Интернет как инструмент маркетинга
Интернет – это всемирная компьютерная сеть, предназначенная для хранения и передачи данных и информации, выступающая в роли одного из основных средств маркетинговых коммуникаций.
В современном мире сеть Интернет играет огромную роль не только в маркетинге, но и в жизни любого человека. В настоящее время общество и все сферы его жизни проходят этап цифровой трансформации. Интернет все глубже проникает во все сферы жизни человеческого общества. Туда же стремится и бизнес – сегодня встретить компанию, не имеющую какого-либо представительства в сети Интернет достаточно трудно.
Выступая в качестве рекламного носителя, он служит инструментом маркетинговых коммуникации и средством для заключения сделок, совершения покупок и платежей (электронная коммерция). Все это превращает его во всемирный электронный рынок, на котором потребители в режиме 24/7 могут совершать покупки и платежи по всему миру. Более того, Интернет служит важным источником получения маркетинговой информации.
Отличительными особенностями Интернет-среды как составного инструмента маркетинга выступают:
- гипермедийная природа интернет-среды;
- интерактивный характер коммуникационного процесса;
- возможность построения персонального взаимодействия и пр.
Непосредственно для целей маркетинга Интернет может быть использован в качестве канала продвижения или распределения, а также как основа поведения маркетинговых исследований. Так, например, последние активно проводятся при помощи онлайн платформы TZexpert. Также опросы потребителей могут проводиться в рамках официальных сайтов компаний.
Основные направления использования Интернета в качестве составного инструмента маркетинговой деятельности в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Направления использования Интернета как инструмента маркетинга.
Основной целью мониторинга выступает получение информации касательно того, каким образом стоит выстраивать работу в сети Интернет. Управление репутацией направлено на формирование нужного для бизнеса мнения о компании, ее продукции, бренде. Клиентская поддержка опосредована организацией непрерывного консультирования клиентов на базе удобной для них платформы. Продвижение ориентировано на то, чтобы завоевать уважение широкой аудитории к продукту или бренду.
Свое практическое воплощение Интернет как инструмент маркетинга находит в поисковой оптимизации, контекстной и баннерной рекламе, SMM-маркетинге (маркетинге в социальных сетях), вирусном и партизанском маркетинге, директ-мейле и интернет PR. В последние годы к ним активно добавляются блогосфера и хостинги информации.
Таким образом, в условиях глобализации Интернет служит незаменимым инструментом получения актуальной информации в сфере маркетинга. Он многократно превосходит и органично дополняет прочие внешние источники получения маркетинговой информации. В то же время его пространство служит основой для проведения рекламных кампаний, организации продаж и обеспечения обратной связи с клиентами, то есть выступает в роли поддерживаемого рекламодателями средства коммуникации. Сегодня Интернет нередко превращается в инструмент прямых продаж, развивается сфера электронной торговли.
Сущность и особенности интернет-маркетинга
Интернет-маркетинг представляет собой практику использования всех аспектов традиционного маркетинга на пространстве интернета в целях реализации продукции и управления взаимоотношениями с покупателями. Проще говоря, это все методы осуществления маркетинга в сети интернет.
Основной целью интернет-маркетинга считается получения максимального эффекта от потенциальной аудитории интернет-пользователей. Его стандартными элементами выступают товар, цена, продвижение и место продаж. В качестве товара выступает все то, что способно удовлетворять потребности потребителя и может быть продано через Интернет. Считается, что цены в Интернете, благодаря экономии на издержках, на порядок ниже, нежели в стационарных магазинах. Продвижение включает в себя весь комплекс мер, направленных на продвижение бренда или продукта в сети. Наконец, под местом продаж понимается точка взаимодействия при решении о покупке, это может быть рекламное объявление, лэндинг, сайт или группа в социальной сети.
Интернет-маркетинг требует разработки соответствующей стратегии, которая состоит из трех шагов. Прежде всего определяется целевая аудитория, составляется портрет потребителя. Далее изучаются конкуренты, и определяется позиция бизнеса по отношению к ним. Затем наступает этап целеполагания — определяются цели и производится выбор конкретных методов их достижения. Подобного рода стратегия разрабатывается ежегодно и подвергается корректировке по мере необходимости.
Интернет-маркетинг имеет определенные преимущества перед маркетингом традиционного типа. Помимо экономии на издержках к ним относятся:
Использование сети Интернет в качестве инструмента маркетинговых коммуникаций позволяет оперативно и эффективно взаимодействовать с целевой аудиторией, поддерживать связь с покупателями и держать контроль над ситуацией. Посредством использования механизма таргетинга компания может выделять исключительно целевую аудиторию и непосредственно ей демонстрировать рекламу, повышая тем самым ее эффективность. Наконец, Интернет представляет средства для оценки уровня эффективности методов и действий, способствующих увеличению конверсии на исследуемых ресурсах.
