Сетевой этикет и его правила: краткое описание основных положений
Сетевым этикетом называют систему норм и правил, которая была разработана людьми в процессе компьютеризации общества и развития интернет-коммуникаций. Сетевой этикет – это, если кратко, представление о принципах взаимодействия между новичками, опытными пользователями сети. Точное определение, что такое нормы сетевого этикета, – отсутствует. Они негласно подразумеваются в процессе деловой переписки, общения в чате или социальной сети. Каждый воспитанный, культурный человек соблюдает правила хорошего тона.
Основные правила сетевого этикета: 3 группы
Информатика различает три типа норм поведения в среде Интернет:
- Психологический этикет базируется на разделении местоимений ты и вы. Учитывается отношение человека к новичкам, поддержка, помощь в освоении принципов работы ресурса, применение смайликов во время общения;
- К административному типу относят тематику обсуждения, рекламные сообщения, цитирование других участников беседы. Первое правило Интернета – минимизировать агрессию, избегать словесной перепалки, угроз;
- Технический класс определяет продолжительность сообщений, длительность строк, использование транслитерации. Неэтично использовать исключительно заглавные буквы, пользоваться функциями расширенного форматирования.
Каковы основные правила сетевой этики
Правила поведения в Интернете можно кратко описать списком из восьми пунктов:
- Информация подается понятно, доступно. Важно учитывать, что донести смысл написанного жестами, мимикой, тоном не получится. Перед отправкой сообщение нужно внимательно прочесть, проанализировать.
- Ориентировка на использование принципов реального общения. Переписка с любым человеком равносильна реальному разговору. Не следует допускать употребления слов-паразитов, оскорблений.
- Будьте осмотрительны. Если человек впервые зарегистрировался в чате, на форуме, вступил в дискуссию, изначально следует почитать сообщения других участников. Краткий экскурс в общение людей позволит избежать неловких ситуаций.
- Уважительное отношение. Как утверждает сетевой этикет, написанное письмо всегда заинтересует человека, если информация ему важна. Не стоит писать длинные сообщения, лучше изложить основную суть в нескольких фразах.
- Правописание и пунктуация. Неграмотный человек не заинтересует делового партнера, потенциального заказчика или поставщика. По правильности написания текста люди судят об уровне образования и профессионализме оппонента.
- Избегайте конфликтных ситуаций. Нельзя называть людей оскорбительно, провоцируя агрессию на любую тему. Умнее будет промолчать или не отвечать негативно настроенному собеседнику.
- Уважение к приватности. Править чужие сообщения, читать почту – это проявление некорректного отношения к человеку.
- Откажитесь от поучения в сети. Не все люди могут писать грамотно. Это не повод делать ударение на их ошибки, особенно в общем чате. Близкого человека можно скорректировать при личном общении.
Правила сетевого этикета – кратко об электронных письмах
Сетевой этикет в деловой переписке соблюдается с особой строгостью. Большинство писем отправляется по электронной почте. Деловые партнеры редко используют социальные сети или мессенджеры. Есть несколько основных принципов ведения разговора через электронные письма:
- Первое сообщение обязательно должно содержать имя оппонента. Анонимные письма настораживают. Лучше указать свое имя, контактные данные;
- Тема письма сразу ориентирует получателя. Он понимает и подготавливается к изучению информации. В теме можно указать имя собеседника, использовать фразы, способные вызвать интерес;
- Сетевой маркетинг предполагает тщательный анализ содержания. Основные принципы: краткость, грамотность, четкость. Длинные письма редко дочитывают до конца;
- Использование выделений. Основные фразы можно выделить курсивом или жирным шрифтом. Человек пробежится взглядом по тексту, чтобы понять его суть;
- Деликатность. В деловой переписке не рекомендуется использовать картинки, сложные шрифты, выделения. Необходимо соблюдать формальные требования к оформлению писем;
- Не используйте слишком много цитат. Задача отправителя – сделать письмо максимально легким для восприятия. Отправка множества предыдущих фраз, длинные цитаты усложняют понимание текста. Возрастает вероятность, что человек просто откажется от прочтения сообщения;
- Подписаться нужно обязательно. Каждое письмо, отправленное через сеть, должно начинаться с приветствия и заканчиваться подписью отправителя. В подписи необходимо указать контакты для связи, имя, название фирмы.
Что такое сетевой этикет – кратко о запретах в сети
Существует ряд запретов при общении через Интернет. Пользователям необходимо отказаться от:
- Использования чатов, тематических форумов, комментариев для обсуждения отвлеченной тематики;
- Проведения обманных операций, использования ложной информации для получения денежных средств;
- Создания конфликтных ситуаций, разжигания национальной, политической, гендерной вражды;
- Использования ненормативного лексикона.
15 правил
Эксперты утверждают, что в этом смысле виртуальный мир не отличается от реального: там тоже есть сверстники, которые устраивают травлю, плохие компании, маньяки и мошенники. Маленьких детей не отпускают на улицу одних, а у подростков всегда узнают, где они, с кем, чем занимаются и когда будут дома. Такой же уровень заботы нужен и в Cети. Разница только в том, что происходящее на улице родители хорошо себе представляют, а вот ловушки, в которые можно попасть в интернете, многие пока еще не изучили до конца. И все же ребенка нельзя держать взаперти, не выпуская ни за порог, ни в Cеть.
Данные правила по безопасному поведению в интернете составлены экспертами по кибербезопасности корпорации Mail.Ru Group и порталом «Учеба.ру». Они помогут родителям, учителям и школьникам избежать различных опасностей виртуального пространства, которые окружают каждого современного ребенка и взрослого во Всемирной сети.
№ 1 Храните тайны
В информационном пространстве нам часто приходится вводить свои данные: ФИО, адрес, дату рождения, номера документов. Безопасно ли это?
№ 1 Храните тайны
В информационном пространстве нам часто приходится вводить свои данные: ФИО, адрес, дату рождения, номера документов. Безопасно ли это?
Персональные данные (имя, фамилия, адрес, дата рождения, номера документов) можно вводить только на государственных сайтах или на сайтах покупки билетов. И только в том случае, если соединение устанавливается по протоколу https. Слева от адреса сайта должен появиться значок в виде зеленого замка — это означает, что соединение защищено.
Вряд ли ребенку потребуется регистрация на государственных сайтах, но даже если она нужна, делать это в любом случае надо под руководством родителей. Важно помнить, что ни в коем случае нельзя передавать через Cеть данные любых документов и банковских карт. Даже (и тем более) если кто-то об этом просит, старается убедить в том, что возникла критическая ситуация, торопит и повторяет, что нужно срочно прислать информацию.
Если такая ситуация возникла, ребенку нужно сразу связаться с родителями. Если ему говорят, что никому ничего сообщать нельзя, и пугают неприятными последствиями, тем более следует срочно обо всем рассказать семье. Запугивание и попытки во что бы то ни стало получить сведения говорят о том, что перед вами мошенники.