Конспект урока на тему «Передача информации. Локальные компьютерные сети»
Ключевые слова: информатика, передача информации, пропускная способность канала, локальные компьютерные сети, топология сетей, аппаратное обеспечение локальной сети.
Цель урока : Иметь представление о передаче информации по сетям.
· познакомить учащихся с понятием локальная компьютерная сеть;
· познакомить с топологией, аппаратным и программным обеспечением локальных сетей;
· научить передавать данные по локальной сети;
· способствовать развитию самостоятельного мышления; совершенствовать способность анализировать и обобщать информацию.
Тип урока: изучение новой темы.
Основной прием: на уроке используется объяснительно — иллюстративный метод; частично-поисковый; наглядный (демонстрация презентации); практический.
Предмет изучения: схема передачи информации, локальная сеть: назначение, компоненты, топология.
Оборудование: презентация «Передача информации. Локальные компьютерные сети», карточки с заданиями, учебник Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» 8 класс, компьютеры, проектор.
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, объявление темы и целей урока. Тема урока «Передача информации. Локальные компьютерные сети» (слайд 2). ( Записывают тему урока в тетрадях).
Вводно-мотивационный этап
С сегодняшнего дня мы будем изучать коммуникационные технологии. (2 слайд)
Что обозначает данный термин? Вспомните однокоренные слова (общение, обмен, передача информации). Что происходит с информацией в процессе коммуникации? (Она передается от одного к другому.) Рассмотрим процесс передачи более подробно.
2. Объяснение нового материала.
Кто участвует в процессе передачи информации? ( У: Источник информации или отправитель и приемник информации или полу чатель.) Приведите примеры передачи информации. ( У: Общение с одноклассниками на перемене, телефонный разговор, рассказ учи теля на уроке, и т. п.) С помощью чего передаётся информация при разговоре по телефону, при непосредственном общении людей? ( У: Звуковые волны, электрические сигналы, телевизионная передающая аппаратура, теле визор и т. д.) Обобщим, информация передается от источника к приемнику посредством канала связи или канала обмена информацией (У: схему перерисовывают в тетрадь). Общая схема передачи информации включает в себя отправителя и получателя информации и канал передачи информации. (3 слайд).
Основной характеристикой каналов передачи информации является их пропускная способность (скорость передачи информации). Пропускная способность канала равна количеству информации, которое может передаваться по нему в единицу времени (У: определение записывают в тетрадь).
Пропускная способность измеряется в бит/с, байт/c, Кбит/c, Кбайт/c, и т.д. (слайд 4) (У: единицы измерения записывают в тетрадь)
Разные каналы обладают разной пропускной способностью. На с. 81 познакомьтесь с характеристикой различных каналов передачи информации. Какой из каналов обладает наиболее высокими характеристиками? (У: работа с учебником)
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
При работе на персональном компьютере в автономном режиме пользователи могут обмениваться информацией, используя оптические диски, flash-память. Однако перемещение носителя информации между компьютерами не всегда возможно и может занимать достаточно продолжительное время. Нужно было искать пути разрешения этой проблемы.
Создание компьютерных сетей вызвано практической потребностью быстрого доступа к информационным ресурсам других компьютеров, а также принтерам и другим периферийным устройствам. (5 слайд)
Существует два вида компьютерных сетей: глобальные и локальные сети (слайд 6). На сегодняшнем уроке мы рассмотрим локальную сеть.
Какую компьютерную сеть называют локальной?
Локальной сетью называется объединение двух и более компьютеров, позволяющее им совместно работать с программами и данными. Компьютеры локальной сети обычно расположены недалеко друг от друга, используют общий комплект сетевого оборудования и управляются одним пакетом программного обеспечения. (7 слайд)
Если в локальной сети нет специальных компьютеров, предназначенных для управления сетью, то сеть называется одноранговой. Пользователи самостоятельно решают, какие ресурсы своего компьютера сделать доступными для других пользователей сети. У таких сетей есть один недостаток: слабая защищенность информации от несанкционированного доступа, зависимость эффективности работы от количества станций. (8 слайд)
Для обеспечения большей безопасности в локальной сети выделяют один компьютер, на котором обычно хранится наиболее важная информация. Такой компьютер называется сервером. Доступ к информации на сервере контролирует один человек — администратор сети. (9 слайд)
Способы соединения компьютеров в сети (топология сети) – 10-14 слайды (У: типы соединений записывают в тетрадь).
Физическое расположение компьютеров сети относительно друг друга и способ соединения их линиями называется топологией сети. Топологии сети могут быть различными:
Кольцевая топология. Каждый компьютер соединен друг с другом. Сигнал, несущий информацию идет по кругу (11 слайд)
Топология «шина». Компьютеры соединены последовательно и подключены к одному кабелю (11 слайд)
Топология «Звезда». К каждому компьютеру подходит отдельный кабель из одного центрального узла. Центральным узлом является мощный компьютер. (13 слайд) Преимущества локальный сети типа «звезда» состоит в том, что при выходе из строя сетевого кабеля у одного компьютера локальная сеть в целом продолжает нормально функционировать.
«Древовидное соединение» — имеется один центральный сервер для всей сети и несколько файловых серверов для разных рабочих групп. (14 слайд)
В операционной системе Windows компьютеры, подключенные к локальной сети, отображаются в папке Сетевое окружение.
Аппаратное обеспечение локальной сети (15-21 слайды). Каждый компьютер или принтер, подключенный к локальной сети, должен иметь сетевую плату. Основной функцией сетевой платы является передача и прием информации из сети.
Локальные сети могут быть как проводные и беспроводные. В проводных сетях соединение производится с помощью витой пары. Для соединения компьютеров в сети служат концентраторы ( HUB или Switch ). В беспроводных сетях в качестве центрального сетевого устройства используется точка доступа, а на каждом компьютере должна быть установлена специальная беспроводная сетевая плата типа Wi-Fi.
3 .Закрепление. Практическая работа. (слайд 22-23)
1. Используя папку Сетевое окружение, просмотреть и скопировать на свой компьютер в свою папку (у каждого учащегося на компьютере есть папка под своей фамилией, для хранения работ) какие-либо файлы с компьютера учителя. Картинки и тексты приготовлены заранее.
2. Раздать карточки с заданием. Например:
1) Запустить текстовый редактор Блокнот: Пуск/Все программы/ Стандартные/ Блокнот.
2) Напечатать ответ на поставленные вопросы.
a. Дайте определение локальной компьютерной сети.
b. Назовите основные топологии локальных сетей.
3) Сохранить файл под своей фамилией в свою папку. Например, Иванов. txt
4) Скопируйте файл в папку Ответы, находящуюся на компьютере учителя
Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.
Предлагаю учащимся облако «тегов», которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
- сегодня я узнал.
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось… и т.д.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
5. Дом. Задание. Параграф 3.1, 3.2 , зад 3.2. стр.84. (Слайд 25)