Педагогические возможности сети интернет

Образовательные возможности сервисов сети интернет

Интернет предоставляет уникальные возможности для школьного образования и воспитания личности. Он представляет собой не только практически неисчерпаемый массив образовательной информации, но и выступает как средство, инструмент для ее поиска, переработки, представления, создания собственных ресурсов и организации образовательной деятельности.

Интернет является уникальным источником активной интеллектуальной и коммуникативной деятельности школьника, его творческой самореализации, в результате которых у него появляется возможность приобрести необходимые знания, умения. навыки. В настоящее время в Интернет активно идет процесс создания и систематизация ресурсов для целей школьного образования.

Рассмотрим основные определения.

1. Интернет-ресурс – набор логически законченной, структурированной информации, предоставляемой посредством сети Интернет.

2. Открытый Интернет-ресурс — ресурс, для получения доступа к которому необходимо непосредственно перейти по соответствующей гиперссылке, без применения дополнительных шагов авторизации, получения разрешения автора или правообладателя путем оформления каких-либо документов, перечисления денежных средств или гарантий.

3. Гиперссылка — часть гипертекстового документа, ссылающаяся на другой элемент (команда, текст, заголовок, примечание, изображение) в самом документе, на другой объект (файл, каталог, приложение), расположенный на локальном диске или в компьютерной сети, либо на элементы этого объекта. Гиперссылка может быть добавлена к любому элементу гипертекстового документа и обычно выделяется графически. .

4. Интернет-проект — это способ организации совместной деятельности территориально распределенных участников или трансляции информации с применением функциональных возможностей сети Интернет.

5. Сайт — интернет-ресурс (буквально «место, сегмент, часть в сети»). Это совокупность электронных документов (страниц) частного лица или организации, объединённых под одним адресом в сети Интернет.

6. Портал (в переводе – «вход, ворота») — крупный сайт, объединяющий различные сервисы. Портал может объединять тематические ресурсы (сайты) и обеспечивать переход к ним. Портал помимо функции доступа к ресурсам предоставляет определенный набор программных сервисов, таких как авторизация, система навигации, поиск, новостные ленты, тематические дайджесты, форумы, телеконференции, опросы и др., позволяющие облегчить и индивидуализировать работу пользователя портала.

7. Аккаунт (учётная запись) — запись, содержащая сведения, которые пользователь сообщает о себе некоторой компьютерной системе, сайту, порталу и т.п. Аккаунт используется для идентификации пользователя системой и обеспечения входа на личный ресурс, закрытый для других пользователей.

В настоящее время создана система образовательных порталов — удобная для учащихся и преподавателей информационная и обучающая среда, которая дает возможность пользователю удовлетворять индивидуальные информационные и образовательные потребности, получать необходимые знания для научной и практической деятельности, а также предоставляет средства для информационного поиска и профессионального общения.

Информация, помещенная на сайтах и порталах, обладает рядом преимуществ перед традиционными печатными материалами. Она дает возможность пользователям работать в гипертекстовой среде, т. е. в условиях, когда он может самостоятельно, с учетом индивидуальных склонностей, мотиваций, способностей, мышления и уровня знаний формировать области и маршруты процесса усвоения знаний, получать, обрабатывать и передавать текстовую и графическую информацию, принимать активное участие в конференциях и дискуссиях.

Предоставление пользователю всего спектра возможностей по формированию функциональных сайтов позволяет строить собственные образовательные ресурсы на основании стандартизованных блоков («учебных кирпичиков») при освоении учебных дисциплин, выполнении дипломной работы, написании диссертации или повышении квалификации. Сайт помогает преподавателям выявить типичные ошибки, которые возникают в процессе изучения учебного материала, разработать индивидуальные маршруты для самостоятельного, очного или дистанционного обучения.

Интернет служит средством развития активности школьника через участие в проектной деятельности, в том числе и по созданию сайтов (наполнение их содержанием, их графическое, звуковое, художественное оформление с использованием современных технических средств — фотоаппаратов, видеокамер и т. д.) и представлению (презентации) результатов работы с использованием компьютерных видеотехнологий.

В этой связи задача школы — сформировать у учащихся хотя бы элементарные навыки работы с сетью. Школьники должны уметь эффективно пользоваться возможностями сети: ресурсами, электронной почтой, посетить чат, форум, принять участие в электронном голосовании, пользоваться машинами поиска, получить из сети музыкальный, графический или видеофайл, подписаться на список рассылки. Учащиеся должны знать: виды электронных адресов, способы доступа в Интернет, принципы поиска информации, иметь представление о гипертексте. Самое главное — школьники должны быть информированы о структуре и содержании образовательных ресурсов сети, практически ориентироваться «на виртуальной местности», понимать, чем и как может Интернет помочь их образованию и уметь применять эти возможности в повседневной учебной деятельности.

Классификация образовательных ресурсов сети Интернет.

1. Ресурс для самостоятельной работы школьников. Требования, предъявляемые к ресурсам этой категории: простота изложения, учитывающая возрастные особенности контингента; высокая наглядность; соответствие программе обучения; наличие системы контроля знаний, позволяющей учащемуся правильно оценить результаты обучения и получить рекомендации по организации дальнейших занятий:

2. Ресурс для подготовки учителя к уроку. В данной категории можно выделить еще две подкатегории: ресурсы для подбора наглядных материалов и методические ресурсы. Основными требованиями к данному виду ресурсов являются достоверность содержащейся в нем информации и избыточность.

3. Ресурс для самообразования учителя. К данной категории ресурсов следует отнести различные сайты дистанционного обучения., а также сайты институтов и обществ и др..

4. Ресурс для организации практической работы на уроке. Сюда относятся ресурсы позволяющие использовать интернет и мультимедиа технологии для проведения виртуальных экспериментов, лабораторных работ и т. п.

5. Ресурс для организации внеурочной работы по предмету. Это сайты на которых присутствуют различные интерактивные викторины, конкурсы, размещены материалы по организации забавных опытов и т. п.

В настоящее время активно разрабатываются методики и формы использования Интернет-ресурсов в учебном процессе. К.В. Шапиро и В.В. Малышкина В.В. предлагают следующие формы уроков, проводимых с использованием ресурсов Интернет:

урок-презентация, урок-исследование, виртуальный эксперимент, лабораторная работа, тематический проект, электронная викторина, контроль знаний, факультатив, сетевой проект, индивидуальное обучение, консультации.

1. К.В. Шапиро и В.В. Малышкина В.В. ”Интернет и преподавание дисциплин естественнонаучного цикла”.

2. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю / Е. Д. Патаракин – 2-е изд., испр. – М: Интуит.ру, 2007. – 64 с. (Учебно-методическое пособие)

Источник

Читайте также:  Реальная скорость работы интернета
Оцените статью
Adblock
detector