К числу прочих достоинств интернет-маркетинга можно отнести снижение трансформационных издержек, высокую результативность получения и распространения информации, а также возможность размещения значительного числа данных.
В то же время, использование сети Интернет в качестве инструмента маркетинга имеет определённые недостатки. Прежде всего, они касаются невозможности гарантировать быструю отдачу от прилагаемых усилий и общую сложность составления прогнозов.
Особенности Интернет-маркетинга
Интернет позволяет компаниям привлечь к себе внимание нового клиента всего за десятки секунд. В то же время это дает возможность пользователю столь же быстро перейти к любому из конкурентов компании. В такой ситуации удержание внимания покупателей приобретает более значительную ценность, чем в процессе коммуникации с использованием традиционных СМИ.
Интернет не имеет территориальных ограничений и является глобальным средством коммуникации. Учитывая отсутствие зависимости между стоимостью доступа к информации и удаленностью от ее источника, а также незначительность временной задержки получения данных, интернет-маркетинг позволяет даже небольшим организациям заниматься бизнесом в мировом масштабе.
Высокая эффективность использования сети Интернет в качестве средства коммуникации позволяет сократить время на поиск партнеров по бизнесу и осуществление сделок, легко производить изменения представленной информации, и поддерживать ее актуальность.
· Персонализация взаимодействия и переход к маркетингу «один-одному».
Используя сеть Интернет, компании могут получать точную и детальную информацию о запросах каждого индивидуального заказчика, автоматически предоставлять ему продукты и услуги, соответствующие его индивидуальным требованиям. В качестве примера можно привести персональное представление страниц web-сайта для каждого из клиентов или партнеров компании.
· Снижение издержек предприятия
Применение современных информационных технологий позволяет осуществить оптимальный выбор структуры товарного ассортимента, сократить затраты времени на его формирование, сделать более обоснованной политику ценообразования, снизить звенность канала закупки товаров. Все это приводит к существенному снижению издержек предприятия.
1.3 Особенности Интернет рекламы
Развитие информационных технологий и электронной коммерции привели к появлению нового направления рекламы — интернет-рекламы. Как традиционная реклама является составной частью комплекса маркетинга, так и интернет-реклама является элементом общей политики интернет-маркетинга организации, направленного на продвижение компании и ее продукции в сети Интернет.
В настоящее время интернет-реклама является наиболее быстрорастущим сектором рекламной индустрии России. Ее совокупный объем по оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) в январе-сентябре 2007 г. вырос в сравнении с аналогичным периодом 2006 г. на 53% и составил 2,7 млрд. рублей. [2]
Цели интернет-рекламы во многом схожи с целями рекламы традиционной: увеличение товарного оборота, создание благоприятного имиджа товара и фирмы, предоставление информации о функциях и стоимости продукта. Однако интернет-реклама имеет и специфичные цели, в том числе — привлечение посетителей на web-сайт компании.
В отличие от традиционных средств рекламы Интернет обладает рядом свойств, положительно влияющих на его возможности выступать в качестве рекламоносителя:
· Интерактивная среда сети Интернет позволяет рекламе оказывать на потребителя не только пассивное, но и активное воздействие;
· Интернет — это эффективное средство представления рекламного обращения. Его мультимедийность предоставляет широкие возможности доведения до пользователя информации о рекламируемом объекте с использованием текста, графики, звука и анимации;
· Интернет предоставляет рекламодателю эффективный способ направленного влияния на целевую аудиторию и конкретных пользователей;
· основываясь на современных информационных технологиях, Интернет предоставляет широкие возможности оперативного и стратегического контроля и анализа результатов рекламных компаний.
В то же время Интернет-реклама имеет определенные недостатки:
1. Интернет-аудитория сети Интернет еще недостаточно широка для эффективной рекламы товаров массового потребления.
2. Значительную часть отечественных пользователей интернет-ресурсами составляют подростки, не имеющие статуса «независимых», а иногда и «полунезависимых» потребителей.
3. Быстрое обновление информации в сети приводит к ее быстрому устареванию, поэтому значительная часть ссылок на интернет-ресурсы оказывается устаревшей.
4. Для России характерен низкий уровень развития инфраструктуры связи, что ограничивает доступ к сети Интернет населения регионов РФ.
5. Современный этап развития информационных технологий во всех странах мира характеризуется отсутствием проработанной правовой базы, регулирующей деятельность в Интернете физических и юридических лиц.
6. Не решены в достаточной мере вопросы защиты информации в Интернет, ее преднамеренного искажения, реализации авторских прав, доступа третьих лиц к конфиденциальной информации и др.