента-источника распространяется по каналу в обе стороны. Для раздельной передачи сигнала по одной шине применяют временное или частотное разделение шины. В первом случае каждому абоненту для ведения передачи выделяется определенный отрезок времени. Во втором случае каждому абоненту выделяют определенную полосу частот, для обмена информацией между абонентами. Передача может вестись с помощью модемов.
В кольцевых ЛВС (рис. 13) информация передается по замкнутому каналу (кольцу), в большинстве случаев только в одном направлении. Каждый абонент непосредственно связан с двумя соседними абонентами, но «прослушивает» передачу любого абонента
10. Управление сетями
Вычислительные сети имеют те же недостатки, что и ПК в виде автономной системы, от которых невозможно избавиться. Ошибочные включения и выключения какого-либо оборудования, выход за границы области, злоупотребления информацией и (или) манипулирование ею могут разрушить рабочую систему. Обеспечение надежности функционирования сети входит в обязанности администратора сети, который должен всегда быть информирован о физическом состоянии и производительности сети и вовремя принимать соответствующие решения.
Администратор сети контролирует права доступа к данным. Для этого в сетях применяется система имен и адресация. Каждый пользователь имеет собственный идентификатор — имя, в соответствии с которым имеет какой-то ограниченный доступ к сетевым ресурсам и к времени работы в сети. Пользователи, кроме того, могут быть объединены в группы, имеющие свои права и ограничения. Для предотвращения несанкционированного доступа применяется система паролей.